Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Минимизация «государства» в экономике – пагубна для современной Украины»

Правительство отменило более 360 разрешительных документов для бизнеса
23 ноября, 18:53
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

В Кабинете Министров Украины состоялся «дерегуляционный день». «Валовой национальный продукт создает предпринимательство, реальный сектор, которому мы должны не мешать, с одной стороны, а с другой стороны создавать такие регуляции, которые бы дали возможность нас делать конкурентными. А не так, как иногда это происходит, когда государство создает искусственно барьеры и бизнес начинает придумывать, как их обходить. Любой чиновник  может прицепиться, как к столбу, к любому бизнесу, предпринимателю, потому что у него есть сотни, тысячи регуляций, некоторые — еще со времен Советского Союза, и потом начинают начислять штрафы, создавать давление. Мы будем уничтожать такие регуляции, а тех, кто против, будем выводить за пределы работы нашего правительства», — отметил премьер-министр Владимир Гройсман.

В частности, во время заседания правительства было принято решение отменить 367 незаконных и неактуальных нормативных актов.

Значительно упрощено согласование строительства базовых станций мобильной связи (изменения к Постановлению КМУ №461 от 13.04.2012 г.). Процедура введения в эксплуатацию таких объектов будет сокращена на 1 месяц. Также были уточнены правила определения размера арендной ставки за коммуникационное оборудование (изменения к Постановлению КМУ №786 от 04.10.1995 г.). Принято решение об отмене минимального размера оплаты услуг нотариусов на уровне 1% (Указ №762 от 10.07.1998 г.). Правительство также отменило запрет на смешивание зерна разных сортов (правки к приказу Минагрополитики №661 от 13.10.2008 г.). Ожидается, что экономический эффект этого решения для бизнеса до 2020 года составит более 10 млрд гривен.

Кроме того, было принято решение, что каждое министерство вместе с Министерством юстиции и Государственной регуляторной службой (ГРС) проведет ревизию устаревших регуляторных актов и через месяц будет докладывать об их отмене.

Ожидается, что дерегуляционные дни, на которых будут рассматриваться пакеты важных для бизнеса инициатив, будут проводиться в правительстве регулярно.

И это позволит Украине улучшить позиции в рейтинге легкости ведения бизнеса (Doing Business) Мирового банка и войти в топ-30 стран в 2018 году, заявил заместитель министра экономического развития и торговли Украины Максим Нефедов на вчерашнем заседании правительства. По его словам, уже разработан законопроект, который призван решить ряд вопросов о дерегуляции и защите прав инвесторов.

«Мы разработали законопроект, который позволит Украине прыгнуть в рейтинге легкости ведения бизнеса более чем на 40 позиций», — заявил Нефедов. Заместитель министра отметил, что планирует провести «очень короткое, но очень интенсивное общественное обсуждение данного законопроекта с бизнес-ассоциациями». Возглавлять этот процесс будет руководитель Офиса содействия инвестициям при Кабмине Даниил Билык.

Директор Института им. Александра Поля, глава Агентства развития Днипра Владимир Панченко, одобрительно отзывается на такие намерения правительства. «Логика такого решения правильна. Действительно, орган должен доказать логику и нужность регуляции в том или ином секторе. А после этого, собственно, осуществлять регуляцию. Насколько я понимаю, BRDO проводит секторный анализ, изучает ситуацию в каждой отрасли, и потому знает ситуацию  Это правильная регуляция», — говорит эксперт. Но, предупреждает Панченко, важно при этом не создать хаос и тотальную отмену возможностей контроля качества, движения капиталов и т.п. «Например, экс-заместитель министра аграрной политики и продовольствия Владимир Лапа признал в этом году, что в некоторых секторах АПК они «заигрались». Он признался, что министерство даже не имеет полномочий проверять ветеринарные аптеки», — приводит пример эксперт.

«Эта политика диаметрально противоположна тому, что предлагал экс-министр экономического развития и торговли  Айварас Абромавичус — провести тотальную дерегуляцию. Но даже европейцы ему сказали, что «регуляторная гильотина» может привести к регуляторному вакууму в определенных секторах, что может негативно отразиться на качестве регуляции. Собственно,  и соответствующую структуру назвали не Офис по дерегуляции, а Офис по эффективной регуляции», — подчеркивает Панченко.

Год назад, когда автор этого материала был с рабочим визитом в Грузии, мы уже слышали о похожем «дерегуляционном фокусе». Эксперты рассказывали, что покойный грузинский реформатор Каха Бендукидзе сумел буквально за считанные месяцы поднять Грузию в рейтинге Doing Business на несколько десятков позиций — отменив огромное количество нормативных разрешительных документов. Какой реальный экономический эффект получила Грузия от реформы — ниже прямая речь.

КОММЕНТАРИЙ 

Георгий СИГУА, доктор экономических наук, старший научный сотрудник Тбилисского государственного университета имени Джавахишвили, советник Украинского кредитно-банковского союза, торговый представитель Грузии в Украине в 1994—1997 гг.:

— Бендукидзе здесь, в Украине, объявили выдающимся экономистом. Зато сам он говорил, что он — не экономист и ненавидит экономистов.

Во-первых, Бендукидзе и Саакашвили — это либертарианцы. У них вообще нет экономической теории. Они отрицают значение экономической политики как таковой. Потому что либертарианцы — это правые анархисты.

Левые анархисты абсолютизируют идею равенства. Это приводит к троцкизму-ленинизму: Куба, Северная Корея.

А правые анархисты (либертарианцы) — абсолютизируют идею безграничной свободы. Для либертарианцев государство — тоже зло. Поэтому они придерживаются идеи минархизма — то есть минимального участия государства. Это для современной Украины гиблая теория.

Я имел сомнительное удовольствие подискутировать с бывшим министром экономики Айварасом Абромавичусом. За 40 минут я убедился, что этот человек представления не имеет об экономике. Максим Нефедов — это его креатура.

Либертарианцы, как правило, люди неграмотные. Особенно — в экономике.

Что касается реформ Бендукидзе, то лучшей оценки, чем результат, ничего не может быть. Так вот до прихода Саакашвили ВВП на душу населения в Грузии был больше, чем в Армении. Когда он ушел, наш ВВП на душу населения был ниже, чем в Армении. Причем, по словам Саакашвили, в Армении был «экономический крах», а в Грузии — «экономическое чудо».  И еще население Грузии за 9 лет президентства Саакашвили уменьшилось с 4,3 миллиона до 3,7 — на 15 %. Это уже не миграция — это побег.

Что касается дерегуляции «по Бендукідзе», то у нас, например, ликвидировали строительную инспекцию, санэпидемстанцию, контроль над пищевыми продуктами и лекарствами. И в Грузию завозились «просроченные» товары. Европейский Союз прямым текстом требовал восстановить Антимонопольный комитет, который вместе с антимонопольным законодательством, был ликвидирован в Грузии.

А что касается улучшения позиций Грузии в рейтинге Мирового Банка Doing Business, то тогда он состоял из 11 критериев, и не учитывал такие вещи, как объем рынка, защиту собственности, политическую ситуацию, покупательскую способность. Этот рейтинг был фактически не Doing Business, а Starting Business, то есть не ведение бизнеса, а скорости его регистрации. Это в Грузии происходило очень быстро. Но банкротство и уход с рынка были не возможны.

А вот что касается защиты собственности, Грузия времен Бендукидзе занимала 130 место среди 162 стран. Вот и ни один технологический инвестор, кроме British Petrolium, который строил трубопроводы для азербайджанской нефти и газа, не пришел в Грузию. Фактически, все стратегические объекты были проданы российским компаниям,  в том числе государственным. А Россию, напомню, власть называла врагом. «Деньги не пахнут», — говорил Мерабишвили (премьер-министр Грузии при президенте Саакашвили).

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать