Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Кто разваливает экономику Украины - 2

Ситуация вынуждает менять монетарную и кадровую политику НБУ
22 августа, 18:43
РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

(Окончание. Начало в №147)

Через систему депозитных сертификатов НБУ в течение 2015 года «абсорбировал» из банковской системы почти 70 миллиардов гривен «лишней ликвидности» — на эту сумму коммерческие банки в условиях монетарного голода фактически прокредитовали регулятора.

НЕ КРЕДИТОР, А ЗАЕМЩИК ПОСЛЕДНЕЙ ИНСТАНЦИИ

Эти средства привлекались под довольно высокие процентные ставки (около 20%), что никоим образом не побуждало банки к кредитованию отечественной экономики. Эти десятки миллиардов, невзирая на кредитный и инвестиционный голод в экономике, не пошли в реальный сектор — на перестройку инфраструктуры  или же на развитие производства или стимулирование экспорта. То есть Нацбанк, по сути, из «кредитора последней инстанции», которым во всех странах мира в кризисный период выступает Центробанк, превратился в Украине в «заемщика последней инстанции», высасывая деньги из «сосудов» нашей слабой в настоящее время экономики.

«Связывание» таких больших средств без их одновременного использования для ускоренного развития экономики — очень дорогая «цена» для борьбы с инфляцией. Если бы Украина воспользовалась опытом США и выпустила государственные среднесрочные долговые ценные бумаги — облигации развития, которые бы приобрели украинские банки, то мы бы имели качественно другую экономическую ситуацию и перспективы.

Никогда не была образцом эффективности и отечественная система рефинансирования коммерческих банков. Но за последние два года она превратилась в систему разбазаривания государственных средств. НБУ снова и снова последовательно повторяет тот же сценарий — выдает рефинансирование под залог, признает банк проблемным, принимает решение о неплатежеспособности банка, а затем длительное время пытается «выбить» рефинансирование из банка, в котором уже работает временная администрация, или когда банк уже ликвидируется.

Плоды такой политики стали очевидны уже в начале июля. Задолженность перед НБУ банков, которые были признаны неплатежеспособными, достигла 53,3 миллиарда гривен, а задолженность по рефинансированию платежеспособных банков — 32,25 миллиарда. Интересно, что из последней суммы 75,5%, или 24,35 миллиарда гривен, приходилось на Приватбанк. В сравнении с общим объемом кредитов и задолженности клиентов платежеспособных банков на 1 июля (666,62 млрд. грн.), задолженность платежеспособных банков по рефинансированию является мизерной, а свободная ликвидность укладывается в те же депозитные сертификаты НБУ, который замедляет деловую активность в стране. Поэтому сомнения относительно того, что рефинансирование банков нашим Центробанком хоть как-то способствовало кредитованию ими реального сектора экономики, можно считать обоснованными.

СОКРАЩЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ И ПРИМИТИВИЗАЦИЯ ЭКСПОРТА

Ряд регуляторных ограничений Нацбанка создали искусственные преграды для инвестирования в Украину и для легального экспорта отечественной продукции. Инвесторы откровенно говорят, что не будут вкладывать средства в нашу экономику, пока не получат возможность легально выводить прибыли, заработанные в Украине. Не будет серьезной валютной либерализации — не будет и инвестиций. Об этом наглядно свидетельствует статистика прямых иностранных инвестиций, которые за два года сократились почти на $15 миллиардов — с $58,2 в 2013 году до $43,3 миллиарда в 2015 году.

Аналогичная ситуация и с экспортерами, которые просто вынуждены не заводить валютную выручку в Украину, где нужно продавать большую ее часть, подвергаясь дополнительным валютным рискам. Товарный экспорт Украины в 2015 году сократился на 29,3% (-$15,8 млрд) — с $53,9 в 2014 году до $38,1 миллиарда в 2015-м. Зато часть сырья и товаров с минимальной степенью обработки выросла с 60% до 62%, что свидетельствует о последующей примитивизации экспорта и снижении его добавленной стоимости. Следовательно, шоковая девальвация не только «убивает» покупательную способность внутри страны, но и снижает инвестиционную привлекательность и на фоне валютных ограничений и дорогих кредитов не тормозит экспорт.

НУЖНО ЛИ КИЧИТЬСЯ ДОЛГАМИ?

«Адвокаты» НБУ и правительства отмечают, что общий уровень государственного долга в течение 2014—2015 годов сократился с $73,2 до $65,5 миллиарда. Но они забывают указать, что за эти два года зарубежные займы Украины выросли с $37,6 до $43,4 миллиарда, а их доля в общих займах увеличилась с 51% до 66%. При этом соотношение госдолга и ВВП с 2014-го до 2015 года выросло с 40% до 79%, что значительно превышает максимально допустимый МВФ и законодательно разрешенный в Украине уровень (60%).

