Курс по осени
Что принесет гривне следующий сезон?По итогам июля опять, как и в июне, зафиксированная дефляция — потребительские цены снизили на 0,6%. С начала года цены на потребительском рынке выросли на 3%.
В годовом исчислении потребительские цены выросли на 9,1% (месяц тому назад этот показатель составлял 9%), это немного превышает траекторию прогноза инфляции на июль, который содержится в инфляционном отчете НБУ. Правление Нацбанка объясняет это подорожаниям ряда сырых продуктов в результате неблагоприятных погодных условий — баклажанов, кабачков, помидоров, огурцов. Высокий спрос способствовал ускорению роста цен на мясо и молоко. Но наиболее ощутимо в июле подорожали яйца и сахар. Базовая инфляция отвечала прогнозу НБУ.
Впрочем, в месячном исчислении в целом по группе «продовольственные товары и безалкогольные напитки» зафиксировано снижение цена на 0,7%.
Замедление потребительской инфляции и переход к снижению цен в середине года становится тенденцией — это наблюдалась с мая по сентябрь прошлого года, в мае-июле 2019 года мы опять это видим. С учетом того, что в конце лета-начала осени в Украине заметно увеличивается предложение овощей и фруктов, а также в результате эффекта ревальвации гривны логично допустить, что ближайшие 1-2 месяца будут характеризоваться низкой инфляцией (в случае отсутствия каких-то непредвиденных обстоятельств).
Относительно развития ситуации в перспективе до конца года. Обычно, в Украине инфляция ускоряется, начиная с октября, что связано с постепенным уменьшением предложения сырых овощей и фруктов. Кроме того, с учетом значительной части импорта в ВВП, много чего будет зависеть от динамки курса гривны. Если сентябрьские выплаты по внешнему долгу (предварительно оцениваются в 1,7 млрд. дол.) удастся пройти без осложнений, а для этого есть достаточные предпосылки, влияние курсового фактора на потребительскую инфляцию не будет существенным.
С другой стороны, ситуация с курсами валют рынков, которые развиваются может усложниться, — снижения курса аргентинского песо на 30% за первые два дня этой недели, не исключаю, могут дать общий сигнал к ослаблению валют стран с рынками, которые формируются. Правлению НБУ не стоит сбрасывать из счетов этот сценарий.
Прогнозы относительно мировых цен на энергоносители делать сложно (глава «Лукойла» В. Алекперов говорил — «Цены на нефть — от Бога»). По состоянию на данный момент серьезных предпосылок для их роста нет, потому по данному каналу влияние на потребительские цены, допускаю, будет сдержанным.
Серйозное опасение вызывает рост цен в промышленности — за июль они вырасли на 3,6%. В основном увеличение зафиксировано по группе «поставок электроэнергии, газа, пара и кондиционированноговоздуха» на 16,4% за июль. Учитывая снижение цены на газ для промышленности в июле, остается предусмотреть, что в основном рост цен по данной группе случился в последствие повышения цены электроэнергии и кондиционированного воздуха для промышленности. По крайней мере об этом говорят заявления представителей промпредприятий ряда бизнес-ассоциаций. На 7,3% увеличились цени по группе «добыча железных руд». Обычно, увеличение цен в промышленности транслируется в ускорение потребительской инфляциис с лагом в 2—4 месяце.
Это вызывает опасениеи не дает уверенности в том , что будут достигнуты цели по инфляции, зафиксированные в Основныхх положениях денежно-кредитной политики на 2019 год (5% ± 1 п. п.), а также прогноз инфляции Нацбанка (6,3% на конец 2019 года).
Впрочем, причина, которая заключается в возможном перетекании промышленной инфляции в потребительскую, в значительной мере лежит вне сферы влияния Национального банка.