Лидер №7 — Украина
Ее проблемы обсуждал в Киеве «молочный мир»![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20041103/4200-5-1.jpg)
Украина, по словам советника вице-премьер министра по аграрным вопросам Владимира Демьянчука, постепенно становится не просто одним из мировых лидеров в производстве молочной продукции, но и главным местом разработки стратегии молочной отрасли. Так что не случайно в эти дни на всеукраинской конференции с международным участием собрался весь молочный мир — 200 компаний из Украины, России, Франции, Германии, Голландии, Литвы, Швеции и Польши, выпускающие или торгующие молочной продукцией.
Естественно, Украина была на этой конференции в центре внимания. Напомним, что в 2002 году наша страна вступила в Международную молочную федерацию и, как указывалось на конференции, сейчас занимает седьмое место в мире по производству молокопродуктов. «У молочной Украины есть козыри в руках, — заявил президент ММФ Филипп Джакник, — и, кажется, страна выбрала правильный путь развития отрасли».
Но одновременно звучали и не очень приятные факты. К примеру, украинцы ежегодно потребляют на 40% меньше рекомендуемой минимальной нормы молочных продуктов (225 кг вместо 340 кг на человека), тогда как во Франции и Англии на человека в год приходится больше 445 килограммов. Среди главных причин такого отставания — ежегодное уменьшение поголовья молочных стад.
Но малочисленность стада буренок не очень расстраивает наших государственных мужей. «На самом деле то, что сейчас гораздо меньше молочных коров — не проблема, — сказал, отвечая на вопрос «Дня», заместитель начальника департамента скотоводства Минагрополитики Виталий Пахолюк. — Постепенно мы выйдем из этой ситуации без закупки производителей за рубежом и без привлечений иностранных инвестиций — своими силами и с помощью государства. Первые шаги в этом направлении уже делаются».
Впрочем, по словам переработчиков, они остро ощущают дефицит сырья. Попадает оно к ним двумя путями: из крупных хозяйств (бывших колхозов) и от индивидуальных крестьянских хозяйств — ныне основного поставщика молока на украинский рынок. Чаще всего на этом уровне санитарно-гигиенические требования остаются без внимания. Как рассказал «Дню» один из участников конференции, чтобы бороться со свойством молока скисать, некоторые народные умельцы додумались добавлять в него антибиотики...
Кроме дефицита молока и несоблюдения стандартов качества, переработчиков волнует еще одна проблема — цена. В среднем она колеблется от 80 копеек на Западе Украины и до 1,3 гривни на Востоке и в Приднепровье, взлетая зимой, когда падают надои, в среднем до 1,5 гривни. От роста молочных цен, в первую очередь, страдает промышленность, а за ними и потребители (заметим, что не меньше страдают от ценового диктата молочных монополистов и крестьянские хозяйства — в глубинке они вообще чувствуют себя с молоком как на подводной лодке: отдают за любую цену, поскольку некуда деваться). И обе стороны апелируют к государству.
«Когда мы сможем наладить систему обеспечения молокозаводов качественным сырьевым молоком, вообще неизвестно. Я считаю, что необходимо организовывать альтернативные колхозам крупные частные животноводческие предприятия», — говорит, отвечая на вопрос «Дня», председатель правления ВАТ «Вапнярский молокозавод» Александр Первухин...
Нельзя сказать, что реакции на такие заявления нет. Основным приоритетом в молочной отрасли является усиление поддержки государства (дотации, дешевые долгосрочные кредиты, поддержка экспорта) крупным хозяйствам. Но не стоит ли задуматься еще и над тем, чтобы более активно привлекать в молочный мир фермеров, а также над мерами, способными все- таки улучшить качество молока индивидуальных сельских хозяйств? Правда, крупные молокозаводы и компании этим не озабочены. Несмотря на все проблемы отрасли, они настроены оптимистично. «Если анализировать тенденции на рынке украинской молочной продукции, — заявила «Дню» менеджер торгового дома «Лико» (дистрибъюция молочной продукции) Валентина Кудряшова, — то можно заметить, что наибольшим спросом пользуется именно продукция, выпущенная украинскими компаниями из украинского сырья». Но достаточно ли этого преимущества, чтобы удержаться в семерке молочных лидеров?
Выпуск газеты №:
№200, (2004)Section
Экономика