Кто кого?
О противостоянии между коррумпированным аграрно-торгово-промышленным прошлым и современной постиндустриальной ІТ-цивилизацией![](/sites/default/files/main/articles/19062019/8karik.jpg)
Существующая система организации политической власти и распределения произведенного общественного продукта предусматривает обязательное наличие значительного объема финансовых ресурсов для участия в системе управления. Она действует по принципу абсолютной взаимной интеграции крупных капиталов, политического строя и механизма государственного управления, игнорируя культуру, науку, образование и другие цивилизационные приоритеты современности. При этом этот «Голиаф» уничтожает все возможные альтернативы, кроме личного обогащения любыми путями. Доминирование такого мотива своей деятельности определяет индустриальную стадию человеческой цивилизации, на которой сформировались транснациональные корпорации и банки. При этом право и закон как сферы контроля за государственным управлением не действуют, поскольку сами являются элементом системы и осуществляют надзор лишь за низшими ступенями общества.
Олигархический уклад, свойственный большинству стран бывшего СССР, за исключением стран Балтии, являет собой синтез трех элементов и процессов:
1) административно-бюрократической системы СССР с подчинением политической власти единому абсолютному центру принятия решений;
2) специфической, выборочной приватизации с откровенным манипулированием организационно-правовой процедурой, следствием чего стало присвоение большей части национального богатства представителями непродуктивного класса;
3) дикий капитализм, отсутствие социальной и правовой защиты работников, абсолютная власть финансово-промышленного капитала, часто с применением уголовных методов.
Как видим, все эти черты свойственны ХХ веку, и не имеют никаких реальных экономических, научных или любых других результатов. Смыслом деятельности такой системы является формирование двуклассового общества: господствующего класса, который состоит из политической и экономической «элиты», класса потребителей и «планктона», который существует для кормления правящего класса. Такая система не стремится к развитию, ее целью является консервирование статус-кво. Следовательно, она отстает от общего общественного развития и не способна быть полноценным независимым игроком на современном глобальном рынке. Сформированная система не понимает экономического содержания и роли информации, и использует ее лишь для углубления пропасти в отставании от развитого мира.
ХХІ век определяется изменением как господствующей системы управления экономикой, так и формированием нового постиндустриального общества в развитых странах. При этом определяющим фактором производства становится информация, а главным мотивом труда становится не накопление материально-денежных ценностей, а самореализация и признание (это обусловлено распространением в структуре занятости творческого и интеллектуального труда).
В настоящее время, когда человечество переживает процессы повсеместного внедрения информационных и телекоммуникационных технологий, когда знания приобретают движущую силу в экономическом развитии, когда почти все страны мира перешли на путь рыночной экономики, информация приобретает свое новое значение, превращаясь в экономическую категорию. Причем в развитых странах информация выступает не только как усовершенствованно инфраструктурное средство, но и как определяющий неограниченный экономический ресурс.
Информационный ресурс имеет ряд особенностей, которые отличают его от традиционных производственных ресурсов, в частности:
— информация влияет на эффективность производства без физического увеличения традиционных ресурсов;
— информация действует на субъективный фактор производства — человека, его характер, особенности;
— информация является неограниченным фактором, который не используется в процессе производства, а наоборот, растет;
— информация ускоряет процесс производства за счет сокращения периодов производства и обращения фондов.
Таким образом, можно вести речь о том, что именно информационный ресурс способен значительно повысить эффективность национальной экономики без какого-либо заметного увеличения объемов использования других ресурсов (труда, земли и капитала).
Этот тезис прекрасно осознан представителями системы государственного управления Украины. Но используется он лишь на половину. Информацию представители системы государственного управления Украины применяют для личного обогащения, а не для улучшения жизни общества или получения творческих результатов. В частности, средства массовой информации каждый день пытаются формировать у жителей нашей страны мысль, что ухудшение их благосостояния — это прямой путь к улучшению их жизни. То есть по методике, определенной Дж.Оруэллом, «свобода — это рабство»...
Однако такое отношение к определяющему инструментарию постиндустриального общества не может не создать систему противоречий, когда однобокое приведение определенных информационных посылов способно уничтожить всю систему государственного управления, которая применяет информационные рычаги для формирования феодальной системы власти на местах.
Незнание и непонимание этой информационной функции рынка извращает всю систему отношений между гражданами и государственной и местной властью. Следовательно, формируется попытка влиять на сознание людей, относясь к ним, как к кормовой базе, несознательной массе, лишенной собственного мнения и воли.
Поскольку уровень доходов населения Украины является очень низким, можно говорить лишь о проникновении в структуру общественных отношений информационных рычагов, которые не способны оказать влияние на стержень экономического развития, но уверенно ведут к укреплению системы и принципов государственного управления, усилению олигархической эксплуатации населения.
Уже в настоящий момент можно наблюдать частичную дематериализацию производства и рост удельного веса дематериализованных товаров. Имеем в виду уменьшение части сырья в произведенных товарах, изменение их сущности. В первую очередь идет речь о предпринимательстве в сфере информационных технологий (ІТ), с которым государственная власть системно пытается вести боевые действия, которые она же системно проигрывает. Это абсолютно не удивительно, поскольку это противостояние между коррумпированным аграрно-торгово-промышленным прошлым, сферой государственного управления и современной постиндустриальной ІТ-цивилизацией.
Наиболее типично эту проблему можно проиллюстрировать на примере формирования цен на коммунальные услуги в Украине. Происходит фундаментальное изменение структуры себестоимости, главным элементом которой в условиях как аграрной, так и промышленной цивилизации выступают непосредственные расходы производства, то есть труд и материалы, потраченные на создание или выращивание продукции. В настоящий момент структура цены монополий, которые осуществляют обеспечение населения коммунальными услугами, имеет такой вид:
Ц = ОР + НП + МП + ВТ + ИВ, где
Ц — цена коммунальных услуг, по которой они предоставляются населению;
ОР — объективные расходы производства, подтвержденные экспертами и международными организациями;
НП — норма прибыли, размер которой соответствует аналогичным показателям в странах цивилизованного мира;
МП — монопольная прибыль, которая определяется исключительно фантазией владельцев монополий и степенью неограниченности их материальных потребностей и ограниченности их умственных способностей;
ПТ — потери в отрасли, вызванные отсутствием капитального ремонта оборудования и изношенностью недоамортизованных или физически и морально устаревших основных фондов;
ИР — информационные расходы, в формировании которых принимают участие, в том числе, органы государственной власти.
В современных условиях и активном применении информационных рычагов главными становятся расходы на формирование общественного мнения относительно цены, ценности и потребления этого товара населению. К субъектам такой деятельности относятся: представители соответствующих министерств, национальных комиссий, ведомств, служб и структур, народные депутаты разных уровней, общественные активисты, «экспертная» среда, журналисты, пресс-секретари, публицисты и тому подобное. Главным заданием этих лиц является убеждение потребителей в том, что они должны получать наслаждение (максимальный уровень удовлетворения) от постоянно растущих цен на коммунальные услуги, их повышение служит для них благом и такие цены являются самыми низкими в мире. В этой работе системно принимают участие средства массовой информации, которые принадлежат паразитарному классу, существуют попытки их проникновения в интернет-среду, также это осуществляется путем непосредственного общения во время личных встреч представителей власти с народом.
То есть имеем ситуацию, при которой к структуре формирования цены товара привлекаются лица, которые не создают товар (не осуществляют ни конкретного, ни абстрактного труда по К.Марксу), а получают доходы, несвойственные их непосредственной деятельности. Это формирует искусственное завышение тарифов, которые и без того определяются предельной платежеспособностью населения.
Такие тенденции являются намного опаснее, чем отрыв финансового рынка от сферы производства: создание «информационных пузырей», которые не базируются даже на отношениях денежного капитала, отображают лишь стремление к безграничному обогащению олигархично-чиновнической братии.
«Информационный пузырь» как фактор ценообразования в условиях олигархической экономики и наличия соответствующих информационных технологий способен создавать принципиально новую угрозу и фундамент для финансово-информационных кризисов абсолютно нового типа, неизвестных ранее современному миру.
Уже сегодня обязательным является документирование всех лиц, которые через разные информационные технологии, в первую очередь через СМИ рассказывают о необходимости поднятие любых цен, поскольку именно они получают выгоду с большинства граждан, что приводит к последующему расслоению населения по уровню доходов, ликвидировать которое будет возможно только нецивилизованным путем.
Выпуск газеты №:
№107, (2019)Section
Экономика