Монополист и посредник
Аудит выявил у «Нафтогаза Украины» 4,4 миллиарда гривен финансовых нарушений
«День» сделал запрос в Госаудитслужбу о результатах аудита НАК «Нафтогаз Украины» и получил ответ за подписью ее главы Людмилы Гавриловой.
Результаты ревизии показали, что действия ПАТ «НАК «Нафтогаз Украины» не способствуют структурной перестройке отрасли, развитию нефтегазового комплекса и энергетической безопасности государства, не обеспечивают эффективного функционирования и развития нефтегазового комплекса и не удовлетворяют потребности потребителей в природном газе, что является целью его деятельности, приводит глава службы выводы ревизии.
Она констатирует, что руководству «Нафтогаза» не удалось обеспечить эффективную работу компании, направленную на функционирование свободного рынка природного газа, защиту прав и интересов потребителей. Аудиторы отмечают, что «Нафтогаз» занимает монопольное положение на рынке природного газа в Украине, контролируя практически 3/4 его добычи и импорта при отсутствии достаточной альтернативы.
В то же время аудиторы подтверждают, что по результатам деятельности в 2016 году НАК получила 26,5 миллиарда гривен чистой прибыли по сравнению с 25,1 миллиарда гривен убытков в 2015 году. Однако фактически деятельность компании — это выполнение «посреднических функций» по реализации природного газа, добытого ПАТ «Укргазвыдобування» или приобретенного за рубежом (около 60% доходов) и транзита природного газа ПАТ «Газпром» в страны Европы и Молдовы, который фактически осуществляется ПАТ «Укртрансгаз» — оператором газотранспортной системы Украины (около 40% доходов).
Рост доходов «Нафтогаза», указывает Гаврилова, в первую очередь обусловлен беспрецедентными решениями правительства Украины, направленными на приведение цены реализации природного газа собственной добычи до уровня цен импортированного газа.
Гаврилова напоминает, что Постановлением Кабмина от 1 октября в 2015 г. № 758 утверждено соответствующее Положение № 758, которым «Нафтогаз» определен поставщиком со специальными обязанностями (ПСО) природного газа бытовым потребителям для производства тепловой энергии, которая потребляется населением, религиозными организациями (в период с 01.10.2015 до 31.03.2017) и бюджетными учреждениями (в период с 01.10.2016 до 31.03.2017). 1 мая 2016 года приняты изменения к этому положению, которыми установлена предельная розничная цена для бытовых потребителей в размере 6879 гривен за 1000 кубометров и цена реализации производителям тепловой энергии для предоставления услуг по отоплению и снабжению горячей водой населения — 4942 гривни за 1000 кубометров. То есть предыдущие цены выросли в 1,5—2 раза.
Изменениями к Положению №758 ПАТ «Укргазвыдобування» обязан с 1 мая 2016 года продавать природный газ «Нафтогазу» по цене 4849 гривен за 1000 кубометров (без НДС), тогда как предыдущая цена составляла — 1590 гривен за 1000 кубометров. (Рост в три раза.) Соответственно, и доходы ПАТ «Укргазвыдобування» после повышения закупочных цен выросли втрое. Это произошло, несмотря на то, что в 2016 году предприятиями группы НАК «Нафтогаз Украины» добыт наименьший объем природного газа с 1998 года (15,9 миллиарда кубометров, из которых 14,6 миллиарда — ПАТ «Укргазвыдобування»). При этом частные субъекты ведения хозяйства за этот период увеличили добычу в 9 раз.
В 2017 году «Нафтогаз», игнорируя соответствующие решения Кабинета Министров и пользуясь монопольным положением и несовершенством законодательства и в нарушение его требований, не обеспечил потребность производителей тепловой энергии в природном газе в объеме свыше 1 миллиарда кубометров, что угрожает прохождению отопительного сезона 2017/2018 гг.
Ревизией установлено, пишет Гаврилова, что «Нафтогаз», в нарушение требований упомянутых выше правил и распоряжений правительства, отказывает теплогенерирующим предприятиям (ТЭЦ) в заключении договоров поставок природного газа для производства электроэнергии, собственных и других потребностей (при этом поставляя этим самым потребителям природный газ как ПСО). Кроме того, НАК не подтверждает объемы газа (номинации) и не подписывает акты принятия — передачи газа по заключенным договорам, как подобает поставщику, на которого возложены специальные обязанности, мотивируя это наличием задолженности потребителя.
Из-за этого 21 теплогенерирующее предприятиятие отобран неоформленный природный газ в количестве 772,6 миллиона кубометров, что привело к недополучению «Нафтогазом» 4,3 млрд гривен доходов.
