Метро в Донецке: «вечный» вопрос
Осталось чуть больше года до реализации обещания «запустить наземный метрополитен», но пока нет даже технико-экономического обоснования его строительства![](/sites/default/files/main/articles/21082013/6metro.jpg)
Осталось чуть больше года до реализации обещания «запустить надземный метрополитен», но пока нет даже технико-экономического обоснования его строительства
Нужно Донецку метро или нет — уже давно никто ни у кого не спрашивает. На все инициативы построить или создать что-то новое донетчане смотрят с улыбкой, но совершенно не верят изменениям — ведь подземное метро обещали запустить еще в 2005 году, а надземное — в 2014-м. Осталось чуть больше года до реализации обещания экс-министра транспорта Бориса Колесникова, но на данный момент программа «Об утверждении Государственной целевой программы строительства и развития сети метрополитенов на период до 2020 года» не принята правительством, не было и соответствующих технико-экономических обоснований строительства наземного метро в Донецке.
В подвешенном состоянии и вопрос подземного метро. Здесь областная и городская власть занимают разные позиции. Городской совет отстаивает мнение, что метро нужно городу, и у него еще теплится надежда на то, что оно заработает. А вот областные власти, в частности руководитель облгосадминистрации, — сторонники кардинального решения проблемы. «Я вообще сторонник полного закрытия этой темы», — прокомментировал Андрей Шишацкий. При этом губернатор отмечает, что решение должно принять Министерство инфраструктуры, и никто другой.
Вопрос «подвис», и «подвис», судя по всему, надолго. Никто не решается довести до конца начатое дело.
На данный момент донецкое метро существует разве что для местных диггеров. Но и они говорят об нем без энтузиазма. «Кроме воды и пустых стен, там ничего нет. Ощущение то же самое, когда спускаешься в шахту, только не очень глубоко. Очень длинный коридор и не более того. Ничего особенного», — рассказывает один из парней. По его мнению, находиться там очень опасно — все очень обветшало. «Крепи в негодности, рельсовый путь сгнил, — если будет какая-то реконструкция, то она будет напрасной. Это подорвет экономику. У государства нет таких денег», — продолжает он.
Теперь относительно болезненного вопроса — финансирования. В проект программы по предложению Донецкого городского совета Мининфраструктуры включило меры по консервации и содержанию в безопасном состоянии объектов Пролетарско-Киевской линии метрополитена (366,6 млн грн, в том числе государственный бюджет — 362,1 млн грн, местный бюджет — 4,5 млн грн) и подготовке технико-экономического обоснования строительства линии скоростного транспорта (10 млн грн, в том числе государственный бюджет — 5,0 млн грн, местный бюджет — 5,0 млн грн). Ответственной за выполнение указанных мероприятий в части государственного бюджета определена Донецкая облгосадминистрация, в части местного бюджета — Донецкий городской совет. Такие данные привели нам в самом министерстве.
Но, по данным городского совета, строительство первой очереди «Пролетарско-Киевской» линии Донецкого метрополитена от станции «Пролетарская» до станции «Белый лебедь» (всего восемь станций протяженностью 12,9 км, с электродепо «Пролетарское» и инженерным корпусом) с января 2011 года не ведется в связи с отсутствием финансирования из государственного бюджета и ограниченным финансированием из бюджета города. С начала строительства в 1993 году на эти цели было выделено из бюджетов разных уровней 360,8 млн грн, что составляет 6,4% от сметы проекта, при этом готовность объекта равна 10,8%. На обслуживающие процессы на объектах строительства Донецкого метрополитена за счет средств городского бюджета в 2011 году выделено 11,7 млн грн, в 2012 году — 8,0 млн грн, в 2013 году — 6,0 млн грн.
Но были ли они реально вложены, и что было конкретно сделано?
В 2003 году «День» опубликовал материал «Донецк мечтает о метро» (Анна ХРИПУНКОВА, № 101 от 12 июня). На тот момент в метро уже было вложено свыше 300 миллионов гривен, а до окончания проекта за пять лет оставалось еще как минимум 40—50 миллионов в год. Но, как потом стало ясно, деньги перестали поступать. Да и, видимо, желание построить в Донецке метро также пропало. Автор говорила о важности проекта для жителей города, его рентабельности и целесообразности. Конечно, метро могло решить много вопросов. Тем более — при условии соединения Донецка и Макеевки. Но теперь все обстоит по-другому. На строительство и возрождение донецкого метро нужны колоссальные средства, которых сейчас нет. Нам слишком во многом приходится себя ограничивать: детские сады, школы — оптимизация, старые предприятия требуют модернизации, экологические проблемы остаются нерешенными. Эти вопросы требуют безотлагательного решения. Метро в этом списке, к сожалению или нет, не на первом месте. К сожалению — потому что есть более острые проблемы и дефицит средств на их решение. К счастью — пока метро еще не дало о себе знать. Но что будет дальше?
Выпуск газеты №:
№148, (2013)Section
Экономика