Миллиарды под асфальтом
Кто разрушает дороги: грузовики или коррупция?
В начале декабря премьер-министр Украины Николай Азаров заявлял, что приоритетами государственного бюджета на нынешний год станет развитие регионов и строительство дорог. И, конечно же, премьер в этом не противоречил Президенту Виктору Януковичу. Ранее гарант Конституции обещал, что с 2014 года в Украине начнется восстановление дорог в городах. «Дороги эти разрушались 20 лет. 2014 год будет первым годом, когда мы начнем восстанавливать городские дороги, — заверил глава государства. — Я впервые об этом говорю, хотя задание я уже такое дал. Мы сейчас накапливаем материалы, закупаем битум»... Янукович также отметил, что в Украине не прекратится строительство магистральных дорог, но могут несколько уменьшиться темпы.
«Вы со мной согласитесь, что магистральные дороги мы более-менее привели в порядок, начиная с запада на восток во всех областях, — описывал ситуацию Янукович. — На западе Украины дороги лучше, потому что мы готовились к Евро-2012, и начали с границы с Европой. На востоке ситуация чуть хуже, но мы подтянем». По словам Президента, улучшить ситуацию с дорогами планируется также и на юге, где проходят два транспортных коридора. Он подчеркнул, что в период между 2004 и 2010 годами была сделана большая ошибка, когда были значительно подняты тарифы на железнодорожные перевозки, и грузы начали активнее возить на автомобилях, а украинские дороги были к этому не готовы. «И грузовые автомобили разбили наши дороги», — констатирует Президент. Так ли это? Не «прошлась» ли по ним еще и какая-то орда?
Спорить с Президентом и премьером дело неблагодарное. Не станем этого делать. Чуть ниже просто приведем слова наших граждан, которые винят в ситуации на дорогах отнюдь не грузовики. Впрочем, сначала все же отметим, что для того, чтобы 2014-й стал годом дорог, сегодня все же есть определенные (бюджетные) предпосылки. Госагентство автомобильных дорог Украины (Укравтодор) в этом году может получить больше 15,2 миллиарда гривен финансирования. Огромная сумма! Но достаточно ли ее? Напомним, что в минувшем году на финансирование «Укравтодора», в частности, на дорожные работы предусматривалось 15,5 миллиарда, а еще 8,4 миллиарда гривен — на погашение кредитов. Правда, потребность в средствах для строительства и ремонта дорог, по данным чиновников Укравтодора, была намного больше и составляла в 2013 году более 36 миллиардов гривен.
Интересно, а хватило бы им всех доходов бюджета? Похоже, украинские дороги, а также их отсутствие еще не скоро опустятся в рейтинге самых популярных тем в разговорах наших граждан, добросовестно уплачивающих многочисленные сборы, служащие источниками для образования «дорожных» денег в расходной части бюджета. Напомним, что на нее работают акцизный налог с нефтепродуктов и транспортных средств, ввозная пошлина на нефтепродукты, транспортные средства и шины к ним, а также плата за проезд автомобильными дорогами транспортных средств и других машин и механизмов, чьи весовые или габаритные параметры превышают нормативные (см. 2-й абзац). Обидно людям. Деньги платят, а дороги если и улучшаются, то настолько медленно, что «покращення» остается незамеченным.
В Интернете об этом пишут, не подбирая изысканных выражений. «Сколько выделят — понятно, а сколько потратят в действительности?». «Так на эти дела вроде как с топлива капать должно?». «За 2 с лишним года никто в правительстве не может (назвать. — Авт.) точную цифру — сколько было поступлений от продажи топлива... все шито-крыто». «Сколько ни дай — все разворуют». «Правильно читать: Укравтодор разворует 15,2 млрд грн в 2014 г.». «По данным статистики, собирают (в бюджет. — Авт.) около 60 млрд — интересно, у кого разница?». «Из этого бабла, если попадет млн 100 на ремонт дорог, и то хорошо!». «Во дерибан-то будет! Если хотя бы 20-ю часть тех денег выделить на независимый аудит Укравтодора, то можно и дороги сделать, и заодно существенно пополнить бюджет Украины за счет конфискации имущества начальства». «Теперь понятно, почему «мерс» не успевает с S-классом, что пришлось продлить рабочий день из-за большого спроса на новый класс».
И на всех сайтах в таком же духе... «В моем городке на некоторых дорогах содрали асфальт еще летом и так оставили, ямы уже местами по колено почти. Укравтодор — одна из самых бестолковых организаций в государстве». «Какой смысл выделять (средства на дороги. — Авт.), если их все равно растащат, в лучшем случае, в дело пойдет десятая часть. Классно, чиновники разных рангов, имеющих доступ к этим деньгам, только и ждут, как нагреться». «При таком раскладе даже кризис закончится, но как можно обидеть себя, любимых, так что это (хорошие дороги. — Авт.) только наши с вами мечты. А жаль». «Пригласить турок и проконтролировать!». «Сколько бы не дали (денег. — Авт.) у нас все равно дорог не будет, может, в Киеве и отремонтируют, а на периферии, как обычно, подсыпят щебень и все». «На дороги выделяют раз в год несколько миллиардов, и то в конце года, чтобы дорожники не успели их освоить, эти крохи». «У нас в Харьковской области дорог практически нет... Яма на яме».
