Министр купит электромобиль... недорого
Владимир ОМЕЛЯН собирается довести уровень продаж электрокаров в Украине до 15% уже в 2020 году и... наладить собственное производствоГорода задыхаются от выхлопных газов. Государство вынуждено платить валютой за импорт миллионов тонн нефтепродуктов. Энергосистема страдает из-за отсутствия ночного электропотребления. И все эти проблемы можно было бы решать и решить, если бы страна пересела с традиционных авто с двигателями внутреннего сгорания на современные электрические машины, на которых все активнее ездит весь мир. В День энергетика Украины такое решение совместными усилиями продвигали в сознание украинцев два министерства — инфраструктуры и энергетики.
«Это мечта, которая сегодня превращается в реальность, — говорит глава Мининфраструктуры Владимир ОМЕЛЯН, — и мы от гаражной сборки электромобилей переходим к государственной политике».
По мнению министра, государство должно создавать условия для развития рынка электротранспорта в Украине, стимулировать национальное производство. «Убежден: имея такой кадровый и технологический ресурс, Украина должна производить электромобили. При этом наша амбициозная цель: приход в страну, как минимум, трех стратегических инвесторов из ТОП-10 производителей».
Омелян ставит цель: довести уровень продаж электромобилей на авторынке страны до 15% уже в 2020 году, а также наладить собственное производство электрокаров. «Я твердо верю, что эта ниша рынка уже есть, это однозначно наше будущее», — убеждает министр. Он уверен, что украинское государство поддержит это направление развития.
Причем процесс электрификации автотранспорта в Украине уже пошел. По данным министра в ноябре этого года в Украине насчитывалось 1630 тысяч электрокаров. Причем ежегодный прирост этого сегмента рынка — 13,2%, а доля в общих продажах автомобилей — 0,7%. Что и говорить, это — не много.
На пути электромобилей в Украине пока что серьезные проблемы. В первую очередь это отсутствие системы зарядок. Кроме того, электрокары сегодня не дешевле привычных авто, их дорого, а то и негде ремонтировать. Государство пока не озаботилось созданием условий для развития рынка.
В связи с этим в ведомстве Омеляна готовятся предложения. Там считают, что Украине следует освободить до 1 января 2021 года ввоз электромобилей от уплаты НДС. Это, по мнению специалистов, снизит стоимость электрокара на 16,8%.
Кроме того, они предлагают освободить на тот же срок покупателей импортных электромобилей от уплаты сбора при первой регистрации (это снизит стоимость авто на 4,8%) и от уплаты акциза (выигрыш покупателя — 109 евро). Людям, желающим приобрести электромобили, государство могло бы выделять гранты.
Аналогичные стимули и на тот же срок следовало бы предложить и для отечественных производителей. Кроме того, они могли бы пользоваться нулевой пошлиной на импорт комплектующих к электромобилям и получить 180 дней отсрочки от уплаты НДС при импорте комплектующих. Для них могла бы быть введена также льготная ставка налога на землю (до 1 января 2028 года).
Если эти преференции будут предусмотрены, то, как уверен Омелян, в Украину придут ведущие мировые автопроизводители — Toyota, GM, Fiat, Suzuki, Hyundai, Honda, Nissan, Ford, Volkswagen, PSA Peugeot Citroen.
Одновременно министр предлагает разработать и реализовать госпрограмму оборудования паркомест зарядными устройствами, разрешить электромобилям бесплатную парковку в течение определенного льготного времени и движение по полосе, отведенной для общественного транспорта.
Серьезную поддержку процессу электрификации автотранспорта оказал личным примером министр энергетики и угольной промышленности Игорь НАСАЛИК. «На День энергетика я имел серьезный разговор со своей женой, — рассказал он, — и мы решили существенно изменить финансовое состояние с января. Я думаю, если министр купит себе электромобиль — это будет серьезным импульсом». Добавим: особенно серьезным, если этот электромобиль будет отечественного производства.
Кроме того, Насалик добавил, что по его прогнозу с февраля в Украине будет профицит базовой электрической мощности. И если собственники электрокаров получат возможность заряжать свои машины ночью, это благотворно повлияет на работу энергосистемы.
Руководитель НЭК «Укрэнерго» Всеволод Ковальчук считает, что электросеть Украины ощутит влияние электромобилей лишь тогда, когда их количество достигнет 120—150 тысяч. Учитывая динамику наращивания парка этих машин, он прогнозирует, что это будет через 3,5—4 года. Ссылаясь на опыт европейских стран, Ковальчук сообщил, что каждая новая зарядка переменного тока мощностью более 10 кВт увеличивает рынок сбыта всего примерно на 20 электромобилей, что не решает проблемы. Зато каждая зарядка постоянного тока мощностью более 50 кВт дает рынок сбыта больше 100 авто.
Чтобы увеличить спрос потребителей, предлагает Ковальчук, нужно позаимствовать опыт США и Европы. По его мнению, это, в первую очередь, различные льготы, направленные на удешевление электромобилей. Он рассказал, что «Укрэнерго» планирует уже в будущем году сделать пилотную закупку пяти электрокаров.
Сеть АЗС WOG, у которой сегодня имеется лишь 15 зарядок для электромобилей, планирует в 2017 году увеличить количество соответствующих зарядных устройств. «В следующем году мы намерены, — заявил генеральный директор WOG Сергей КОРЕЦКИЙ, — оснастить электрозарядными устройствами до 300 АЗС, в том числе не менее 30 из них будут supercharger (быстрая зарядка)». Он также добавил, что зарядка электромобилей на обычных устройствах будет бесплатной, а на supercharger предусмотрены весьма умеренные цены. Корецкий разъяснил, что этот проект будет осуществляться вместе с официальными дилерами электромобилей.
Выпуск газеты №:
№237, (2016)Section
Экономика