Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Монополисты атакуют бизнес

Чиновники обязаны его защищать, — народный депутат
15 февраля, 18:54
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

«Транспорт — это главные артерии, по которым течет экономическая жизнь», — сказал как-то президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. И с этим не поспоришь. Так же, как и с тем, что рост транспортных и, в частности, железнодорожных тарифов закупоривает эти артерии, делает их труднопроходимыми.

ТАРИФ ВВЕРХ — ПЕРЕВОЗКИ ВНИЗ

Член парламентского Комитета по вопросам транспорта Владимир ГУСАК напоминает, что «Укрзализныця» ежегодно существенно повышает тарифы на  перевозки, но объем перевозок вследствие этого лишь сокращается. Для повышения упавших доходов, говорит народный депутат, «Укрзализныця» снова повышает тарифы, а доходы от перевозки грузов опять снижаются. «То есть, мы попадаем в порочный круг», — констатирует Гусак.

И действительно, статус природного монополиста, к сожалению,  не позволяет «Укрзализныце» в лице ее руководства осознать эту нехитрую истину. В нынешнем году украинский транспортный монстр задумал в очередной раз повысить (причем сразу на 25%) грузовые железнодорожные тарифы.

Это намерение, естественно, не встречает поддержки  промышленных предприятий и их ассоциаций. Для повышения рентабельности промышленники советуют смежникам сначала повысить эффективность работы во всех своих службах и подразделениях, бороться с коррупцией и тотальным воровством. «Укрзализныця» должна показать свою эффективную работу, а не способность повышать тарифы — так реагирует промышленный менеджмент на соответствующие планы железнодорожного руководства.

Промышленная элита страны критикует  руководство «Укрзализныци» за намерение повышать тарифы, но не видит стремления оптимизировать ее собственные расходы и повышать эффективность деятельности. Большие претензии вызывает непрозрачность тарифов.

Гусак подчеркивает, что вследствие повышения тарифов на железной дороге снижается экспорт — это коснулось некоторых видов железной руды, ферросплавов и цветных металлов. В результате Украина потеряла 6% экспорта.

Народный депутат и член профильного комитета не враг и не конкурент транспортникам, он хотел бы видеть «Укрзализныцю» здоровой рыночной отраслью, а поэтому верит, что новое руководство компании, ее новая команда все же изменят ситуацию в лучшую сторону и отнюдь не только путем повышения тарифов.

«НАС ОБМАНЫВАЛИ ПЯТЬ ЛЕТ»

Генеральный директор «Запорожстали» Ростислав ШУРМА отмечает, что на протяжении последних пяти лет «Укрзализныця» постоянно повышает тарифы на перевозки и при этом каждый раз «обещает, что будет бороться с коррупцией, будут инвестиции — вы только согласуйте повышение». Но о своих обещаниях тут же забывают, как только повышаются тарифы. «Нас пять лет подряд обманывали, — говорит Шурма, — и какая гарантия, что сейчас будет не так? Покажите первые результаты. Поборитесь с коррупцией, с воровством. У вас 120 объектов, в том числе вокзалы, посмотрите какие тарифы там». «У нас конструктивная позиция, — подытоживает Шурма, — мы ничего не просим, пожалуйста, занимайтесь своей эффективностью. Но чтобы качество услуг было европейским».

Рассекретить данные по себестоимости грузовых железнодорожных перевозок призывает президент объединения метпредприятий Украины «Укрметаллургпром» (Днепр) Александр Каленков. Он отмечает, что составляющие себестоимости перевозок невозможно получить в «Укрзализныце». Все разговоры там, по его словам, только о повышении тарифов, и все безосновательные. Эксперт подчеркивает, что из-за плохой работы железной дороги металлургия Украины потеряла миллиарды гривень, страна — валюту, а госбюджет — налоги.

Виктор ГАЛАСЮК, глава парламентского Комитета по промышленной политике и предпринимательству:

Повышение тарифов следует проводить не ранее лета и не следует так сильно замахиваться — сразу на 25%. Перед повышением нужно достичь компромисс с отраслевыми ассоциациями — металлургами, рудокопами, аграриями. Нужно принудить МЭРТ (Министерство экономического развития и торговли) и Минфин к диалогу и защите интересов промышленности. Деятельность этих министерств имеет более широкие задачи, чем внедрение ProZorro, приватизация или обслуживание сотрудничества с МВФ. Собственная промышленность должна стать наивысшим приоритетом не на словах, а в делах!

 

В ходе дискуссии с железнодорожниками Каленков призвал  сравнить тарифы и ситуацию с перевозками в соседних странах, чтобы проводить соответствующую политику. По его словам, сегодня есть потребность в создании независимого органа по регулированию тарифов на транспорте.

Отбиваться за всю «Укрзализныцю» пришлось члену правления компании, земляку ее главы Мареку Залесному. Он уверен, что основной проблемой для нормализации перевозок по железной дороге является нехватка значительного количества вагонов. «Все полученные (от повышения тарифа на перевозку) средства мы хотим потратить на подвижной состав», — оправдывается он, но при этом отмечает, что улучшения ситуации с перевозкой грузов в текущем году не произойдет — это долгосрочный процесс. На стороне «Укрзализныци», естественно, играет и заместитель министра инфраструктуры по европейской интеграции Виктор Довгань. Он уверяет: «Мы поддерживаем индексацию, но при условии прозрачного распределения средств, прозрачного распределения вагонов, вложения инвестиций в производство».

Промышленные грузоотправители уже обращались к премьер-министру с требованием не допустить повышения грузовых тарифов до создания Нацкомиссии по регулированию на транспорте, и поручить менеджменту «Укрзализныци» доработать финансовый план на 2017 год в части исключения доходов от индексации грузовых тарифов.

Кроме того, руководству компании предлагалось обеспечить  выполнение в 2017 году программы капитальных инвестиций (не менее 17 миллиардов гривен) с публичным обсуждением инвестпроектов (с бюджетом более 10 миллионов гривен), а также опубликовать ежеквартальные отчеты о выполнении программы капитальных инвестиций.

«ЗАМАХИВАТЬСЯ  СРАЗУ НА 25% НЕ СЛЕДУЕТ»

Считает несвоевременной инициативу «Укрзализныци» об очередном повышении грузовых железнодорожных тарифов в 2017 году и глава парламентского Комитета по промышленной политике и предпринимательству Виктор ГАЛАСЮК. По его мнению, повышение тарифов следует проводить не ранее лета и не следует так сильно замахиваться — сразу на 25%.

Глава парламентского комитета уверен, что перед повышением нужно достичь компромисс с отраслевыми ассоциациями — металлургами, рудокопами, аграриями. «Нужно принудить МЭРТ (Министерство экономического развития и торговли) и Минфин к диалогу и защите интересов промышленности, — ставит Галасюк задачу своему комитету. — Деятельность этих министерств имеет более широкие задачи, чем внедрение ProZorro, приватизация или обслуживание сотрудничества с МВФ». «Собственная промышленность должна стать наивысшим приоритетом не на словах, а в делах!» — выдвигает народный депутат требования к чиновникам министерств.

НКРЭКУ, КОТОРАЯ СТРОИТ СТЕНЫ

В кейсе главы промышленного комитета есть и другие направления, на которых монополисты атакуют промышленный и торговый бизнес. Речь о шестикратном, по оценкам экспертов, повышении удельной стоимости нестандартного подключения к электросетям, которое может в ближайшее время вступить в силу в соответствии с постановлением НКРЭКУ. Галасюк считает необходимым «предотвратить опубликование этого постановления». Более того, по его мнению, этим документом и его авторами должно заняться НАБУ (Национальное антикоррупционное бюро Украины) и «провести расследование этой масштабной махинации».

Ранее Галасюк направил депутатское обращение в НКРЭКУ, чтобы получить данные, на основе которых была установлена новая стоимость присоединения, но и через 10 дней не получил ответа. Тогда он обратился к компании «Делойт і Туш», на исследования которой ссылается НКРЭКУ. Ответ получил четкий: компания не проводила оценку ПАО «Львовоблэнерго», «Кировоградоблэнерго», «Киевоблэнерго», «Прикарпаттяоблэнерго», «ДТЕК Днипрооблэнерго» с целью установления НКРЭКУ удельной стоимости нестандартного присоединения электроустановок к электросетям».

По словам Галасюка, в ООО «Делойт и Туш»  сообщили, что считают общий принцип  расчета удельной стоимости нестандартного присоединения спорным, а некоторые из использованных параметров расчета, которые существенным образом влияют на результат, не относящимися к делу. Вместе с тем, в НКРЭКУ ссылаются именно на оценки «Делойт и Туш».

Народный депутат видит в этом признаки умышленного преступления, которое чревато существенными негативными последствиями для украинской инвестиционной сферы, всего реального сектора экономики и альтернативной энергетики. «Это нанесло сильный удар по всем новым производствам, по строительству и практически убило всю новую зеленую электрогенерацию, — подчеркивает Галасюк. — Фактически своим решением НКРЭКУ построило искусственную «стену» от инвесторов, ввела для них новый «налог» на развитие и создало барьер для входа на украинский рынок. Инвесторы в шоке, останавливают проекты, сворачивают инвестпрограммы. А руководитель НКРЭКУ Дмитрий ВОЛК говорит: все в порядке, мол, это такая новая методика НКРЭКУ и авторитетная оценка активов облэнерго».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать