Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Магдебург-2

Соавтор концепции новой модели межбюджетных отношений Юрий ГАНУЩАК рассказал «Дню» о том, что проголосована правительством реформа принесет селам и городам
08 августа, 12:02
ФОТО ИЗ АРХИВА "ДНЯ"

Кабмин приступил к реформам. Начали с восстановления исторической справедливости — возвращение украинским городам Магдебургского права. Так, 6 августа на заседании правительства был одобрен проект Закона Украины «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины» (относительно внедрения новой модели межбюджетных отношений).

Документ предусматривает полную перекройку бюджетных отношений в стране, которая заключается в повышении финансовой самостоятельности территориальных общин.

Законопроект, как пообещали в правительстве, в ближайшее время будет направлен на рассмотрение в Верховную Раду. Вполне возможно, что уже на следующей неделе парламент его рассмотрит.

На данный момент, в распоряжение «Дня» есть только подготовленная Министерство финансов презентация проекта Закона, которая была представлена ??на заседании правительства. Текст документа пока не обнародован. Но нам удалось пообщаться с экспертом, который непосредственно участвовал в разработке концепции этой реформы. Первое, что сказал нам народный депутат шестого созыва, советник первого вице-премьера Украины Владимира Гройсмана, эксперт по вопросам управления территориями Юрий ГАНУЩАК об этом законопроекте было следующее:

— С точки зрения революционности, то после принятия Бюджетного кодекса в 2001 году, этот законопроект — это второй важнейший шаг. Это — кардинальная ломка бюджетной системы, прежде всего, на участке местных бюджетов.

— А что она на практике означает для граждан?

— Я бы говорил скорее для органов местного самоуправления. Бюджетный кодекс 2001 года — это система ориентирована на нынешнее административно-территориальное устройство. Она достаточно жесткая, и не способствовала тому, чтобы органы местного самоуправления наращивали, так называемые, делегированные доходы. Сегодня эту систему предлагают изменить.

Если раньше выравнивания общин происходило по расходам, то сегодня Кабмин предлагает делать его по доходам.

— Что это значит?

— На базовом уровне всем общинам дают одинаковые проценты доходов. Но поскольку диспропорции очень большие, то придумали как сделать так, чтобы разница между лучшей и худшей общиной была не слишком большой, но существенной. Наши расчеты показывают, что те параметры формулы, которые заложены, являются оптимальными. А это — два порога среднестатистического годового показателя дохода на душу населения по Украине. 90% — это минимальный порог. До этого порога — дается дотация. От 90 до 110% — ничего не дается. Выше 110% запускается принцип «поделись с другими». Дотация — государство добавляет 80% к разнице. А изъятие — половина из того, что выше 110%. Это позволяет слабым подтягиваться, а сильным продолжать наращивание.

Но, поскольку выравнивание по доходам не терпит неравенства админтерриториальных единиц, то пришлось принимать очень серьезное политическое решение. Все делегированные полномочия были перенесены на уровень городов областного значения и районов, а также тех общин, которые объединятся в соответствии с законопроектом «О добровольное объединение граждан», который уже зарегистрирован в ВРУ. Таким образом, фактически стимулируется реформа административно-территориального устройства, которая давно наступила. Ее сегодня боятся внедрить по серьезному, одним росчерком пера, и решили сделать это добровольно. Возможно, это и правильно. И как раз в этом проекте изменений в Бюджетный кодекс есть стимуляция к объединению.

— Какие еще нововведения в жизнь территориальных граждан предлагает внести правительство? Что с налогом на прибыль?

 — В Минфине решили, что налог на прибыль можно давать только на уровень городов областного значения. Потому что диспропорции по регионам катастрофически большие — в сто, двести раз.

Схема такая, за органом местного самоуправления (базовый уровень — это город областного значения, район и общины, которые объединятся) закрепляется 60% налога с доходов физических лиц (НДФЛ). Им дается перечень дополнительных полномочий, которые уже для них становятся собственными полномочиями. Под те вещи, которые центр считает полностью государственной функцией, общины получать субвенцию. Реально это должна быть дотация. И я считаю делать это субвенцией грубая ошибка. Но год можно потерпеть. Я сдался перед аргументом Минфина, что сделав это в форме субвенций, мы наконец обяжем отраслевые министерства начать заниматься тем, чем они должны заниматься: выработать социальные стандарты оказания услуг. Субвенция означает, что именно министерство полностью отвечает за все, что делается в селе «Задрипанцы». Не так как сейчас: мы вам дали, ни в чем себе не отказывайте. А нужно будет выяснять, почему там, на местах, не может быть предоставлена ??за такие деньги услуга.

Грубо говоря, Минфин сказал: мне надоело, что все рассказывают, что это мы не даем деньги, теперь я хочу увидеть как вы мне докажете сколько денег я вам должен дать. Для этого я выделяю вам субвенцию, чтобы вы нырнули туда вниз, и это просчитали.

МОН и Минздраву действительно придется попотеть. Минздраву, правда, будет еще труднее, потому, что у них отраслевые нормативы очень плохо разработаны. С МОН будет легче. Самое главное, что они сделали, это — стандарты и нормы предоставления услуги и индикатор оценки ее качества (независимое тестирование. — А.Д.).

— А что это за странная история распределения НДФЛ по Киеву? Почему 20% только в столице остается, а 80% — занимает центральный бюджет? Киевляне же на вас обидятся.

— Не обидятся. В Киеве остается достаточно денег.

Когда рассчитывали пропорцию распределения налога на прибыль, то Киеву дали 10%  как и всем остальным. Но у него этот налог зашкаливает. Здесь сосредоточены штаб-квартиры компаний, консолидирующих прибыль.

Включение Киева в расчеты очень сильно рвет систему расчета среднего показателя среднего дохода на душу населения, ниже которого общины дотируются. Получалось, что все регионы нужно дотировать, а изымать только из Киева. Поэтому мы провели отдельные расчеты по Киеву, которые показали что, оптимально изымать 80% НДФЛ. Поэтому сейчас из Киева, по той формуле, которую я вам рассказывал в начале, ничего не изымается, он не принимает в ней участия.

— А какие возможны проблемы на местах после внедрения этих изменений?

— В целом, эта система неплохая. Она будет стимулировать к всеобщему объединению общин. Но я более чем уверен, что будет много крика, особенно, от малых поселковых советов о том, что их обделяют.

Ранее жаловались на то, что они должны были выделять собственные средства на финансирование делегированных полномочий. Теперь же эти делегированные полномочия передаются только на районный уровень и уровень города областного значения. А собственные полномочия (благоустройство территории) местное самоуправление должно будет обеспечиваться за собственные деньги — это налог на землю и единый налог.

Мы перешли к так называемому, чистому местному самоуправлению. А оно предполагает, что территориальная община собралась и решила: им нужно уличное освещение и твердое покрытие дорог. Они избрали правление, и платят ему деньги (так как функционируют сейчас котеджные городки). Никаких тебе школ, детских садов, ФАПов. Все это — на районном бюджете.

— Денег будет хватать?

— Даже теория показывает, что село с населением менее 2000 ничего не сможет сделать. У него не будет денег. А бизнес, который мог бы помочь наполнить бюджет, просто не идет в населенный пункт, где проживает менее 3500 человек. Поэтому объединение территориальных общин является обязательным элементом. Не будут же крестьяне терпеть, чтобы все деньги, которые собираются с них, шли только на зарплату сельскому голове, при этом в селе ничего не делалось.

Это — очень серьезная реформа.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать