Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Москве нужен кризис

В Кремле создали механизм для прекращения поставок топлива в Украину с 1 июня 2019 года
13 мая, 18:28
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

24 апреля Президент России Владимир Путин подписал указ, которым упростил процедуру предоставления российского гражданства жителям временно оккупированных районов Донецкой и Луганской областей, — без обязательных экзаменов по истории и соблюдения требования относительно проживания в России больше пяти лет. Это нарочито враждебные действия и стратегический вызов как для Украины, так и новоизбранного Президента Владимира Зеленского, в программе которого говорилось о мире на Донбассе.

Но провокационная составляющая здесь превалирует — если хоть немного погрузиться в детали, возникает несколько серьезных вопросов относительно практической реализации указа Путина. Даже с позиций внутренней безопасности РФ — так называемый «упрощенный порядок» абсолютно не означает «массовую раздачу паспортов», о которой говорят некоторые обозреватели.

Например, для получения паспорта согласно упрощенному порядку, необходимо прожить на территории РФ не менее 3 лет (при «обычном» получении — не менее 5 лет). Но, возможно, Россия уже давно считает оккупированные территории своими, как и Крым? Тогда это еще раз подтверждает факт захвата части территории суверенного государства и должно иметь последствия далеко серьезнее, чем просто санкции. Кроме того, как разъяснили в Пенсионном фонде РФ, жители Донецкой и Луганской областей Украины, которые получат российское гражданство в упрощенном порядке, смогут получать российские пенсии по возрасту лишь в случае переезда на постоянное жительство на территорию РФ.

Решения Путина сразу после подписания указа осудили в США и ЕС. В Госдепе США заявили, что Россия таким «крайне провокационным действием усиливает свое наступление на суверенитет и территориальную целостность Украины».

Но после этого Россия, решила повысить ставки, по крайней мере, относительно информационной составляющей. 27 апреля президент РФ Путин заявил: «Мы вообще думаем о том, чтобы предоставлять в упрощенном порядке гражданам Украины наше гражданство». Впрочем, вопрос о выдаче российских паспортов всем гражданам Украины еще обсуждается и окончательное решение не принято, об этом 29 апреля сообщил пресс-секретарь президента РФ.

Кстати, в индексе паспортов компании Henley & Partners, который является международным рейтингом стран по уровню свободы передвижения, которую они предоставляют своим гражданам, Украина занимает 40-е место, в то время как Россия — 47-е место https://ru.henleyglobal.com/ passportindex /

Скорее всего, «паспортное» заявление Путина является попыткой усилить давно существующий кризис, который в последнее время перешел в тлеющую фазу, чем практической постановкой вопроса.

Но «паспортному давлению» предшествовали экономические мероприятия: Правительство РФ решениям от 18 апреля подготовило условия для полного запрещения экспорта в Украину из России сырой нефти и нефтепродуктов, а также создал условия для существенного ограничения поставок угля. В частности, снабжение бензинов, дизтоплива, пропана, бутанов и других сжиженных газов с 1 июня будет возможно только при наличии разрешения правительства РФ. На основании отдельного разрешения можно будет поставлять в нашу страну каменный уголь. В сущности, создан механизм для прекращения поставок топлива в нашу страну. По данным российской таможенной службы, на нефтепродукты в 2018 году приходится 43% российского экспорта в Украину, сумма поставок составила около 4 млрд. долл. (по данным компании Argus, в 2018 году российская нефть в Украину не поставлялась).

Необходимо будет заместить приблизительно 150 тыс. тонн нефтепродуктов. Это не приведет к топливному дефициту — сжиженный газ в больших, чем в настоящее время, объемах будут завозить через наши черноморские порты, будут увеличены поставки бензинов и дизтоплива из Беларуси и Литвы, вероятно, увеличится объем переработки нефти на Кременчугском НПЗ. Дополнительным вариантом решения проблемы может быть увеличение поставок нефтепродуктов из Азербайджана, Польши, Румынии.

Но май может быть сложным, и не исключена некоторая ценовая турбулентность.

Во-первых, для переориентации логистики будет нужно приблизительно месяц. Во-вторых, белорусские Мозырский и Новополоцкий НПЗ снизили объемы переработки нефти в связи с тем, что Россия в конце апреля прокачивала по нефтепроводу «Дружба» некачественную нефть (доля органических хлоридов в несколько десятков раз превышала допустимую норму). Поневоле возникает вопрос — это очередная демонстрация Россией готовности использовать энергетическое сырье в качестве оружия?

Очевидно, что психологическое давление, которое совершается Путиным на нашу страну, имеет под собой серьезную экономическую подоплеку.

Какую? Считаю, она связана с тем, что в середине апреля, согласно газотранзитным планам России обойти Украину до окончания срока действия нынешнего транзитного договора, был нанесен двойной удар.

Во-первых, проектная компания газопровода Nord Stream-2 была вынуждена согласиться подать новую заявку регулятору Дании на прокладку труб этого газопровода в Балтийском море. Это угрожает задержкой строительства на срок до полгода. Таким образом, до конца года газопровод не будет построен.

Во-вторых, Совет ЕС окончательно утвердил поправки к газовой директиве, согласно которой правила, что регулируют внутренний газовый рынок Евросоюза, будут применяться к трубопроводам из третьих стран, в том числе к Nord Stream-2. Это означает, что у газопровода должен быть независимый от «Газпрома» оператор (в настоящее время это на 100% структура «Газпрома» — Nord Stream 2 AG), а к мощностям получат доступ третьи лица. Следовательно, половину мощности Nord Stream-2 «Газпром» должен будет отдать под независимого оператора с нероссийским газом.

При этом, «Газпром» сохраняет свои обязательства по снабжению газа в Европу. И в таких усложненных условиях «Газпром» вынужден будет вести переговоры с Украиной о транзите с 2020 года (нынешний контракт заканчивается 31 декабря 2019 года) существенных объемов газа — в разы больше, чем назывались главой «Газпрома» А.Миллером 10—15 млрд куб.м. в год. Даже при условии достаточно гипотетического запуска двух нитей «Турецкого потока», загрузки Трансбалканского газопровода в реверсивном режиме и при сохранении объемов поставок российского газа в Европу на уровне 2018 года, потребность в украинском транзите составит, как минимум, около 70 млрд. куб. м. (в 2018 году транзит газа через Украину составил 87 млрд. куб. м.).

«Нефтегаз» назвал условием заключения транзитного договора прокачку не менее 60 млрд куб. м. газа в год через территорию Украины. «Газпром» требует ограничиться 15 млрд. куб. м., но даже чисто арифметически требования «Газпрома» нереалистичны          — с учетом ситуации вокруг Nord Stream-2 и «Турецкого потока», он просто не сможет выполнить свои контракты со странами  Европы. То есть, Россия занимается элементарным шантажом. Что и подтвердилось 27 апреля, когда Путин на пресс-конференции в Пекине заявил, что Украина останется без газоснабжения, если не продолжит договор о транзите российского газа.

«Паспортные» заявления и топливные ограничения — очередной враждебный шаг со стороны России. Но других вариантов у нее нет — во второй половине года ожидаются переговоры относительно продления договора о транзите газа, и карты у РФ довольно слабы. У Москвы нет вариантов — ей нужен кризис. Но далеко не факт, что военный кризис принесет России успех, поскольку украинская армия на несколько порядков сильнее, чем была 5 лет тому назад, а поддержка нашей страны со стороны США и ЕС в случае военного обострения значительно вырастет, что может вылиться в усиление санкционного давления на Россию.

Попытки обойти нашу страну новыми газопроводами не увенчались успехом до сроку окончания транзитного договора. «Турецкий поток» на данный момент может прокачивать в Европу 15 млрд куб. м. газа, Nord Stream-2, практически без сомнений, не будет введен в эксплуатацию до 31              декабря 2019 года, распространение на него действия Газовой директивы ЕС снижает возможности транзита российского газа вдвое от того, что планировало руководство РФ. Решение вопроса оно видит в привычном для себя создании кризиса, чтобы попробовать обменять его решение на выгодные для себя условия заключения транзитного договора.

Похоже, что жизнеспособность для России нынешней модели отношений с Украиной с отшлифованными формулировками и привычными клише уже не настолько очевидна, она теперь гораздо меньше действует на население РФ. А новая модель, судя по всему, еще не выработана. Поэтому, пока отрабатывается «транзитный вопрос», который России необходимо решать в любом случае, эта проблема и станет первым серьезным испытанием для нового Президента Украины в отношениях с РФ. Но с учетом исходных позиций — ситуация с Nord Stream-2 и «Турецким потоком» — думаю, Украина имеет основания для успешного преодоления этого испытания.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать