Перейти к основному содержанию

Леонид МИНИН: Всех проблем в зонах не решить, но уменьшить риски инвесторов можно

25 марта, 00:00

Заместитель министра экономики Леонид МИНИН являлся одним из авторов принятого в начале февраля Закона о специальной экономической зоне «Курорт Трускавец». Как известно, именно на этом курорте любят отдыхать Президент и премьер-министр. И тем не менее — не угодил. В день нашей встречи Л.Минин уже сживался с приставкой «экс». И меня предупредил: разговор будет только на темы экономики. И как в воду смотрел: Леонид Кучма наложил вето на упомянутый закон.

— Леонид Васильевич, как заместитель министра экономики вы занимались региональной политикой, в том числе созданием свободных экономических зон. Теперь вы будете руководить новосозданным агентством, которое продолжит эту работу. Много ли зон в Украине уже «освобождено»?

— Свободные экономические зоны (СЭЗ) в их классическом понимании — это огражденная, сугубо производственная территория, со специальным таможенным, пограничным и налоговым режимом, без жилых массивов. К сожалению, таких зон в Украине пока нет. Но есть создающиеся свободные зоны, по которым приняты соответствующие законы. Это зоны в Донецкой области — в городах Ленинске и Мариуполе. Подобные же зоны предполагается создать в районе городов Чопа и Мукачево, в так называемом интерпорте (железнодорожном) Ковель. Морские портовые зоны — на насыпном полуострове в Одессе (порто-франко), «Антарктика» в Ильичевске, а также в Рени, Керчи, Феодосии, Скадовске. Вначале я назвал две узаконенные зоны и должен подчеркнуть, что это обстоятельство является более чем важным. Инвестор может опираться не на указы Президента и не на какие-то намерения центральных или местных властей, а лишь на законы, поскольку в соответствии с Конституцией правовой и имущественный режимы определяются исключительно законами. Указы Президента просто подталкивают, ускоряют создание законодательных актов.

Помимо классических свободных зон существуют еще и территории со специальным режимом инвестиционной деятельности, где инвестору предоставляются льготы. В Украине законодательно определены такие территории с инвестиционными льготами: 18 городов и 2 района в Донецкой области и вся Закарпатская область, специальная экономическая зона «Курортполис Трускавец». Президентом подписан закон о Явориве (Львовская обл.). Получили статус территорий со спецрежимом инвестирования три города в Луганской области: Стаханов, Первомайск и Брянка, где закрываются шахты... На очереди шахтерский Нововолынск (Волынская область), а также Кривой Рог и два района Кировоградской области, где ситуация такая же, как в Донбассе, Харьков с его огромным невостребованным научно-техническим потенциалом, Кременчуг с его машиностроением... В Верховной Раде уже прошли чтения по созданию специальной территории в Яремче (туристическо-рекреационное направление). Интересная инициатива родилась в заповеднике Аскания Нова, где территория будет развиваться еще и с учетом экологических требований. Рекреационными территориями станут Ялта и Алушта, а также, возможно, Судак, Феодосия и Евпатория, задыхающиеся без инвестиций.

Названные территории страдают из-за проблем с занятостью населения или же находятся на пороге массовой безработицы в связи с намечаемым закрытием шахт и разрезов. Здесь высокие социальная напряженность, преступность, в среде молодежи все больше становится наркоманов и алкоголиков. На борьбу со всеми этими болезнями у государства нет средств и, чтобы не объявлять их регионами бедствия, мы называем их территориями приоритетного развития и предоставляем определенные льготы, позволяющие решать проблемы трудоустройства людей.

Создание новых рабочих мест вообще становится в стране задачей №1, что еще до конца не осознали ни в парламенте, ни в правительстве, ни в администрации Президента. Поэтому для тех, кто принесет деньги в эти районы и будет создавать там рабочие места, стоит создать льготный налоговый режим. Не менее важно обеспечить приток капитала и в инновационную сферу. Всем этим будет заниматься агентство.

— Почему к СЭЗ у нас относятся с таким недоверием?

— Когда у нас начался бум предложений по созданию свободных зон классического типа и территорий со специнвестиционным режимом, то я начал понимать, что быстрое принятие соответствующих законов при недостаточной глубине проработки всех вопросов и без достаточного практического опыта и его обобщения чревато опасными последствиями. Если не будет нормального государственного контроля, в свободных зонах могут воспроизводиться устаревшие технологии, здесь может монтироваться списанное оборудование, насаждаться экологически небезопасное производство, выпускаться недоброкачественная продукция, оборудование. Все это будет приходить в Украину под видом инвестиций, но на самом деле речь может идти о захвате нашего рынка без особых финансовых усилий. Поэтому я буду настаивать на том, чтобы все инвестиционные проекты, приходящие в Украину, особенно крупные, подвергались экспертизе. Наша задача не управлять зонами, а разрабатывать методику их создания, контролировать исполнение законов. И главное — готовить и дорабатывать инициируемые снизу проекты законов о новых зонах и приоритетных территориях.

В каждом районе свои требования к объему инвестиций, к минимальному их уровню, необходимому для предоставления льгот. Так, для промышленно развитых регионов это не менее $ 1 млн., иначе не будет никакого эффекта. В «Курортполисе Трускавец» невозможны любые промышленные проекты. Зона в порту Рени должна учитывать условия, действующие на аналогичных территориях Румынии и Молдовы. Иначе инвестиции пойдут не к нам, а туда. При создании зон в Крыму нужно ориентироваться на условия в Турции, Греции, на Кипре. Поэтому универсальный закон — дело нереальное, хотя, на первый взгляд, он очень удобен.

— Кто бы мог служить Украине примером в создании свободных экономических зон?

— Я думаю, Китай, Тайвань, Кипр, Канарские острова, Соединенные Штаты, Гамбург в Германии. Но прямая аналогия невозможна. Мы можем использовать их опыт селективно, с учетом нашей специфики, законов, менталитета.

— Верите ли вы, что СЭЗ могут изменить лицо нашей страны?

— Мне приходилось бывать за рубежом. Скажем, в ОАЭ, в городе Дубай. Там в порту нет никаких налогов и из-за этого — огромный товарооборот. Все мировые фирмы имеют свои представительства. Есть и у нас такие возможности. В Рени причальная портовая стенка — четыре километра, ее стоимость — несколько миллиардов долларов, и сегодня она не работает. Все еще действуют факторы, отпугивающие инвестора: неструктурированное общество, постоянно меняющееся законодательство, несбалансированные отношения между ветвями власти, не изменившийся с советских времен менталитет населения, тенизация экономики, элементы коррупции, высокая преступность, т.е. политические риски. Так что СЭЗ сработают только в общем контексте преобразований. Но в то же время они в состоянии уменьшить величину политических рисков для инвесторов. И эту их особенность трудно переоценить.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать