Курс будут держать 15 банков
Эксперты «Дня» оценили инициативу НБУ создать институт маркет-мейкеров для регуляции валютного рынка
Чтобы остановить девальвацию гривни, НБУ планирует за несколько недель создать институт маркет-мейкеров в Украине. Об этом рассказала председатель Нацбанка Валерия Гонтарева. К этой работы, по ее словам, привлечена специальная миссия Международного валютного фонда, который оказывает Украине техническую помощь. По словам Гонтаревой, институт маркет-мейкеров позволит избежать панических колебаний курса при небольших объемах торгов.
Она напомнила, что месяц назад ее вызывали в Верховную Раду из-за провала курса гривны до 13,60 грн /$, но по такому курсу состоялось только одно соглашение на небольшую сумму — $50 тысяч. По словам председателя НБУ, после введения в апреле сбора в Пенсионный фонд с операций с покупки и продажи валюты, объемы торгов на межбанке сократились с $1,2—1,5 миллиардов в день до $200—300 миллионов. «Для страны с 45-миллионным населением я бы назвала это даже неприличным», — добавила глава НБУ. Гонтарева также напомнила, что Украина перешла на плавающий курс гривны, так что, оказывать бесконечную поддержку национальной валюте из золотовалютных резервов никто не будет. Золотые запасы будут идти только на закупку критического импорта или на стабилизацию ситуации в стране. «Плавающий курс не имеет никакого отношения к паническому поведению на межбанке. Тем более, что по ее словам, расшатывать курс сегодня помогают 200 агентов ФСБ, о чем ей рассказал председатель СБУ Валентин Наливайченко. Поэтому в этой ситуации, по мнению Валерии Гонтаревой, могут помочь маркет-мейкеры, которые будут удерживать четкие котировки и не дадут расшатать курс.
Маркет-мейкер — это банк, который принимает на себя обязательство удерживать курс в предварительно утвержденном коридоре НБУ (за какие-то льготы или привилегии от Нацбанка). Как именно будет работать каждое из 15 таких финучреждений, пока неизвестно. Но, скорее всего, регулировать межбанк банкиры будут в тесной связи с НБУ. Ведь им придется продавать валюту, если ее в какой-то момент не хватает на рынке. А если доллара не будет в пиковые моменты у этих 15 банков, то они будут обращаться за ним в центробанк.
Как отразится появление института маркет-мейкеров на валютном и банковском рынке? Об этом «День» спросил у экспертов.
КОММЕНТАРИИ
Роман ШПЕК, председатель совета Независимой ассоциации банков Украины (НАБУ), старший советник «Альфа-банка»:
— Это нормальная практика, и она может быть введена. Маркет-мейкеры будут формировать валютный курс на межбанковском рынке купли/продажи. Маркет-мейкерами должны быть банки с лучшими рейтингами, которые не имеют проблем с ликвидностью, платежеспособны, не задерживают выдачу депозитов. Эти банки будут покупать валюту у НБУ и дальше будут продавать другим участникам рынка. В настоящий момент есть те банки, которые все еще оторвано работают от реальной экономической ситуации. Другими словами, речь идет об установлении ими заоблачного курса покупки на небольшие объемы валюты, что в итоге возмущает рынок и настроения населения. Чтобы снять такие резкие курсовые отклонения, которые не имеют рыночной почвы. Но главное, чтобы было что продавать. Поэтому нужно думать об увеличении экспорта и полном возвращении валютной выручки в страну. Кроме того, я бы советовал НБУ усилить надзор за банками, потому что такое большое количество проблемных банков и постоянный рост их количества указывает на то, что надзор хромает.
Александр САВЧЕНКО, бывший заместитель председателя НБУ (1991—1992 и 2005—2009), заместитель министра финансов:
— На протяжении последних лет дважды делалась попытка ввести институт маркет-мейкеров в Украине... Последняя попытка— в 2006—2007 годах , и даже немного она поработала. Но потом отказались от этой идеи, потому что в условиях нашей страны этот институт несет значительные коррупционные риски. Идея института маркет-мейкеров заключается в том, что будет группа банков из числа самых крупных, которые получат первоочередное право выходить на валютный рынок, где основным игроком выступает НБУ. Потом эти банки будут перепродавать купленную валюту другим банкам. Взамен они обязуются поддерживать низкий среди (курс покупки и продажи валюты) на протяжении дня или нескольких дней. Но могут возникнуть проблемы. Какие? Первая — коррупция. Вторая — спекуляции. Ведь среди самых крупных банков, как правило, — самые большие спекулянты. Третье — беспокоит возможное участие в этом института государственных и российских банков, потому что, будем честными, первые часто направлены на максимизацию не прибылей, а убытков, а деятельность вторых в условиях войны с Россией оставляет вопрос. Институт маркет-мейкеров — это рыночный феномен. В нынешних условиях Украины он может стать политическим, антиукраинским или коррупционным феноменом. Но в целом идея НБУ правильна. Все будет зависеть от ее реализации. Еще одно: институт маркет-мейкеров на курс фактически не влияет, но на уменьшение спредов (то есть это возможный заработок банков на покупке и продаже валюты) — да. Эти спреды за неделю могут достигать в Украине 20—25% на инвестированный капитал, то есть тысячи процентов годовых!
Какие должны быть требования к банкам маркет-мейкеров? Во-первых, они должны быть достаточно мощными и суммарный объем их операций на валютном рынке превышать половину всех операций рынка. Во-вторых, нужно организовать мониторинг за их деятельностью, потому что в таком случае они станут главными выгодоприобретателями при торговле и продаже валютой. Этот институт нужен, но я бы начинал с создания межбанковского рынка. Ведь в настоящий момент он у нас непрозрачный и в темной комнате создавать еще какую-то темную структуру — не лучшая идея.
Павел КРАПИВИН, первый заместитель председателя правления банка «Контракт»:
— С самого начала этот институт на любом рынке (Форексе, ценных бумаг, фондовом) вводят с целью снижения волативности валют путем укрупнения игроков рынка. На рынке облигаций госзайма, например, заявки на покупку идут от малых к большим. Маркет-мейкеры профессиональнее, чем мелкие, они более подконтрольны и управляемы центральным регулятором. Это на всех рынках, а не только в Украине. Нацрегулятор опирается на них, контролируя те или иные рынки путем регуляции и консультаций с ними и обратной связи... Если НБУ готов выстраивать диалог, а не монолог с такими банками, то это будет положительно. Ведь нельзя одновременно общаться с 175 банками. Вполне реально, что эти 15—20 банков смогут выстроить курсовую позицию без интервенций НБУ, но в определенном НБУ коридоре.
Что касается возможной коррупции, то я не вижу оснований для этого. Ведь существует система подтверждения контрактов, под которые покупается валюта (Волкли). Таким образом, НБУ четко видит признаки махинаций, и эти признаки при институте маркет-мейкеров становятся еще очевиднее. Российским банкам не выгодно тоже вредить, потому что для них этот механизм интересен с точки зрения привлечения новых клиентов, а также как способ выживания в стране. Хотя я не думаю, что предложенный механизм сработает эффективно.
Выпуск газеты №:
№168, (2014)Section
Экономика