Кто заплатит за восстановление Донбасса?
В правительстве взялись разрабатывать специальную государственную программу, деньги на реализацию которой будут просить у... международных доноров
По предварительным подсчетам, на восстановление инфраструктуры Донецкой и Луганской областей нужно 8,1 миллиарда гривен. Об этом сообщил вчера премьер Арсений Яценюк на заседании Кабмина. «Министерства дали предварительный объем средств... Так что я холодным потом покрылся... Общая сумма на сегодня — 8,1 миллиарда гривен», — сказал Яценюк, отметив, что это лишь предварительные расчеты. «Сейчас будем думать, где брать эти деньги», — добавил он.
По словам премьера, правительство будет обращаться к международным донорам за помощью в восстановлении инфраструктуры Донецка и Луганска и разработке постреабилитационной программы для Донбасса.
Экономист Андрей Новак подтверждает, что самостоятельно восстановить инфраструктуру и экономику Донбасса Украины не под силу. «Нужно учитывать, что мы фактически постепенно полностью теряем рынок РФ и частично — рынки стран Таможенного союза. А именно на них была ориентирована промышленность Луганской и Донецкой областей», — отмечает он.
Чтобы восстановить полноценно загруженность, предприятиям придется искать другие рынки сбыта, отмечает Новак. А для этого они должны пройти через масштабную модернизацию, что фактически невозможно без привлечения западных инвесторов.
Конечно, отмечает Новак, стоило бы и представителям украинского крупного бизнеса, а особенно тем, кто зарабатывал свое состояние на Донбассе, наконец позаботиться о регионе, который «позаботился» о них. Государство со своей стороны должно «простимулировать их».
Формы «стимулов», по словам эксперта, могут быть разные: от конфискации имущества тех бизнесменов, которые открыто финансировали сепаратистов до всевозможных фискальных и регуляторных льгот для инвестиций. «Мы сможем получить моральную и политическую компенсацию, заставив этот бизнес инвестировать, или забрав у него имущество. Но потом для восстановления экономики этого региона все равно не обойтись без партнерства с западными ведущими компаниями. Без их технологий предприятия Донбасса не смогут выйти на новые рынки сбыта», — отмечает Новак.
«День» решил развить тему дальше. И обратился к представителям малого и среднего бизнеса Донбасса, чтобы те рассказали, как они видят сегодняшнюю экономику региона и на что рассчитывают в ближайшем будущем. Их мнение интересно еще и потому, что они становились в условиях далеко не благоприятных для себя. Донбасс, как уже писал «День», за последние годы был уж слишком лояльным к крупному капиталу и чересчур враждебным к малому и среднему.
Начиная с февраля, бизнес в Донецке почувствовал ветерок перемен, но мало кто мог подумать, что уже в июне он превратится в ураган, сносящий со своего пути все. Особенно малый и средний бизнес, который тесно связан с населением и денежными потоками. Как только оба эти компонента активно начали покидать Донецк, бизнес был вынужден сворачиваться, переезжать и искать возможности для выживания.
На сегодняшний день большинство бизнес-центров, кафе, магазинов, банков в городе не работает. Люди, которые имеют собственное дело, и являются тем так и не развитым на должном уровне в Украине средним классом, той пассионарной составляющей, которая может нести перемены и развитие. Этот человеческий ресурс для Донецка теперь почти утрачен. Остается надеяться, что — временно. Кто-то перебрался в спокойные регионы, кто-то выехал за пределы страны, однако есть оптимисты, которые остались. Большинство опрошенных корреспондентом «Дня» бизнесменов и бизнес-вумен решили не афишировать свои фамилии и названия фирм. Вероятно, чтобы окончательно не сжигать все мосты и иметь возможность когда-то вернуться.
«ЖАЛЬ, РОДНОЙ ГОРОД УБИТ ДЛЯ БИЗНЕСА»
Руководитель студии маркетинга и дизайна MUST Владимир Полищук переехал во Львов. Возможность вернуть бизнес в Донецк он рассматривает, а вот как постоянное место для своей жизни этот город уже не видит:
— Крайне не завидую людям, бизнес которых не настолько мобилен, как у меня. Мои знакомые, которые держат кафе и рестораны в Донецке, уже задумываются об открытии своих заведений в других городах. Ведь там подобный бизнес не то что неприбыльный, а вообще сейчас в нем нет смысла. Очень трудно тем, кто привязан к конкретному потоку людей. И мне откровенно жаль родной город, убитый с точки зрения бизнеса.
У меня — рекламное и didgital-агентства: переселил людей, переориентировал клиентов, сменил базу. Правда, клиентов становится меньше, например, из десятков донецких заказчиков осталось максимум три, что, разумеется, серьезно бьет по бюджету компании. Но в целом я четко понимаю, что это — временные трудности, и мы сможем реализоваться на новом месте. Вариантов для переезда было немного, исходя из наличия «пищи для нашего бизнеса» — Днепропетровск, Киев и Львов. Днепропетровск, на мой взгляд, слишком близко и географически, и ментально к Донецку, потому его легко «раскачать», Киев я не очень люблю из-за суматохи, а Львов — спокойный европейский город, и малый бизнес здесь развивается лучше всего.
Я думаю, что возвращаться бизнес будет — слишком много у людей связано с этим регионом и городом. И самое главное — людям трудно поверить, что когда-то динамичнейший в развитии город превращается в пустоту для бизнеса: никто не хочет работать, никто не хочет инвестировать. Мне кажется, при удачном разрешении ситуации для города через год-полтора начнется оттепель в понимании и восприятии Донецка. Тогда и бизнес потихоньку начнет возвращаться, потому что люди здесь привыкли зарабатывать, создавать бизнес и продвигать его. Регион наверняка выплывет, и все будет хорошо. Я и для себя, конечно, рассматриваю вариант возвращения. Но меня не особо что-то держит в Донецке, потому, если все хорошо сложится на новом месте, то второй раз пережить переезд я вряд ли осмелюсь. Скорее всего, там останется филиал компании, так что в плане бизнеса город я не потеряю, но при этом жить вряд ли там буду.
«СЕЙЧАС БИЗНЕС УМЕР, НО ДОНЕЦК — ХОРОШАЯ ПОЧВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ»
Владелец кафе Влад сейчас тоже выехал из Донецка. Наведывается с бизнес-разведками в Киев:
— Сейчас я уже не вижу никаких возможностей для малого и среднего бизнеса в Донецке. Он умер уже две-три недели назад. Возможно, уровень среднего бизнеса еще как-то где-то работает, а малый — точно нет. Нет людей — нет клиентов.
Бизнес-центр, где было мое кафе, закрылся, а в другие кафе вообще никто не ходит, ведь на улицах полно людей с автоматами. Поэтому я ищу новые возможности в Киеве, ведь там все не скоро успокоится. Даже если завтра все сложат оружие и уйдут, то еще год или два уйдет на возобновление бизнеса. Бизнес в Донецк обязательно вернется, но вопрос — когда. Надеюсь, что украинская армия победит как можно скорее, но все равно у населения «на руках» останутся в подполье десятки тысяч единиц оружия, начнется бандитизм. Бизнесу там и сейчас трудно, но и легче не будет. Донецк — хорошая почва для своего дела, поэтому, даже наладив бизнес в другом городе, уверен, люди попытаются опять открыть что-то дополнительно и на старом месте.
Хорошая инициатива, что власть обещает помочь бизнесменам-переселенцам. Но мы прекрасно понимаем, что это, как правило, только на словах. Власть — это власть, у нее сейчас свои проблемы. Думаю, мы и сами разберемся.
