Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Монопольный забор в «Открытом небе»

Украинцы, даже после либерализации рынка авиаперевозок, вряд ли смогут летать по низким европейским ценам
11 апреля, 12:28
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Позитивный эффект одного из обязательных условий подписания соглашения об Ассоциации с ЕС — либерализация рынка авиаперевозок в Украине — может остаться мечтой, если монополисты и далее будут выставлять высокие счета за топливо, обслуживание в аэропортах и управление полетами.

В Украине уже почти пять лет длятся переговоры о присоединении к соглашению об «Открытом небе» с Евросоюзом. И, убеждают в Госавиаслужбе, в конце концов мы вышли на финишную прямую. Первый заместитель главы Госавиаслужбы Александр Гречко в ходе круглого стола на тему «Коммерческая авиация: международный опыт и украинские реалии» в комментарии «Дню» сообщил, что очередной раунд переговоров по вопросу присоединения Украины к открытому авиационному пространству Европейского Союза состоится в мае 2013 года («Небо попытаются «открыть» в мае», «День» от 28 марта 2013 года). Украине для открытия неба с ЕС необходимо адаптировать 137 европейских регуляций. При этом, как отмечают в Госавиаслужбе, украинские операторы авиационного рынка не проявляют большой заинтересованности к этому процессу, и внедрение нового законодательства идет с большими усилиями. К сожалению, пока не весь украинский бизнес научился конкурировать на равных. Для таких компаний условием выживания являются государственные льготы, об отмене которых сегодня дискутируют в правительстве, или... монополия.

После банкротства «АэроСвита» единственным игроком на рынке авиаперевозок, которому теоретически не выгодна такая договоренность, остается крупнейший отечественный авиаперевозчик «Международные авиалинии Украины», говорят эксперты. «Международным авиалиниям Украины» с их несколькими десятками самолетов будет трудно что-то противопоставить иностранным компаниям с парком в несколько сотен воздушных судов. Поскольку те могут позволить себе более гибкую ценовую политику, более новый флот, и более широкий перечень сервисов», — объясняет «Дню» эксперт авиационной отрасли Артур Винюков-Прощенко.

Последние события на украинском рынке пассажирской авиации свидетельствуют о тенденции сосредоточения авиаактивов, отмечают специалисты. Речь идет, в частности, о факте покупки пакета акций МАУ владельцем обанкротившейся компании «Аэросвит» в период трудностей в ней (правда, в МАУ эту информацию официально отрицают). Кроме того, эта же структура контролирует компанию «Укрнафта», которая поставляет авиационное топливо для самолетов. До сих пор «Привату» для завершения формирования авиационной монополии не хватало одного звена — хендлинговой компании (наземное обслуживание самолетов и пассажиров). Недавно завершился суд касательно права на акции «Swissport Украина», которая занимается наземным обслуживанием самолетов и пассажирским хендлингом в аэропотах «Борисполь», «Жуляны» и «Харьков». Апелляционный суд обязал швейцарского акционера Swissport International продать 70,4% акций другому совладельцу — «Международным авиалиниям Украины» менее чем за один процент их реальной стоимости — 433 тысячи долларов, по оценке британского издательства The Loadstar.

Монопольное положение нового авиационного альянса может привести к повышению цен на топливо и наземное обслуживание, а самое главное — на билеты, что непременно повлияет на обычного пассажира. А договор об «Открытом небе» будет просто декларацией. Поскольку отныне подконтрольные одной группе компании смогут контролировать не только рынок авиаперевозок, но и полный цикл обслуживания воздушных судов. В качестве примера следует вспомнить, что «Привату», помимо вышеупомянутых авиаактивов, принадлежат еще аэропорты «Бельбек» в Севастополе, «Ивано-Франковск» и «Днепропетровск» (тут и управляющая компания, и авиакомпания-резидент «Дніпроавіа». — Авт.). Последний аэропорт уже несколько лет не пускает к себе посторонние авиакомпании, мотивируя это отсутствием технических возможностей для приема большого количества рейсов.

К саботажу «Открытого неба» может еще присоединиться Государственное предприятие «Украерорух», которое обслуживает передвижение в украинском небе. По словам Винюкова-Прощенко, у этого предприятия одни из самых высоких в Европе тарифов. «При этом качество обслуживания значительно ниже», — подчеркивает эксперт. Он считает, что в ближайшее время госкомпания не будет понижать свои цены. «Это хороший способ дорого продавать украинский воздух. Тем более, что «Украерорух» — государственная монополия», — отмечает эксперт.

Но вряд ли иноземные компании станут в очередь в украинские аэропорты при условиях высоких цен на топливо и обслуживание в аэропортах. «Если поднимут тарифы, по сравнению с тем, что есть сегодня, то точно никто летать не будет. Тем более лоу-косты, на которых поднятие цен отразится очень болезненно», — подчеркивает Винюков-Прощенко. В то же время эксперт говорит, что присутствующие в настоящее время в Украине компании уходить с рынка не будут, а могут только поднять тарифы, чтобы компенсировать лишние расходы. «Тот же Wizzair не уйдет с рынка. Все равно их тарифы ниже общерыночной стоимости. И билеты у них не на таком уж низком уровне, по сравнению с европейскими и азиатскими лоу-костами», — отмечает Винюков-Прощенко.

С другой стороны, Украине рано или поздно все-таки придется административно ослабить финансовое давление на авиаперевозчиков, надо же заполнить потроенные перед Евро-2012 аэропорты. А что касается горючего для авиасудов, то поговаривают, что новый заводовладелец нефтеперерабатывающего Одесского Сергей Курченко выразил желание войти на этот рынок. «Со схемой разорванного транзита нефтепродуктов, которую используют они (Восточноевропейская топливно-энергетическая компания. — Авт.) — то, вероятно, да. Они благодаря этому могут предложить более низкую цену... Если такой вопрос возникнет у руководства государства — значит, так и будет. Логично, все к этому идет — Коломойского прижимают по всем позициям, так почему и по этой не прижать», — рассказывает Винюков-Прощенко.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать