Минус пять миллиардов гривен
Министерство финансов анонсировало масштабный процесс верификации соцпомощиСначала он коснется внутренне перемещенных лиц, впоследствии — получателей субсидий и других соцвыплат. В ведомстве утверждают, что инициирован такой процесс исключительно в интересах граждан ради выявления мошенников.
«Публичный аудит» поддерживает инициативу, но вместе с тем указывает на целый ряд организационных недостатков: четкий механизм этого процесса до сих пор не известен; ни в Минсоцполитики, ни в Минфине не дают ответа на вопрос, когда заработает информационно-аналитическая база, как именно будет происходить процесс сопоставления и на основании чего человеку будут аргументировать отмену соцвыплат.
Сейчас в специальном Порядке, прописанном в Постановлении Кабмина № 136 от 18.02.2016, указывается только то, что выясненная Минфином информация будет сравниваться с данными из официальных источников, аналитических и статистических материалов, разработанных скоринговых моделей и утвержденных методик. Поскольку законодательный механизм недоработан, пострадать могут совестные социально незащищенные слои населения. Более того, создается впечатление, что в этом вопросе нет никакой консолидации между Минфином и Минсоцполитики — они говорят о «взаимном контроле», но до сих пор не могут четко сформулировать, как и на основе чего будет выноситься вердикт относительно прекращения выплат конкретному лицу.
«Для понимания — процесс верификации, который будет осуществлять исключительно Минфин, еще не запущен. Органы соцзащиты на местах, при необходимости, просто приостанавливают соцвыплату, получают объяснение от человека и возобновляют ее или нет. То есть сейчас есть вариант «приостановить» и «уточнить» или «не приостанавливать», если орган социальной защиты будет считать, что все в порядке. Верификация такой свободы не будет предусматривать, и органы соцзащиты по письму Минфина должны будут либо «остановить», либо «прекратить» выплаты, безальтернативно. Однако соответствующее государственное соцуправление должно объяснить человеку, который к нему обратится, что именно стало причиной лишения его материальной помощи», — комментирует ситуацию заместитель руководителя «Публичного аудита» Андрей Вигиринский.
Фактически, по его словам, письмо Минфина с рекомендацией будет оставлять только два варианта действий для органа, который принимает решение относительно соцвыплат, — остановка или полное прекращение. Но форма и содержание письма от Минфина не конкретизированы и не расписаны, и есть вопрос: как орган соцзащиты будет сообщать человеку о причинах отмены соцпомощи? Это важно, ведь, например, доступ к банковской тайне будет иметь только Минфин, и он не имеет права передавать полученные данные третьим лицам, вместе с тем, в Минсоцполитики будут требовать четких оснований, ведь именно они должны аргументировать все людям. То есть может сложиться ситуация, когда работник, который фактически принял решение об отмене соцвыплати, не знает, что же именно совершил человек, а потому не сможет ему этого объяснить. По факту людей могут «футболить» — Минсоцполитики к Минфину и наоборот. Следствием этого, очевидно, будет лавина судебных обжалований от физических лиц.
Кроме того, ни Минсоцполитики, ни Минфин не подают общей практики: если человеку прекратили соцвыплату, на основании чего такая выплата может быть возобновлена.
«Много вопросов есть и к работе информационно-аналитической базы, которая будет генерировать данные из банков, Минфина, Минсоцполитики, Пенсионного фонда и других органов. Для начала фундаментом должен стать общий реестр внутренне перемещенных лиц, которого пока нет. Кроме того, до сих пор неизвестно, кто эту базу разрабатывает, за чьи средства, какова стоимость и когда именно она заработает», — говорит Вигиринский.
По его словам, порядок функционирования этой информационной базы предусматривает автоматическое сопоставление данных в отношении лица с коринговой моделью. Сопоставление — это алгоритм, который необходимо прописать, разработав соответствующие модели. По каким критериям будут разрабатываться такие модели и какова возможность отклонения, мы не знаем, и на уровне нормативных документов это не утверждено, а, в то же время, само отнесение социально незащищенного лица к определенной коринговой модели и будет означать, отменяется ему соцвиплата или нет. «В Минцсоцполитики не дают ответа на эти вопросы, потому что сами не знают, чем будет заниматься Минфин, а Минфин, в свою очередь, на эту тему говорит очень неохотно», — добавляет он.
Кроме того, Минфин, развенчивая мифы, возникшие вокруг вопроса, как же будет происходить верификация, о некоторых фактах недоговаривает. «Ведомство успокаивает людей, указывая, что в большинстве случаев банки будут предоставлять ответы в формате «да» или нет». Конечно, вся информация им не нужна. Однако банки обязаны предоставлять любую выписку по счету, который заинтересует Минфин. Кроме того, это правило распространяется как относительно конкретного лица, так и членов его семьи, если речь идет о получении социальных выплат, льгот, субсидий, назначенных на семью или домохозяйство», — указывает руководитель «Публичного аудита» Максим Гольдарб.
Минфин не афиширует и то, что он может на свое усмотрение определять, как часто ему необходима такая информация. Сначала говорилось, что ведомство будет проверять данные на предмет их достоверности лишь на момент обращения за социальной выплатой. Однако последнее кабминовское постановление позволяет это делать с периодичностью раз в месяц, а это напоминает постоянное наблюдение за доходами и расходами граждан.
«В нынешний бюджет заложено минус 5 млрд грн соцвыплат за счет проведения верификации. То есть план есть, а потому процесс верификации состоится, но «как и «когда» — тайна за семью замками, которую, очевидно, будет раскрывать уже обновленный министр», — резюмирует Гольдарб.
Выпуск газеты №:
№69, (2016)Section
Экономика