Мир готовится к экономическому кризису. А Украина?
В год двойных выборов правительство должно привлечь на внешних рынках четыре миллиарда долларов, чтобы... повернуть взятое в долг
Кабинет Министров должен вернуть кредиторам Украины в 2019 году 418 миллиардов гривен, из которых 145 миллиардов гривен составят проценты по ссудам. Половина будущих выплат — долги в иностранной валюте, преимущественно в долларах.
Ответственность за выплату государственного долга лежит на Кабинете Министров. В частности, на Министерстве финансов. Минфин дает приблизительные ответы на вопрос «когда отдавать», однако вопрос «чем отдавать» остается открытым. Известно, что Кабмин рассчитывает, что до момента пиковых нагрузок страна выйдет на международные рынки заимствований.
Поэтому перед правительством Владимира Гройсмана стоит задача в год двойных выборов привлечь на внешних рынках 4 млрд долларов, чтобы рассчитаться с кредиторами. И это не говоря о выплатах в валюте и гривне по облигациям внутреннего госзаема. Кроме того, первая пиковая выплата — 1 миллиард долларов — приходится как раз на период инаугурации нового президента.
В госбюджете на 2019 год предусмотрено, что Минфин привлечет 4 млрд долларов внешних ссуд (приблизительно 123 млрд гривен в общий фонд). На внутреннем рынке правительство рассчитывает собрать около 202 млрд гривен.
Финансовые аналитики считают, что с учетом новой программы МВФ для Украины и повышением кредитного рейтинга Минфин сможет уже в первой половине года выпустить еврооблигации и закрыть потребность в валюте.
Так, в частности, старший финансовый аналитик группы ICU Тарас Котович считает, что накопленных в валюте средств с учетом транша от ЕС и кредита под гарантию Всемирного банка правительства будет достаточно, чтобы без проблем пройти выплаты как минимум в первой половине года.
«Через выпуски еврооблигаций, скорее всего, будет привлекаться два миллиарда долларов, другое внешнее финансирование — еще один миллиард долларов — будет зависеть от ситуации на рынках и может быть привлечено тоже через еврооблигации», — считает Котович.
Размещение еврооблигаций, по его мнению, возможно в первом квартале, если, конечно, условия на финансовых рынках будут этому способствовать.
«Но, скорее всего, выпуск будет отложен на май-июнь, так как критической потребности в нем в начале года не будет, а рынки начнут спокойнее смотреть на Украину после выборов, когда политическая ситуация станет более прогнозируемой», — считает аналитик ICU.
С другой стороны, будущие выборы и возможная смена власти оставляют риски как для новых ссуд, так и продолжения действующих кредитных программ.
Власть пока сдержанно оценивает шансы с новым выпуском евробондов. В Минфине рассчитывали, что новости о новой программе МВФ лучше отразятся на котировках украинских бумаг, чем фактически получилось, объясняла министр финансов Оксана Маркарова в декабре в интервью агентству «Интерфакс». Но, по ее словам, ситуация не то что не стала лучше — она ухудшилась.
«И это не из-за наших дел. 2019 год — это неопределенность с Брекзитом, с американской политикой относительно ставок, много нестабильных точек на рынках, которые развиваются», — говорила Маркарова. В таких условиях, по ее словам, важно фокусироваться на внутренних ресурсах — на приватизации и возврате проблемных кредитов банков.
Но это, скорее, желаемые источники финансирования для правительства, чем реальные. Уже сейчас понятно, что с учетом политических рисков и объема будущих выплат правительству крайне важно оставаться в программе МВФ, тем самым посылая позитивные сигналы другим кредиторам и инвесторам. Удастся ли это сделать после выборов — вопрос открытый.
И не стоит забывать, что в 2020 году Украину также ожидают большие выплаты по госдолгу. Власть, даже если она изменится в 2019 году, будет вынуждена с этим считаться, прежде чем делать резкие выпады в сторону МВФ. По оценкам главы НБУ Якова Смолия, за два года страна должна вернуть кредиторам с процентами около 12 млрд долларов.
«Нынешняя властвующая верхушка должна выбрать один из двух путей. Либо разрушить систему безнаказанности для самих себя, к которой привыкли за годы независимости. Либо в 2019-м страна попадет в жесткий финансовый кризис. Такой, как в 2014-2015 годах. Это убьет их политически», — прогнозировал исполнительный директор Центра экономической стратегии Глеб ВЫШЛЯНСКИЙ.
По его словам, есть два очень важных момента, которые нужно украинцам учитывать. Первый — нужно избежать прихода к власти популистов, которые дестабилизируют ситуацию. Второе — держать в приемлемых рамках процесс миграции.
По его словам, для этого Украине нужно иметь не менее 5—7 процентов роста экономики. И это — реально, если учитывать опыт Турции и Румынии.
«В Турции в первые 10 лет президентства Эрдогана, к 2010-му, валовой внутренний продукт суммарно вырос на 75 процентов. Страна обогатилась почти вдвое. Все эти годы у них действовали непрерывные программы МВФ. Государство выполняло все требования — и все транши поступали вовремя», — говорит Вышлинский. В итоге в 2008 году Турция отдала свой последний долг МВФ. Зато в Украине, подчеркивает Вышлинский, только первая программа в 1990-х была более-менее нормально воплощена. Потом все пытались «пропетлять».
Мировой опыт доказывает: большой государственный долг — не приговор. Пример — США, где размер государственного долга составляет 21 триллион долларов, однако структура долга такова, что внешним кредиторам государство должно всего лишь шесть, а инфляция в стране незначительная. При этом в тройку топ-кредиторов США входит Япония, которая и сама является мировым лидером по объему государственного долга.
Это подтверждает, что государственное кредитование между странами — нормальное экономическое явление, если знать, что с этим делать.
Ситуацию в украинской экономике могли бы улучшить инвестиции, о которых 20 лет рассказывают все правительства страны.
Но кто сегодня инвестирует в Украину? Лидеры много лет одни и те же: наибольшую часть денег в украинскую экономику инвестировали оффшорный Кипр, Нидерланды, Британия и Виргинские острова. То есть основным инвестором является украинский олигархат, в то время как реальная часть иностранных инвесторов критически мала.
А куда инвестирует Украина? Почти все деньги — шесть миллиардов долларов — поступают на счета на Кипре, более 100 миллионов долларов — в Россию, закрывают тройку Виргинские острова. Очевидно, что это — схемы вывода капитала из страны, и точно не инвестиции.
Собственно, эти показатели, считает народный депутат от фракции «Самопомич» Роман Семенуха, красноречивее чиновников говорят об экономическом положении страны.
Правда, аналитики Международного фонда Блейзера считают, что прилив прямых иностранных инвестиций в Украину достигнет 2 млрд долларов в 2019 году. Об этом сообщил исполнительный директор Фонда Олега Устенко.
«Прогноз, который мы выставляем, — 2 миллиарда долларов прилива прямых иностранных инвестиций, что меньше, чем в этом году. Ожидается, что в этом году эта цифра может составить 2,5 млрд долларов», — отметил аналитик.
Устенко добавил, что прогнозируемая сумма инвестиций на будущий год в 5 раз ниже от исторического минимума Украины по иностранным вкладам. И это в то время, когда весь мир ожидает глобальное экономическое потрясение — Украина, по сути, остается без «ремня безопасности».
«Есть высокая вероятность того, что в 2019 году произойдет широкомасштабный экономический кризис. Конечно, можно надеяться, что он будет перенесен на 2020-й, но риски кризиса в будущем году достаточно высоки. Более того, это сложно предсказуемо — откуда он может прийти. До последнего, пару месяцев назад, прогноз, который объединял большую часть экспертов, заключался в том, что кризис будет идти из Китая. Там была проблемная экономика, накачанная вроде бы деньгами, фондовый рынок не подкреплен. У них есть проблемы, которые они называют shedou banking (теневой банкинг), там — триллионы долларов. Они могут потянуть на дно сразу всех, это — вторая по величине экономика по результатам текущего года. Вторая экономика в мире если взрывается — это серьезная проблема для всех», — говорит Устенко. Но с другой стороны, отмечает эксперт, есть серьезная проблема и у первой экономики мира — США. Сложно прогнозировать, что будет с ФРС, что будет со ставкой. «Не совсем понятно, что будет в регионе, где Ближний Восток. Что будет происходить по Ирану, что будет с нефтью? Нефть в цене падает, тренд идет на снижение. А как выстоят все те экономики, которые энергозависимы, которые на этом деньги зарабатывают? Саудовцы, россияне, Иран, Венесуэла. Да все, кто угодно», — говорит Устенко.
Во всем этом для Украины, отмечает эксперт, главная проблема в том, что неизвестно что будет с нашими экспортными товарами. «Металл пойдет вниз, как в 2013—2014 годах. Когда обвиняют кризис, то руководство, которое было в 2008—2009 годах, которое обвиняли в том, что довели страну до такого серьезного кризиса: оно и да, и нет. Проблема в том, что когда ты экспортнозависим, когда половина твоего ВВП формируется за счет внешних рынков, странно ожидать другого», — отмечает эксперт. Поэтому, по его мнению, учитывая все факторы и долги, украинцам следует готовиться к девальвации (30—33 гривни за доллар США под конец 2019 года) и к серьезному экономическому проседанию.
Выпуск газеты №:
№2, (2019)Section
Экономика