Лишь 0,06% в доходах местных бюджетов
Туристически привлекательные громады Закарпатья почему-то не слишком активны в привлечении туристического сбора...С точки зрения развития туризма в Украине Закарпатья традиционно является одним из наиболее привлекательных и перспективных регионов. Именно поэтому важную роль играет вопрос сохранения исторических, архитектурных, природно-климатических, культурных и туристических ресурсов, что, в свою очередь, требует значительных средств.
По оценкам Всемирной организации туризма, туристически привлекательные страны получают приблизительно 10—25% налоговых поступлений за счет этой области экономики, а ряд малых стран, специализирующихся на туризме, — и все 50% национального дохода. Туристический сектор стран Европейского Союза формирует 8% совокупного ВВП и обеспечивает ориентировочно 11% экономического роста, а в Швейцарии национальный доход от туризма составляет целых 15%.
В туристически привлекательном Закарпатье в прошлом году в местные бюджеты области от туристического сбора аккумулированы 2,9 млн грн. При общей сумме доходов местных бюджетов области 4 608,9 млн грн туристический сбор занимает всего лишь 0,06%. По сравнению с 2016 годом эта сумма выросла на 702 тыс. грн. По туристическому сбору Закарпатье заняло 5-ю позицию в Украине после Киева (16,4 млн грн), Львовской обл. (10,7 млн грн), Одесской обл. (9,0 млн грн) и Ивано-Франковской обл. (3,0 млн грн). Это все, конечно, хорошо. Однако, учитывая туристическую привлекательность нашего региона, фундамент для развития разнообразных туристических направлений, имеющиеся на сегодняшний день объемы туристического сбора являются только незначительной частью тех поступлений, которые могли бы получить громады, если бы его администрирование носило полноценный характер.
Эксперт по бюджетным вопросам Закарпатского регионального отделения Ассоциации городов Украины Юлия ТРАНЕВИЧ рассказала «Дню», что 20% туристического сбора, собранного в Закарпатской области в прошлом году, принадлежат бюджету Полянской объединенной территориальной громады, численность населения которой составляет ориентировочно 7,7 тыс. человек. Они заняли первую позицию в рейтинге по туристическому сбору в области. И ни один район или город областного значения не собрали больше средств! Конечно, такой плотностью гостинично-оздоровительных комплексов, как Поляна, вряд ли еще какая-то громада сможет похвастаться. Но и в самом ли деле такая относительно небольшая громада Закарпатской области принимает вдвое больше туристов, чем весь Межгорский район с его многочисленными фестивалями, мощным рекреационным отдыхом комплексом в с. Пилипец, знаменитым высокогорным озером Синевир, уникальными музеями и памятными местами с. Колочава, многочисленными частными гостиницами близ лыжных подьемников и минеральных источников? Или практически в 9 раз больше, чем Раховский район с курортом Драгобрат, санаторием «Квасы», местом массового паломничества туристов «Центр Европы»? Город Берегово с известными на всю Украину оздоровительными комплексами целебных термальных вод, винными погребами, музеями и фестивалями, едва смог «насобирать» 133,1 тыс. грн, тогда как Русскокомаровская сельская рада Ужгородского района — 134,5 тыс.
При проведении анализа выяснилось, что только 74 из 331 местной рады, или 22,4%, получают туристический сбор. Означает ли это, что в населенные пункты других 257 местных рад не приезжают туристы, там нет ни гостиниц, ни частных усадеб? Совсем нет! На Раховщине, например, туристический сбор аккумулируется только четырьма радами из 21 — Раховской, Ясинянской, Квасовской и Лазещинской. На Хустщине (без г. Хуст) туристический сбор поступал только в бюджеты Вишковской поселковой и Велятинской сельской рад. Хотя, воспользовавшись обычным поиском в интернете, можно без проблем найти частные усадьбы и даже гостиницы в селах Деловое, Костиловка, Белин, Луг Раховского района или в селах Березово, Иза, Нижнее Селище, Драгово Хустского района. И таких примеров в разных районах можно навести множество.
На сегодняшний день ставка туристического сбора в Украине устанавливается местной радой в размере от 0,5 до 1 % к базе взимания сбора, то есть стоимости всего периода проживания с учетом НДС. А поскольку большинство туристов останавливаются в частном секторе, а не в гостиницах, то достаточно сложно организовать взимание туристического сбора и направление его в местный бюджет. Но Налоговым кодексом определено, что взимание сбора может осуществляться, в частности, юридическими лицами, или ФЛП, которые уполномочиваются местной радой взимать сбор на условиях заключенного договора. Как говорят, было бы желание.
Особенностью взимания сбора является то, что налоговые агенты делают это во время предоставления услуг, связанных со временным проживания (ночевкой), и указывают сумму уплаченного сбора отдельной строкой в счете (квитанции) на проживание. Плата эта небольшая и необременительная. В то же время для местного бюджета эти поступления необходимы, а добросовестный налогоплательщик — залог успешного развития региона, новые соглашения, инвестиции, обновленное производство, а соответственно — очередной шаг к решению социальных и экономических проблем.
В процессе децентрализации и евроинтеграции одной из главных задач региональной власти должно стать наполнение бюджетов всех уровней в полном объеме. При этом руководители органов местного самоуправления должны были бы прилагать куда больше усилий для выведения туристического комплекса из тени. Иначе еще много лет подряд построенные в живописных местах Карпат фешенебельные гостиницы, уютные туристические базы на термалах и лыжных курортах будут связаны с окружающим миром совершенно разбитыми дорогами и аварийными коммуникациями, на осовременивание которых в казне бедных местных громад, «сидящих» на богатом природном потенциале, денег и в самом деле нет...
Выпуск газеты №:
№36, (2018)Section
Экономика