НБУ и правительство в самые тяжелые времена подвергают страну валютным рискам, замещая внутренний государственный долг внешним. Результаты мы уже видим. Если в 2014 году расходы госбюджета в уплату процентов по государственному и гарантированному государством долгу составляли 49 миллиардов гривен, то в 2015 году (даже после реструктуризации госдолга) достигли 88 миллиардов. В госбюджете-2016 эта статья выросла почти до 100 миллиардов гривен. А это вторая наибольшая статья государственных расходов. Она практически равняется сумме, которую Украина во время отпора военной агрессии тратит на оборону и безопасность. Но НБУ, очевидно, не только не считает это проблемой, а даже наоборот, вместе с правительством гордится подобными «реформами».

БЕЗ ДОВЕРИЯ НИКУДА НЕ ПРИДЕМ

Всемирный банк прогнозирует Украине 1% экономического роста в этом году и 2% в следующем. Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings ухудшило прогноз роста экономики Украины до 1% прироста ВВП в 2016 году и 2% — в среднесрочной перспективе. Это еще одно подтверждение, что политика правительства и НБУ ведет страну в никуда. С такими темпами Украина не будет европейской по уровню благосостояния. Даже при 4-процентных темпах прироста реального ВВП на душу населения мы сможем догнать Польшу через 30 лет, и это при условии, что она будет «стоять на месте». Мы не выйдем даже на уровень Азии. Ведь ожидается, что китайская экономика вырастет в этом году на 6,7% после 6,9% в прошлом году, а индийская экономика сохранит темпы роста на уровне 7,6%. Политика НБУ, как и ошибочная экономическая политика правительства, делает невозможным адекватный потенциалу страны ускоренный экономический рост, а, значит, и повышение жизненного уровня граждан.

Почему как политическая, так и монетарная власти страны не обеспокоены тем, что в стране постоянно падает уровень доверия населения к государственным институтам и, в первую очередь, к банковской системе. После того, как всего за два с половиной года количество действующих банков в Украине сократились с 180 до 102, а люди и предприятия потеряли значительную часть своих средств на счетах, уровень доверия населения к банкам упал до критически низкого уровня. Неоднократные громкие заявления членов правления НБУ о том, что будет поддержан тот или другой банк и последующее быстрое и «непредсказуемое» его банкротство возвело к минимуму уровень доверия не только к НБУ, но и к власти в целом. Это иллюстрирует и официальная статистика самого же НБУ, согласно которой депозиты домашних хозяйств в 2014 году сократились на 31,2%, а в 2015 году — на 22,1%.

ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫМИ ИНТЕРЕСАМИ

Вместо того чтобы содействовать развитию национальной экономики и возобновлять финансовую стабильность через создание условий для масштабного привлечения инвестиций, стимулирования производства и экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью, способствовать созданию новых рабочих мест и повышению доходов населения, Национальный банк осуществляет рестриктивную монетарную политику, сохраняет неоправданные валютные регуляции и барьеры для инвестиций, непрозрачно «зачищает» банковскую систему и способствует увеличению финансовой зависимости страны от зарубежных субъектов. Под руководством Гонтаревой он повернулся спиной к вкладчикам, собственным гражданам и предпринимателям, и проводит волюнтаристскую антипромышленную и антисоциальную политику, периодически прислушиваясь только к международным финансовым организациям, которые оказывают Украине техническую помощь и выделяют кредиты. Такая политика ставит под угрозу не только благосостояние населения и конкурентоспособность отечественных производителей, а, в конечном итоге, и суверенитет страны.

Радикальная партия предложила сразу ряд проектов, которые бы позволили усилить институционность финансовой системы, обеспечить ее позитивное влияние на реальный сектор экономики, существенно нарастить инвестиции и экспорт. Речь идет, в частности, о создании Экспортно-кредитного агентства (ЭКА), Государственного банка развития (ГБР), Агентства развития малого бизнеса (АМБ), через которые государство для развития производства, предпринимательства и содействия экспорту продукции украинского производства получило бы непосредственное и быстрое влияние на кредитный рынок. К сожалению, руководительница НБУ Гонтарева официально выступает против, например, создания ЭКА, хотя отмеченная инициатива имеет широкую поддержку промышленников, экспортеров, общественности и экспертов.

Альтернатива денежно-кредитной политике НБУ есть. Она предложена Радикальной партией, в том числе в Антикризисной программе экономического развития, направленной мной совместно с Олегом Ляшко Президенту, премьер-министру и спикеру ВР еще в январе 2016 года, а также в Стратегии развития банковской системы Украины 2016—2020, разработанной по инициативе председателя Комитета ВР по вопросам финансовой и банковской политики, нардепа от РПЛ Сергея Рыбалки.

Сопротивление таким системным и конструктивным инициативам — это, по сути, антинациональная, антипромышленная и антипредпринимательская позиция. Подобным действиям НБУ нет логического объяснения и оправдания, особенно в условиях катастрофического падения экспорта и свертывания инвестиционной активности в экономике. Поэтому стоит глубоко задуматься над тем, как такое могло случиться в нашем государстве, что Центробанк не считается с национальными интересами... Это, конечно, далеко не исчерпывающий ответ, но, думаю, НБУ реализует такую свою политику по причине фактической его бесконтрольности, которая вытекает из отсутствия Совета НБУ. Прибавлю, что Гонтарева  до сих пор не утвердила новый состав Общественного совета НБУ, хотя последний уже отобран на конкурсе.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать