Логика, «антилогика»... и умысел латифундистов
«...Если не продлить мораторий, это станет для Украины последним актом национальной трагедии»
Земельная проблема, которая все 25 лет независимости Украины тлела, охлаждаемая паллиативными решениями и обещаниями всех политических лагерей, готова вспыхнуть, как плохо скошенная сухая стерня. Это уже все понимают. В понедельник председатель Верховной Рады Андрей Парубий на заседании согласительного совета пообещал в четверг, то есть сегодня, вынести на рассмотрение народных депутатов тот из пяти законопроектов о продлении моратория на продажу земли, который поддержит профильный комитет. Такое заявление было сделано после дискуссии, в ходе которой представители ряда фракций и депутатских групп высказались за продление моратория на продажу земли сельскохозяйственного назначения. Парубий даже попросил заместителя председателя парламентского Комитета по вопросам аграрной политики Александра Бакуменко, чтобы все пять законопроектов относительно моратория были рассмотрены не в четверг, как планировал комитет, а раньше.
Итак, сегодняшний день может стать достаточно знаменательным. Ведь в зале под куполом может не найтись голосов для того, чтобы поддержать именно тот законопроект, который комитет признает лучшим. И не получится ли так, что при отсутствии альтернативы мораторий на продажу земли будет автоматически отменен? Но готова ли сейчас страна начать свободную торговлю своим самым большим и самым лучшим (если не считать таковым еще и наших граждан) ресурсом? Именно этот вопрос будет звучать, видимо, в первую очередь сегодня в зале заседаний парламента и под его стенами, где соберутся как сторонники продления моратория, так, возможно, и те, кто требует его отмены сегодня и даже сейчас.
«Мы на четверг на утро — считаем, что это последний день, когда можно проголосовать мораторий — собираем людей под Верховной Радой. Приглашаем аграриев, приглашаем рядовых членов партии» «Батьківщина», чтобы они пришли в парламент и не ушли оттуда, пока не заставят проголосовать пролонгацию моратория на продажу сельскохозяйственной земли», — заявила на согласительном совете лидер «Батьківщини» Юлия Тимошенко. Разумеется, что она как опытный политик хорошо понимает, сколько дополнительных электоральных бонусов можно собрать, пиарясь на этой слишком уж горячей для миллионов людей проблеме.
Впрочем, это понимает не только политик Тимошенко. Уже упоминавшийся Бакуменко, который, видимо, еще имеет определенные отношения с крупными и средними землевладельцами и видит земельную проблему не через фильтр асфальта около Рады, а достаточно глубоко, обращает внимание на одно из определяющих звеньев, сдерживающих сегодня развитие сельскохозяйственного производства. «Распорядитель земель (Госгеокадастр) не должен осуществлять контроль за правомерностью принятия решений относительно передачи земель сельскохозяйственного назначения в собственность и предоставление в пользование», — отмечается на официальной странице Бакуменко в сети Facebook.
По мнению народного депутата, это свидетельствует о неудовлетворительном государственном контроле использования и охраны земель. Он считает необходимым передать исполнительным комитетам сельских, поселковых и городских советов, а также районным государственным администрациям полномочий государственной регистрации земельных участков и согласования документации по землеустройству. Для деконцентрации и дерегуляции в сфере земельных ресурсов, сказал он в прошлую пятницу на встрече Президента Украины Петра Порошенко с представителями бизнеса, необходимо поручить правительству организовать и профинансировать оцифровку и внесение до 1 января 2019 года в Госкадастр всех документов относительно регистрации прав на землю.
Кроме того, Бакуменко, в частности, предлагает зачислять налог на доходы физических лиц от аренды земли в местные бюджеты за местом расположения земельного участка. Он убежден, что это позволит создать дополнительный стимул для местных громад эффективнее контролировать официальное оформление аренды земли и сократить объем земли, которая находится в теневой аренде. По его данным, общая площадь земель в Украине (кроме АР Крым и отдельных районов Донецкой и Луганской областей), которую можно передать в аренду (а в дальнейшем, после отмены моратория, продать. — Ред.) физическим и юридическим лицам, составляет 34,2 миллиона гектаров. В официальной аренде находится лишь 22,6 миллиона гектаров земли.
Какой законопроект будут рекомендовать поставить на рассмотрение зала под куполом члены профильного комитета, сегодня еще неизвестно. Хочется верить, что они будут руководствоваться как Конституцией Украины и здравым смыслом, так и интересами большинства украинцев, а не кучки земельных олигархов, которые уже имеют в своем распоряжении огромные, сравнительно даже с площадями некоторых стран, земельные банки. Такую надежду питают и комментарии экспертов «Дня».
Андрей СЕНЧЕНКО, экс-народный депутат:
— Тема жизни и смерти моратория на продажу земли связана не только с плохой работой Госгеокадастра. Сегодня, к величайшему сожалению, в стране вообще отсутствует политическая воля к наведению порядка с точки зрения регистрации и соблюдения прав граждан. В том числе и на землю. Как и раньше процветает рейдерство, хотя сейчас оно секторно изменяется: в моде разные «честные» схемы отбирания земли и даже урожая у фермеров.
Вторая актуальная проблема — это рынок земли. Я абсолютно уверен: если сейчас не продолжить мораторий, то это станет для Украины последним актом национальной трагедии. Когда в результате ваучерной приватизации и последующих махинаций десяток семей обрели контроль над основными промышленными активами. — Это плохо, но в конце концов можно и новые построить. А земля — невозобновляемый ресурс, ее сколько есть, столько и будет. Я думаю, что сейчас властью будут делаться лихорадочные попытки снять или, точнее, не продолжить этот мораторий — это точно. И непродолжение моратория будут обставлять разными факторами типа того, что рынок начнется только после того, как те или другие законы будут приняты.
Этому верить нельзя. Потому что, манипулируя голосами в парламенте, они в полупустом зале спокойно после нового года «продавят» любые законы, а мы все будем кусать локти.
Следовательно, вопрос не только в том, повторяю, что у нас сознательно доведен до нынешнего несовершенного состояния земельный кадастр. Это далеко не единственная проблема, с которой связана моя позиция против введения сейчас рынка земли. Нам сначала нужно возобновить территориальную целостность страны. Важнейшее условие — мир. Нужно также привести в порядок мозги. Да и вернуть элементарную платежеспособность граждан. А это уже не только проблема войны и мира. Это проблема тотальной монополизации всех сфер экономической жизни. Если к ним еще и добавить монополию на землю, которая нам может грозить после прекращения моратория и которой будут владеть десяток семей, то это уже будет окончательная катастрофа.
Михаил ЗОЛОТАРЕВ, председатель Харьковской областной организации Аграрной партии Украины:
— Мораторий нужно продлить, потому что мы еще не готовы для открытия рынка земли юридически. Далеко не всем земельным участкам Госгеокадастр присвоил номера. Или выдал номера тем участкам, где уже есть действующий хозяин, который по каким-то причинам не успел зафиксировать свое право. Так появляются два владельца одного земельного участка. Не создан и земельный банк. В законодательстве еще не установлены нормы, кому и сколько земель можно продавать, — только физическим лицам или также и юридическим. Могут ли нашу землю покупать также иностранцы?
Несмотря на это, все понимают, что земля должна быть товаром и, если это частная собственность, то и продаваться. Владелец имеет право пользоваться ею так же, как, например, своим домом, квартирой или авто. Однако, учитывая еще и то, что у нас идет война и доходы населения очень низкие, а следовательно — земля будет стоить слишком дешево, что выгодно крупным агрохолдингам и другим компаниям, у которых есть деньги. Ведь латифундисты могут скупить землю дешево, а затем перепродать.
Мы принципиально не против продажи земли. Но считаем, что страна для этого не готова. Сначала нужно все законодательные акты тщательным образом и не спеша выписать, обсудив все новшества с владельцами паев, с арендаторами земли, чтобы найти вариант, который бы всех или почти всех устраивал. Ведь за прошлые 25 лет мы в этом направлении мало что сделали. Польша, например, шла к рынку земли шесть или даже семь лет. Они хорошо подготовились, позаимствовали опыт, который был в мире. Поэтому я считаю, что у нас пока нельзя открывать этот рынок. Считаю, что над этим нужно лет пять поработать — создать Земельный банк, выписать все необходимые законодательные акты. До той поры, может, даст Бог, и война окончится.
Аргумент у тех, кто за немедленное открытие рынка: мол, будет наполняться бюджет. Но разве для этого обязательно продавать землю? Давайте выведем на свет Божий ту, которая сейчас находится в теневой аренде, а ее не менее 30% — будем иметь хорошие деньги для бюджета. А сельхозпроизводитель может сегодня купить не более 10% земли, которую сегодня он обрабатывает. Вопрос: кто же ее тогда получит и для кого эту реформу собираются проводить? Ситуация складывается такая же, как когда-то с ваучерами. Мы догадываемся, у кого в итоге будет наша земля. Похоже, спешка здесь нужна тем, кто сейчас у власти.
Иван МИРОШНИЧЕНКО, член Комитета ВР по вопросам аграрной политики и земельных отношений, фракция «Самопоміч»:
— Нас опять оставили без выбора: за 25 лет ничего не сделано с точки зрения подготовки к свободному рынку. И не только в технических вопросах (наполнение Госгеокадастра, продажа земли громадам и тому подобное). Я говорю о стратегически значительно более важных вещах: подготовка владельцев пая и других участников к свободному рынку — предоставление им равных возможностей и права выбора, чтобы могли не только продавать, но и покупать паи, чтобы построить свой бизнес. То есть нужно дать им одинаковые возможности доступа к финансам, например, земельную ипотеку под залог пая и тому подобное.
В целом, я против продолжения моратория, потому что он фактически привел к нынешнему положению вещей: село погибает, люди не имеют доступа к финансам. Какая-то антилогика: критикуем мораторий и при этом ничего не предлагаем взамен. Поэтому я выступаю за его отмену. Но если речь идет открывать ли рынок земли с 1 января 2017 года, то сначала следует проанализировать все риски и неравные условия для его участников, которые возникнут сразу после открытия этого рынка. Как быть? Думаю, следует продолжить мораторий на короткий период (на год) с условием, что за это время правительство и парламент решат все технические вопросы и создадут для владельцев паев и всех участников рынка инструменты для распоряжения этой землей и равные условия собственности и продажи.
P.S. Когда этот материал был готов, стало известно, что аграрный комитет Рады рекомендует парламенту продолжить мораторий на продажу земель сельхозназначения до 2019 года, приняв законопроект №7350. «Отмена в условиях военного положения и экономического кризиса моратория на отчуждение сельскохозяйственных земель без урегулирования на законодательном уровне процедуры оборота земель сельскохозяйственного назначения является угрозой как национальной, так и продовольственной безопасности нашего государства, которое может потерять ценный ресурс — украинские сельскохозяйственные земли», — говорится в пояснительной записке к документу.
Выпуск газеты №:
№221, (2017)Section
Экономика