«ЕДИНСТВЕННОЕ УСЛОВИЕ ВОЗВРАЩЕНИЯ БИЗНЕСА В ДОНЕЦК — ОСВОБОЖДЕНИЕ УКРАИНЫ»
Частный предприниматель Лариса из сферы оптовой торговли строительными материалами и инструментами переехала в Киев:
— Никаких тенденций и перспектив для бизнеса сейчас нет. Абсолютно все падает и глохнет — банки не работают, деньги не выплачиваются, у людей средств нет. Жители города даже по улицам ходят с опаской, посещают магазины и рынки только в крайних случаях, если что-то действительно очень нужно. Так что какой может быть бизнес?!
Люди в основном выезжают временно с таким расчетом, чтобы вскоре вернуться. Бизнес — тем более, ведь именно там налажены все связи, поэтому есть надежда все быстро возобновить. Единственное, что те, у кого есть свободные средства на новый бизнес, они уже налаживают связи на новых местах. А те, у кого, как и у нас, средств нет — даже пытаться не будут. Например, мы никогда раньше не брали кредиты для ведения бизнеса, но за последний год, поскольку ситуация все ухудшалась, пришлось прибегнуть к такой практике. Так что дела у нас теперь весьма плачевные.
Для возвращения бизнеса первое и самое основное условие — это освобождение Донецка и всей Украины. Также не должно быть огромной разрухи в городе. Если Донецк сильно пострадает, то меньше людей вернется, а, соответственно, и меньшими будут возможности продолжать бизнес. И так было плохо, а после этой ситуации будет еще хуже.
«ДЛЯ МЕНЯ ДОНЕЦК УМЕР ИЗ-ЗА БЕСТОЛКОВОГО НАСЕЛЕНИЯ»
Бывший владелец кофейни Дмитрий выехал за пределы страны. Фамилию просил не называть, так как на Донетчине остались родственники. Сейчас он работает в сфере IT:
— Тенденции в Донецке сейчас такие, что все закрывается. Ведь вести бизнес в условиях войны невозможно. Я считаю, слой среднего класса, который, по сути, и держал малый и средний бизнес, прекратил свое существование. Веры в то, что он возобновится, у меня нет.
Мы свое дело закрыли. Я с семьей выехал не только из региона, но и из Украины. Теперь живем и работаем в Германии. Свои проблемы решаем сами в своем кругу близких людей.
В Донецк сейчас возвращаться не планирую. Как это ни досадно — город для меня умер. В том числе и из-за его бестолкового населения, которое бежало, как больное, на референдум и делало все, что можно, чтобы уничтожить все хорошее на Донбассе.
«ДЛЯ ТОРГОВЛИ ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ В ГОРОДЕ БЫЛИ ЛЮДИ»
Частный предприниматель в сфере розничной торговли товаров для быта Раиса рассказывает, что надеется на лучшее, поэтому из города выезжать сейчас не планирует:
— Наш бизнес сократился вдвое — две точки мы закрыли, а две оставили. Очень упала торговля, не было уже никакой прибыли — в конце концов, бизнес становится убытком. Еще две точки мы оставили, хоть они тоже не приносят прибыли. Но нам очень жаль терять удачные рабочие помещения, ведь нет уверенности, что при условии стабилизации ситуации мы сможем опять получить такие же удачные места. Исключительно из-за будущей перспективы. Хотя, разумеется, неизвестно, как долго все это будет продолжаться. Поэтому, возможно, мы проиграем с такой тактикой, и все равно придется закрываться.
Я размышляла над вариантами выезда, например, в Днепропетровскую область. Мне для этого нужно было бы перевезти торговое оборудование и товар и найти место для аренды. Мне кажется, что с большим потоком людей там очень поднялась арендная плата. Но я предметно этим еще не интересовалась, хотя мысли такие уже были.
Если в Донецке будет покупательная способность, то весь бизнес быстро наладится. Для розничной торговли, например, главное — чтобы были люди, а у них — были деньги. Если эти компоненты в городе будут, то все может возобновиться. Но это уже политика — все зависит только от того, как будут развиваться события. Надеюсь, что в ближайшее время все наладится, и мы придем к мирной жизни.
Выпуск газеты №:
№124, (2014)Section
Экономика