Понятно, что реформа Укравтодора уже давно перезрела. Вице-премьер Александр Вилкул даже предлагал ликвидировать эту структуру и создать вместо нее несколько отдельных ведомств. Что-то подобное недавно декларировал и премьер-министр. Главным новшеством станет разделение функций планирования, выполнения дорожных работ и контроля качества. Впрочем, одной реорганизацией украинские дороги спасти невозможно, считает Вилкул. Для нормализации ситуации, по его мнению, ежегодно требуется не менее 40 миллиардов гривень. У главы Укравтодора, естественно, аппетит еще лучше. В одном из своих интервью он говорит о 500 миллиардах на 10 лет. Выдержит ли госбюджет и налогоплательщики такую нагрузку?
Этот вопрос задают себе чиновники всех уровней. Поэтому реформа настойчиво стучится в здание на улице Физкультурной. СМИ даже пишут о поправках, предложенных руководством Укравтодора к проекту соответствующего правительственного постановления. По словам советника главы ведомства Владимира Галушко, речь идет о создании холдинговой компании, в которую будут входить бывшие облавтодоры, преобразованные в публичные акционерные общества. Управлять ими будут акционеры — облгосадминистрации, а после приватизации — частные инвесторы. Чиновники надеются, что это позволит решить проблему финансирования дорожного хозяйства. «Мы хотим создать рынок услуг по эксплуатации и содержанию дорог. ПАО смогут самостоятельно, без вмешательства Укравтодора брать кредиты и другие заимствования», — мечтает Галушко. И действительно, в минувшем году полностью государственный Укравтодор не смог привлечь запланированные миллиарды гривен на завершение начатых проектов. Похоже, дороги, как и многое другое в нашей стране, упираются в тотальный дефицит доверия. Ему почти в одинаковой степени подвержены как налогоплательщики, которые не видят отдачи от средств, уплаченных ими в бюджет, так и инвесторы, сомневающиеся в стабильности украинской экономики и опасающиеся коррупции.
Что изменится в 2014 году? Удастся ли убедить инвесторов, что их деньги не зароют под асфальт чиновники реформированных дорожных структур, а аппетиты коррупционеров внезапно ослабнут? Отвечая на эти вопросы, директор Международного центра перспективных исследований Владимир ПАНЧЕНКО сказал «Дню»: «Когда люди не верят, что бюджетные деньги, вложенные в дороги, дадут отдачу, и когда говорят, что их разворуют, то это правда — мы проводили исследование на эту тему. Кроме того, по моему мнению, в дороги никаких инвестиций не будет и в этом году. У нас нет особых перспектив ни для строительства с помощью инвесторов платных дорог, ни для государственно-частного партнерства в дорожном хозяйстве вообще. Его недофинансирование будет оставаться на уровне 30 миллиардов долларов. Хотя от 1,5 до 3 тысяч километров международных транзитных магистралей в Украине могли бы быть платными. Но даже о планах таких пока еще не слышно».
«Конечно, — продолжал свой комментарий эксперт, — рейтинг Украины в последние дни перед Новым годом улучшился с помощью российских денег — мы избежали дефолта. Но это финансовый, а не инвестиционный рейтинг. Деньги, заведенные на Укравтодор, — это не инвестиции. Они ведь никогда не будут возвращены. Вложит ли их это агентство с каким-то уровнем коррупции, или не вложит, но нормального источника для возврата все равно нет. Соответствующие расходы будет нести бюджет, под гарантии которого получены деньги. А инвесторы терпеливы. Они ждут четкого решения о стратегическом курсе Украины — попадет ли наша страна под протекторат России или все же получит какое-то собственное развитие».
«Теоретически, если у России не возникнут свои финансовые проблемы, то с ее стороны какие-то инвестиции можно ожидать, — отмечает Панченко. — Это, например, строительство метро в Киеве на Троещину. Прибыли там не будет, но инвесторы (Внешэкономбанк России) надеются построить для компенсации своих затрат торговую недвижимость. Второй, еще более мощный проект, строительство моста или, возможно, тоннеля между Крымом и Кубанью. Этот проект может быть чрезвычайно коррупционным (в России о нем так и говорят), но политически и геополитически он очень важен — соединяются два берега. Соответствующая магистраль нужна, и ее можно было бы вставить в южный транспортный коридор. Но транзит по нему и коммерческое его использование могут начаться еще не скоро — там мостов нет. А уж о коррупционных потерях с обеих сторон на этом мегапроекте и говорить не приходится...».
Владимир ПАНЧЕНКО, директор Международного центра перспективных исследований:
«Когда люди не верят, что бюджетные деньги, вложенные в дороги, дадут отдачу, и когда говорят, что их раскрадут, то это правда - мы проводили исследование на эту тему.
Кроме того, по моему мнению, в дороги никаких инвестиций не будет и в этом году. У нас нет особых перспектив ни для строительства с помощью инвесторов платных дорог, ни для государственно-частного партнерства в дорожном хозяйстве вообще. Его недофинансирование будет оставаться на уровне 30 миллиардов долларов.
Хотя от 1,5 до 3 тысяч километров международных транзитных магистралей в Украине могли бы быть платными. Но о таких планах пока еще не слышно».
Выпуск газеты №:
№4, (2014)Section
Экономика