Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Летать станет дешевле?

С 27 октября «Борисполь» будет предоставлять авиакомпаниям до 75% скидок на аэропортовые сборы
16 октября, 11:55
ГОСПРЕДПРИЯТИЕ «УКРАЕРОРУХ» ВО ВРЕМЯ КРИЗИСА ДВАЖДЫ ПОДНИМАЛО ЦЕНЫ НА ОБСЛУЖИВАНИЕ В ЗОНЕ АЭРОПОРТА / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Об этом сообщил генеральный директор международного аэропорта Алексей Кочанов. «Мининфраструктуры разрешило аэропортам предоставлять скидки по аэропортовым сборам. Мы намерены быть максимально гибкими в отношении тех, кто приводит пассажиропоток с других рынков»,  —  цитирует его информагентство «Украинские новости». Сейчас «Борисполь» предоставляет скидки в размере 10—30%. Есть еще дополнительные скидки для трансферных пассажиров, и в будущем руководство аэропорта планирует повысить их до 50%. Обещают также скидки на обслуживание новых рейсов, которые составят 75% в первый год, 50% во второй и 30% в третий. Единственный сбор, на который скидки не будут распространяться,  —  сбор на авиабезопасность.

В авиакомпаниях неоднократно высказывали пожелание, чтобы сборы в украинских аэропортах снизили, жалуясь на то, что они значительно выше, чем в Европе. И в кризис они увеличивались: отмечалось, что тот же «Борисполь» увеличил их на 16%, отменил скидки на пассажирский сбор, учитывавшие объемы перевозок (количество перевезенных пассажиров) и т.д. А госпредприятие «Украерорух» во время кризиса дважды поднимало цены на аэронавигационное обслуживание в зоне аэропорта и по маршруту следования самолета, приравняв их к международным и установив цены в евро.

Получив в декабре прошлого года от Мининфраструктуры разрешение предоставлять авиакомпаниям скидки, руководители аэропортов сделать это не спешили, опасаясь ответственности. Ведь принимая  решение о предоставлении скидок единолично, директор аэропорта, который находится в государственной или коммунальной собственности, боится, что контролирующие органы обвинят его в коррупции.

Тем не менее они заинтересованы в открытии новых маршрутов и увеличении пассажиропотока, и поэтому постепенно все больше стимулируют авиакомпании. Так, в частности, донецкий аэропорт им. Сергея Прокофьева предоставляет существенные скидки, если полеты выполняются по маршруту, на котором их не было год и дольше. В первый год работы авиаперевозчик может получить скидку 80% на оплату услуг аэропорта, со второго года ее размер зависит от числа перевезенных через аэропорт пассажиров. В харьковском аэропорту скидки при открытии новых маршрутов составляют до 70%. Такие скидки несколько компенсируют расходы авиакомпаний на открытие новых направлений, ведь, по словам руководителей авиакомпаний, как правило, в среднем два года уходит на то, что бы выйти на самоокупаемость.

Что касается скидок для трансферных пассажиров, то здесь все понятно: аэропорт «Борисполь» заинтересован развиваться как хаб, и поэтому ему нужно увеличение числа пассажиров, для которых «Борисполь» является промежуточной точкой, и далее они следуют в конечную точку маршрута.

Если говорить о других скидках, то, вероятнее всего, «Борисполь» в первую очередь будет предоставлять их лоукостерам. Летом первый замглавы Мининфраструктуры Константин Ефименко заявлял, что ведомство готово к введению программы мотивации, предусматривающей серьезные скидки для международных лоукостеров, желающих работать в украинских аэропортах. Надеяться приходится на новых игроков. В свое время, так и не дождавшись желаемых скидок, из «Борисполя» в аэропорт «Киев» (Жуляны) перешла бюджетная авиакомпания Wizz Air Ukraine. И вряд ли перевозчик вернется, даже с учетом введений там больших скидок: киевский аэродром все-таки более удобно расположен, а гендиректор Wizz Air Ukraine Акуш Буш называл его преимуществом то, что он «не является слот — координированным аэропортом», поэтому «не приходится думать о вопросе подтверждения слотов при построении расписания». Да и система объемных скидок там тоже есть: аэропорт предлагает клиентам скидки на сборы в зависимости от количества перевезенных ими пассажиров.

Принятые меры позволят авиакомпаниям сэкономить значительные средства, направив их на открытие новых рейсов и т.д. Однако конкретно цена билетов от этого не снизится: в стоимости одного билета аэропортовые сборы составляют незначительный процент. Как отмечал год назад тогдашний гендиректор «Борисполя» Антон Волов, «даже если мы вообще не будем брать денег с авиакомпаний  —  пассажир сможет рассчитывать на ничтожную скидку на билете. Стоимость самого самолета, его технического обслуживания оказывает несоизмеримо большее влияние на формирование тарифов». «Обслуживание Boeing 737 стоит немногим более $500  —  примерно $3,5 на человека»,  —  приводил он пример.

Конечно, помимо сборов на пассажира, на взлет-посадку, аэропорт зарабатывает еще и за счет предоставления авиакомпаниям других услуг. Например, наземное техническое обслуживание, связь со службами аэропорта, в зимнее время —  очистка самолета от снега, обработка жидкостью, которая препятствует обледенению, и прочее. Также аэропорт зарабатывает за счет неавиационной деятельности  —  пассажиры питаются в кафе, расположенных на территории аэропорта, рекламодатели платят за размещенную в нем рекламу и т.д. В Европе такие доходы значительно превышают доходы от авиационных сборов. Впрочем, на сегодняшний день соответствующая инфраструктура «Борисполя» еще далека от совершенства. Поэтому, разумеется, расчет на увеличение пассажиропотока и рост доходов от неавиационной деятельности закономерен, но остается под вопросом, насколько эти надежды оправдаются.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать