Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Лидер №7 — Украина

Ее проблемы обсуждал в Киеве «молочный мир»
03 ноября, 20:11
ЗА ПОСЛЕДНИЕ 14 ЛЕТ ПОГОЛОВЬЕ КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА В СТРАНЕ УМЕНЬШИЛОСЬ НА 68%, А КОРОВ — НА 49% / ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА / «День»

Украина, по словам советника вице-премьер министра по аграрным вопросам Владимира Демьянчука, постепенно становится не просто одним из мировых лидеров в производстве молочной продукции, но и главным местом разработки стратегии молочной отрасли. Так что не случайно в эти дни на всеукраинской конференции с международным участием собрался весь молочный мир — 200 компаний из Украины, России, Франции, Германии, Голландии, Литвы, Швеции и Польши, выпускающие или торгующие молочной продукцией.

Естественно, Украина была на этой конференции в центре внимания. Напомним, что в 2002 году наша страна вступила в Международную молочную федерацию и, как указывалось на конференции, сейчас занимает седьмое место в мире по производству молокопродуктов. «У молочной Украины есть козыри в руках, — заявил президент ММФ Филипп Джакник, — и, кажется, страна выбрала правильный путь развития отрасли».

Но одновременно звучали и не очень приятные факты. К примеру, украинцы ежегодно потребляют на 40% меньше рекомендуемой минимальной нормы молочных продуктов (225 кг вместо 340 кг на человека), тогда как во Франции и Англии на человека в год приходится больше 445 килограммов. Среди главных причин такого отставания — ежегодное уменьшение поголовья молочных стад.

Но малочисленность стада буренок не очень расстраивает наших государственных мужей. «На самом деле то, что сейчас гораздо меньше молочных коров — не проблема, — сказал, отвечая на вопрос «Дня», заместитель начальника департамента скотоводства Минагрополитики Виталий Пахолюк. — Постепенно мы выйдем из этой ситуации без закупки производителей за рубежом и без привлечений иностранных инвестиций — своими силами и с помощью государства. Первые шаги в этом направлении уже делаются».

Впрочем, по словам переработчиков, они остро ощущают дефицит сырья. Попадает оно к ним двумя путями: из крупных хозяйств (бывших колхозов) и от индивидуальных крестьянских хозяйств — ныне основного поставщика молока на украинский рынок. Чаще всего на этом уровне санитарно-гигиенические требования остаются без внимания. Как рассказал «Дню» один из участников конференции, чтобы бороться со свойством молока скисать, некоторые народные умельцы додумались добавлять в него антибиотики...

Кроме дефицита молока и несоблюдения стандартов качества, переработчиков волнует еще одна проблема — цена. В среднем она колеблется от 80 копеек на Западе Украины и до 1,3 гривни на Востоке и в Приднепровье, взлетая зимой, когда падают надои, в среднем до 1,5 гривни. От роста молочных цен, в первую очередь, страдает промышленность, а за ними и потребители (заметим, что не меньше страдают от ценового диктата молочных монополистов и крестьянские хозяйства — в глубинке они вообще чувствуют себя с молоком как на подводной лодке: отдают за любую цену, поскольку некуда деваться). И обе стороны апелируют к государству.

«Когда мы сможем наладить систему обеспечения молокозаводов качественным сырьевым молоком, вообще неизвестно. Я считаю, что необходимо организовывать альтернативные колхозам крупные частные животноводческие предприятия», — говорит, отвечая на вопрос «Дня», председатель правления ВАТ «Вапнярский молокозавод» Александр Первухин...

Нельзя сказать, что реакции на такие заявления нет. Основным приоритетом в молочной отрасли является усиление поддержки государства (дотации, дешевые долгосрочные кредиты, поддержка экспорта) крупным хозяйствам. Но не стоит ли задуматься еще и над тем, чтобы более активно привлекать в молочный мир фермеров, а также над мерами, способными все- таки улучшить качество молока индивидуальных сельских хозяйств? Правда, крупные молокозаводы и компании этим не озабочены. Несмотря на все проблемы отрасли, они настроены оптимистично. «Если анализировать тенденции на рынке украинской молочной продукции, — заявила «Дню» менеджер торгового дома «Лико» (дистрибъюция молочной продукции) Валентина Кудряшова, — то можно заметить, что наибольшим спросом пользуется именно продукция, выпущенная украинскими компаниями из украинского сырья». Но достаточно ли этого преимущества, чтобы удержаться в семерке молочных лидеров?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать