Может ли АПК стать «хребтом структурной перестройки экономики»?
За прошлый год только с экспортом шести основных культур украинцы «вывезли» из почвы питательных веществ на 41,6 миллиарда гривен
Трудно сказать, как АПК «может стать хребтом структурной перестройки нашей экономики», хоть на этом акцентирует внимание Руслан Гарбар (День № 197 от 30 октября 2013 г.), ссылаясь на интервью «Дню» аграрного миллиардера (День № 192 от 23.10.2013 г.). По данным Института аграрной экономики, второй, мироновский миллиардер из каждого из 43 сел, где он арендует землю, принял на работу в среднем всего по пять человек. При производстве только нетрудоемких зерновых и масличных культур с использованием зарубежной техники (мощностью 450—550 л.с.) на площадях 100—500 тыс. га пашни больше работников не нужно. Как и не нужны наши, о которых упоминает автор, сельскохозяйственное машиностроение (выпускаем технику с мощностью в два-пять раз ниже необходимой агрохолдингам), перерабатывающая промышленность (экспортируем в основном сырье) и тому подобное.
Отсюда возникает вопрос относительно предложения повышения заработной платы до уровня ее цены: кому повышать? Только для пяти работников с рассчитанной ценой рабочей силы или тем 200—500 ставшим безработными селянам в каждом из сел? Если представить, что все селяне плодотворно работают в сельском хозяйстве, то для повышения заработной платы до уровня ее цены необходимо в первую очередь повысить производительность труда. Другого не бывает. Немецкая консультативная группа, которая в 1991 году сделала попытку в Украине помочь в реформировании аграрного сектора экономики, объясняла, что для повышения уровня заработной платы в бывшей ГДР необходимо было на 70—80% сократить количество работников или же резко изменить структуру производства товарной продукции (перепрофилироваться на производство плодоовощной, животноводческой и прочей трудоемкой продукции). И при этом избыток рабочей силы необходимо было трудоустроить в других отраслях.
Относительно другого станового хребта структурной перестройки — земельного. Отметим, что распаханность сельскохозяйственных угодий составляет 80%, что в 2,5—4 раза превышает показатели других стран мира. Даже эти страны с более низкими показателями распаханности земель, разной системой мероприятий (например, кулисные, промежуточные посевы, внедренное контурно-мелиоративное земледелие, законодательно установленные доли культур, которые круглый год занимают поля дерниной, например, многолетние травы, озимые зерновые и тому подобное) не допускают перенасыщенность севооборотов техническими культурами, которые способствуют эрозии почвы и потере гумуса (вместе с питательными веществами). Даже в такой стране, как США, где Служба охраны почв (СОП) проводит ежедневный мониторинг состояния почвы, кумулятивного накопления пестицидов и тому подобное, допустимые нормативы потерь пахотного слоя грунтов составляют 2—11 т из 1 гектара пашни. В нашей стране при отсутствии какого-либо экологического контроля за структурой посевных площадей (скорее — отсутствии реакции власти на тревоги экологов), а тем более за грунтами, потери пахотного слоя почвы, гумуса и питательных веществ от водной и ветровой эрозии никто точно не подсчитывал. Причем структура посевных площадей перенасыщена техническими культурами, которые несут высокую эрозийную опасность, даже на склоновых и эродированных землях. Как отмечает Национальный экологический центр, лесополосы, защищающие грунты от эрозии, пришлые бизнесмены успешно выжигают вместе со стерней осенью и вырубают. В интернете на фотографиях наших полей из космоса, например, Херсонской и Запорожской областей есть красно-рыжие пятна — участки, где уже нет живого плодородного слоя, только глина. По-видимому, необходимо уменьшить уровень распаханности земель до цивилизованных норм (хотя бы на первых порах до 40—50%) и оставить потомкам пригодную к сельскохозяйственному использованию землю или же позволить и в дальнейшем обогащаться нескольким сотням семей. То есть площадь пашни довести до 18—20 млн гектаров и наращивать экспорт можно будет, если каждого второго украинца оставить голодным. И этот ресурс при национальном (государственном подходе) ломает хребет экономики.
По нашим расчетам, в 2012 г. только с производством шести основных культур (озимая пшеница, яровой ячмень, кукуруза на зерно, семечки подсолнуха, рапса и сои) с экспортом продукции вывозится питательных веществ на сумму 41,6 млрд грн, в том числе 19,2 — с основной продукцией и 22,4 млрд грн — с побочной (солома, лузга семечек подсолнуха — сжигание, экспорт или же перспектива первого и второго и экспорт макухи масличных культур). Например, с зерновыми биологический урожай выносит 6—7% питательных веществ (масличные культуры — 13—16%), а весь урожай зерна (45 млн т без фуража) — 2,925 млн т. При цене 1 т действующего вещества NPK 10 тыс. грн с урожаем только зерновых (без фуражных) выносится питательных веществ и не возвращается назад в почву на сумму 29,25 млрд грн. Только с развитием животноводства эти потери минимизируются. Пока что все заинтересованные в экспорте продукции растениеводства совершенно не реагируют, когда же весь спектр продуктов питания будет доступным всем слоям населения.
Что касается самой разработки стратегии развития аграрного сектора экономики, то в структурированной экономике (США, Канада, ЕС) проблема доходности всех участников интегрированного производства решается именно организацией мониторинга расходов, цен, налогов и тому подобное и эффективной деятельностью профессиональных и межпрофессиональных организаций (не будем говорить о других институциях, например, биржах). Последние согласовывают цены, которые обеспечивают рентабельное производство по цепочке «производство-переработка-потребление» по следующей технологии: представители этих организаций по отраслям согласовывают цены и в завершение подписывают с министром сельского хозяйства соглашение о маркетинге. Вся коммерческая деятельность на цепи «производство-потребление» контролируется представителями профессиональных организаций (включая потребителей), которые имеют право вето. При таком взаимодействии невозможно получать сверхдоходы, например, торговлей.
Профессор Любовь Молдаван разработала пакет законов относительно деятельности профессиональных организаций в Украине, однако в течение 20 лет Верховная Рада далее первого чтения их не рассматривала.
В неструктурированной экономике аграрного сектора (в Украине) необходимо провести множество мероприятий. Среди них:
1) Оптимизировать агроландшафт, установить допустимую структуру посевных площадей по регионам (с учетом эрозийной опасности каждой сельскохозяйственной культуры), стабилизировать производство на уровне спроса (внутреннего и внешнего) путем оптимального их территориального размещения и тому подобное.
2) Разработать программу пространственного развития территорий в виде конкретного плана (региональное размещение строительства или реконструкции перерабатывающих предприятий и привлечение инвестиций) и создать Комитет по пространственной организации территории и принять соответствующий закон, где сформулировать цели, задачи и принципы пространственной организации. Юридическое согласие Комитета по пространственной организации будет основой для освоения иностранных инвестиций в регионе именно в конкретную отрасль в законодательно установленных объемах (20—30%).
3) Оценить потенциал территорий для производства каждого вида сельскохозяйственной продукции с определением оптимальных уровней урожайности и производительности, допустимые уровни себестоимости и тому подобное при разных типах условий производства. Определить регионы дефицитного или избыточного производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции и зоны убыточного или прибыльного производства.
4) Оценить по регионам потребности населения в продуктах питания и определить окружающие нас государства — потенциальные возможные импортеры нашей сельскохозяйственной продукции по годам — до 10—20 лет, особенно учитывая растущий дефицит ресурсов (земли, воды и тому подобное).
5) Создать аналитический центр стратегического прогнозирования с организацией мониторинга цен на ресурсы и продукцию рынка и разработать информационно-совещательные системы, которые интегрированы с системой моделей и расчетов для потребностей страны, областей, районов, предприятий, отдельных отраслей.
6) Просчитать в региональном аспекте необходимую государственную поддержку для организации селян в эффективные кооперативные структуры согласно заранее определенной специализации, размеров и для эффективного освоения конкурентных рынков.
7) Провести на межотраслевых балансах расчеты на перспективную структуру экономики потребности в ресурсах, кредитах, инвестициях и тому подобное и с их помощью разработать четкие региональные программы обеспечения государственной поддержки поэтапного по годам освоения этих оптимальных размеров предприятий (500—10000 гектаров) или же кооперативов по техническому обслуживанию селянских (фермерских) хозяйств (5—500 гектаров) и тому подобное.
Это некоторые из мероприятий по разработке стратегии развития аграрного сектора экономики. В целом же разработка национальной стратегии (для всего народа, а не нескольких сотен семей) нуждается в решении многосложных задач и такое же количество разработки (или использования готовых) экономико-математических моделей. В любом случае, можно ожидать позитивных изменений в аграрном секторе экономики при ответственности разработчиков за свои программные очерчивания путей структурной перестройки. А так программы разрабатываются одними и теми же исполнителями, согласно которым за стратегию принимаются произведения площадей посевов на урожайность сельскохозяйственных культур. Завершаются они предложениями относительно наращивания экспорта и «расчетами» необходимых дотаций в размере нескольких сотен миллиардов долларов США.
Выпуск газеты №:
№201, (2013)Section
Экономика