Кроме того, распоряжением правительства от 10 декабря 2015 г. «Нафтогаз Украины» как победитель конкурса определен на три года поставщиком «последней надежды». Однако ни одного договора как поставщик «последней надежды» он не заключил, отказал всем 47 обратившимся потребителям, мотивируя это отсутствием оснований для обращения, подтвержающих документов или наличием долгов, и тем самым нивелируя само понятие «поставщик «последней надежды».
Аудиторы определили, что «Нафтогаз Украины» оставляет в своем распоряжении около 70% (115,3 млрд грн) доходов, полученных от ПАТ «Газпром» за услуги по транзиту природного газа через территорию Украины, не перечисляя их в полном объеме ПАТ «Укртрансгаз» как оператору газотранспортной системы, который фактически осуществляет транзит. По мнению аудиторов, это может негативно повлиять на эффективное функционирование газотранспортной системы.
На 31.03.2017 долг НАК «Нафтогаз Украины» перед ПАТ «Укртрансгаз» за предоставленные услуги по транспортировке составляет 16,4 миллиарда гривен, что втрое превышает аналогичный долг «Газпрома» перед «Нафтогазом».
Утвердив прогнозный баланс газа на 2016 год и имея возможность закачивать газ в подземные хранилища, правление НАК «Нафтогаз Украины» приняло «сомнительное» решение о неприобретении у европейских поставщиков природного газа во втором квартале 2016 года, то есть в период низких цен его продажи. Наибольшие объемы импортированного газа приобретены в августе — декабре 2016 года, тогда как именно в четвертом квартале цены самые высокие.
Между тем, отмечают аудиторы, имея дефицит оборотных средств, «Нафтогаз» делает необоснованные расходы на содержание аппарата. В целом его административные расходы составляли за проверяемый период 2,7 миллиарда гривен (в І квартале 2017 года — 427,4 миллиона, в 2016 году — 1,4 миллиарда, в 2015 году — 885,8 миллиона гривен).
В І квартале 2017 года среднемесячные расходы на оплату труда одного работника административно-управленческого персонала аппарата НАК (средняя численность — 619 человек, в 2016 году — 634 человека, в 2015 году — 640 человек) составляли 87,5 тысячи гривен (в 2016 году — 65 тысяч, в 2015 году — 37 тысяч ), что в 13 раз превышает среднемесячную заработную плату в Украине (в 2016 году — в 12 раз, в 2015 году — в 9 раз). В то же время средняя заработная плата работников предприятий группы НАК «Нафтогаз Украины» в 2016 году составляла 10,1 тыс. гривен (численность — 74,8 тысячи человек) и в 2015 году — 7,4 тыс. гривен.
Как обнаружили аудиторы, в 2016 году компенсация (заработная плата и дополнительные выплаты) ведущему управленческому персоналу НАК (четырем членам правления и шести директорам направлений) составляла 86,6 миллиона гривен (в 2015 году — 6,7 миллиона четырем членам правления и четырем директорам направлений). В 2016 году компания осуществила также выплаты на обеспечение деятельности Наблюдательного совета на сумму 20,1 миллиона гривен, в том числе фиксированное вознаграждение составляло 15,3 миллиона.
Несмотря на дефицит финансовых ресурсов, «Нафтогаз Украины», как отмечают государственные аудиторы, продолжает удерживать дочерние предприятия, которые практически не проводят деятельности. За проверенный период компания приняла решение об увеличении уставного капитала дочерних предприятий на сумму 871 млн грн (ДП «Закордоннафтогаз» — 771,4 млн гривен, ДП «Вуглесинтезгаз Украины» — 82 млн и ДП «Нафтогазобслуговування» — 17,6 млн гривен). В течение 2015—2016 годов и первого квартала 2017 года расходы, связанные с управлением и обслуживанием аппарата девяти дочерних предприятий НАК «Нафтогаз Украины», составляли 2,6 млрд гривен. А результатом деятельности этих компаний в отмеченном периоде является чистый убыток на сумму 4,2 миллиарда гривен.
Компания имеет значительную зависимость от внешних кредиторов, в том числе международных, используя на обслуживание кредитов значительные финансовые ресурсы (15,1 миллиарда гривен). За проверенный период получены кредиты на сумму 48,6 миллиарда гривен, возвращено 62,6 миллиарда гривен, за пользование кредитными средствами оплачено процентов на сумму 15,1 миллиарда гривен, что негативно влияет на наличие оборотных средств. В целом проведенными ревизиями ПАТ «НАК «Нафтогаз Украины» и его дочерних предприятий выявлено финансовых нарушений на сумму 4,4 миллиарда гривен.
Как сообщает глава Госаудитслужбы, материалы ревизии ПАТ «НАК «Нафтогаз Украины» переданы в Главное управление контрразведывательной защиты интересов государства в сфере экономической безопасности Службы безопасности Украины для рассмотрения и принятия соответствующих решений.