Перейти к основному содержанию

Минус 11 позиций по конкурентоспособности

Анна ДЕРЕВЯНКО: «Властям следует воспринимать эти рейтинги как показатель барометра...»
05 сентября, 11:56
АННА ДЕРЕВЯНКО

Украина за год опустилась на 11 позиций в Индексе глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index, GCI), обнародованном вчера Всемирным экономическим форумом (ВЭФ), заняв 84-е место из 148 стран.

Авторы рейтинга отмечают, что вывод экономического роста страны на более стабильную основу в будущем потребует от Украины решения серьезных проблем, из которых наиболее важной является перестройка ее институциональной структуры (137-е место, год назад — 132-е), страдающей от бюрократизма, отсутствия прозрачности и фаворитизма.

Украина может повысить свою эффективность за счет развития конкуренции на своих рынках товаров и услуг и продолжения реформы финансово-банковского сектора, так как по этим параметрам она заняла соответственно 124-е и 117-е места, тогда как год назад — 117-е и 114-е.

Как сообщалось, годом ранее страна поднялась в Индексе глобальной конкурентоспособности на девять позиций. В этом году она фактически вернулась на свои позиции 2011 года, так как в рейтинг были включены четыре новые страны, две из которых — Лаос и Тунис — обошли Украину, заняв соответственно 81-е и 83-е места.

Говоря об Украине, составители рейтинга отмечают, что она по-прежнему занимает высокие места по показателям размера рынка (38-е) и системы образования (43-е в высшем и 57-е — в начальном образовании).

Сильно ухудшилась позиция страны по критериям макроэкономической среды: с 90-го на 107-е место, эффективности рынка труда — с 62-го на 84-е, технологической готовности — с 81-го на 94-е, инноваций — с 71-го на 93-е место.

В ходе исследования респондентам предлагалось выбрать из списка пять наиболее проблемных факторов для ведения бизнеса в стране и расположить их в порядке снижения.

Так, одним из наиболее негативных факторов для ведения хозяйственной деятельности в Украине респонденты назвали доступ к финансированию — 16,7% (год назад — 15,3%). На втором месте коррупция — 15,5% (14%), неэффективный правительственный аппарат — 13,4% (7,9%), налоговое администрирование — 11% (13,6%), политическая нестабильность — 10,1% (7,9%), размеры налогов — 8,4% (10,5%).

Из ближайших соседей у Польши — 42-е место (минус 1 позиция), Венгрия — 63-е (-3), России — 64-е место (+3), Румыния — 76-е (+2), Словакия — 78-е (-7), Молдавия — 89-е (-2); Беларусь отсутствует в рейтинге.

Пятый год подряд рейтинг возглавляет Швейцария. Сингапур остается на второй позиции, а Финляндия — на третьей. Германия и США за год прибавили по две позиции, войдя в пятерку. В результате Швеция опустилась с четвертого на шестое место, а Голландия — с пятого на восьмое, пропустив вперед еще и Гонконг. Замыкают десятку наиболее конкурентоспособных экономик, по мнению ВЭФ, Япония и Великобритания.

Всего в рейтинге указаны 148 страны. Определяя конкурентоспособность как набор институтов, политических мер и факторов, определяющих уровень производительности страны, ВЭФ рассчитывает рейтинг на основе комбинации общедоступных и собственных специализированных данных по 12 измерениям — слагаемым конкурентоспособности, которые совместно представляют собой всеобъемлющую оценку конкурентоспособности экономики.

КОММЕНТАРИЙ

Анна ДЕРЕВЯНКО, исполнительный директор Европейской бизнес ассоциации:

— Во-первых, мы должны понимать, что работаем в плоскости, которая постоянно меняется. Даже если бы в Украине делались какие-то положительные изменения — это не значит, что мир стоит на месте. Другие страны тоже озабочены тем, каким образом развиваться, повышать уровень жизни, усовершенствовать регуляторное поле, привлекать больше инвесторов, капитал и т. д.

Во-вторых, собственно бизнес-настроение в нашем государстве сегодня пока не является положительным. И это подтверждает динамика нашего Индекса инвестиционной привлекательности. Мы это уже видим несколько кварталов подряд. Настроения инвесторов находятся пока чуть выше двойки из пяти возможных пунктов. Ни разу они не перевалили даже за тройку, что является срединным показателем по пятибалльной шкале нашего индекса. А это значит, что бизнес пока дает понять, что не воспринимает эти «позитивные вещи», о наличии которых, к примеру, говорили представители власти.

Изменить настроение можно. Надо, чтобы бизнес почувствовал какой-то сдвиг в борьбе с коррупцией, а это значит, что инвестор должен видеть меньше проявлений коррупционных схем в нашей среде; чтобы предприниматель видел равные условия ведения бизнеса для всех, без преимуществ для определенных субъектов; чтобы бизнес увидел реальное улучшение в судебной сфере, а не наоборот — ухудшение ситуации, когда невозможно, по большому счету, защитить свои интересы и нет возможности отстоять букву закона.

Да и внешняя ситуация не самая благоприятная. Вряд ли уместно говорить о том, что за счет внешних факторов Украина имеет реальную возможность серьезно развиваться.

Подобные факторы позволяют и другим международным институциям, к примеру Всемирному экономическому форуму, делать нелицеприятные для нас выводы. И Украина «падает» по рейтингам.

Не могу подтвердить, что мы абсолютно согласны с 11-пунктным падением, так как не имею такой статистики, которая позволяла бы оценить, насколько это корректно подсчитано. Но, по моему мнению, власти стоит воспринимать эти рейтинги и отчеты как индикатор, призыв к действию, а не как крупный проигрыш или трагедию, — как конкретную информацию, с которой надо работать. Это словно барометр, стрелка которого сигнализирует, что надо двигаться в несколько ином направлении. Чтобы люди, которые работают и живут здесь сегодня, уже почувствовали улучшение от деятельности правительства.

Кстати, соглашение с Европейским Союзом по европейской бизнес-ассоциации рассматривается как большой позитив. Потому что европейские ценности — это определенные понятные правила игры, которые принимает Украина. Даже если вначале эта сделка не будет имплементирована, а всего лишь подписана, — для нашего бизнеса это все равно открывает перспективу: Украина принимает на себя обязательства обеспечить соответствующее регуляторное поле и более чистые и прозрачные условия предпринимательской деятельности в нашем государстве. Поэтому, безусловно, Вильнюсский саммит — событие, значение которого трудно переоценить.

Однако следует понимать, что для некоторых лиц в нашем государстве, предприятий, разделяющих европейские ценности и правила ведения бизнеса, это соглашение может оказаться шоком. Ведь оно может спровоцировать обратные движения или действия со стороны восточных торговых партнеров. Для такого шага, как подписание Соглашения об ассоциации между Европейским Союзом и Украиной, который с большим энтузиазмом будет воспринят международными партнерами Украины, надо продумать методы защиты от шоковой атаки.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать