«Мы нужны на мировых рынках»
К 2022 году Украина способна произвести 100 миллионов тонн зерна — прогноз УЗАУкраина в очередной раз поставила рекорд. По итогам 2016/2017 маркетингового года зафиксировано абсолютное достижение в экспорте зерновых — 43,8 миллиона тонн. Это, конечно, хорошо. Раз есть экспорт, то появляется шанс и для гривни — она не будет падать по сравнению с долларом. Но тут важно не перестараться: а достаточно ли зерна останется для внутреннего рынка?
Понимая, что этот вопрос обязательно возникнет, президент Украинской зерновой ассоциации Николай ГОРБАЧЕВ успокаивает: «Могу всех заверить, что никакой проблемы с обеспечением Украины зерном нет, не было и не будет. Мы не столкнемся с проблемой продовольственной безопасности в Украине в ближайшие 10 — 15 лет. Зерна нам хватит и для экспорта на внешние рынки, и для внутреннего потребления, которое, по нашим оценкам, составляет 4,5 — 5 миллионов тонн пшеницы ежегодно... В составе ранних зерновых в Украине собрали 26,6 миллиона тонн пшеницы, — добавляет он. — Поэтому ее мы смело можем экспортировать 16 — 17 миллионов тонн — примерно столько же, сколько и в предыдущем рекордном сезоне».
По словам Горбачева, урожайность пшеницы за последние годы сильно увеличилась. Кроме того, если раньше лидерами по пшенице были южные и центральные регионы страны, то теперь наибольшая урожайность зафиксирована в западных областях. Он объясняет это влиянием погодного фактора — изменением климата. Более засушливые регионы на юге производят теперь, по его словам, меньше зерна, чем западные, где уровень осадков гораздо выше.
При этом Горбачев уверен, что Украина имеет огромный потенциал для дальнейшего увеличения урожая зерновых культур. В этом году средняя урожайность с одного гектара составила по стране 4,2 тонн. Но этот показатель практически в два раза ниже, чем урожайность пшеницы во Франции. Так что можно прогнозировать, что Украина в состоянии удвоить производство пшеницы. И для этого, по его словам, не нужно огромных мозговых затрат: следует направить усилия и правительства, и аграриев на лучшее использование земли как ресурса, для чего наладить орошение и, в частности, на тех площадях, где выращивается пшеница.
Нужно больше внимания уделять и качеству нашей пшеницы, убежден президент УЗА. У нас есть шесть классов пшеницы. К продовольственной относят только первые три класса, а 4, 5 и 6 классы экспортеры оценивают как фуражное зерно. В этом году Украина вырастила 60% продовольственного зерна пшеницы (1, 2 и 3 классы) и 40% фуражной. Поэтому никакой проблемы с продовольственной пшеницей, повторяет президент УЗА, не существует.
Поскольку мы являемся ведущим экспортером зерна, то очень сильно зависим от всех мировых тенденций, — подчеркивает Горбачев. — Сегодня цены на зерно не выше, чем в прошлом году. Так что не стоит ожидать повышения цен на хлеб или, вернее, на хлебобулочные изделия из-за удорожания ресурсов. Пшеница как ресурс в этом году осталась в стране в большем количестве, и цена на нее в этом году не выше, чем в предыдущие годы. Так что не следует напрямую связывать стоимость выпекаемого хлеба с ценой пшеницы.
Мировой рынок пшеницы — это около 180 миллионов тонн, рассказывает Горбачев. И Украина на этом рынке имеет лишь 9 — 10%. У нас есть ценовое влияние по пшенице в средиземноморском и в европейском регионах, но мы никак не можем диктовать цены, скажем, в Азии. Стратегическими рынками экспорта в этом сезоне для нас, отмечает Горбачев, останутся традиционные покупатели: Европейский Союз, Индия, Индонезия, Египет. Последний в этом году изменил правила закупки. Теперь они покупают пшеницу с содержанием протеина выше 12,5% (раньше — 11,5%). Так что на тендерах (последний был 15 августа) Украина смогла продать лишь один корабль — 60 тысяч тонн продовольственной пшеницы с таким содержанием белка.
Наши ближайшие конкуренты в мире — это российские производители. Они в этом году также вырастили рекордный урожай — 82 миллиона тонн. Такое огромное количество пшеницы, появившись на рынке, конечно же, окажет понижающее влияние на цену пшеницы в черноморском и средиземноморском регионах, прогнозирует руководитель УЗА. Продовольственная пшеница, по его словам, уже опустилась в цене за последние три недели на $20 за тонну.
Горбачев убежден, что Украина будет и в этом маркетинговом году одним из заметных игроков на мировом рынке зерна и, возможно, даже побьет свой рекорд экспорта, поставленный в 2016/2017 году. За последние десять лет Украина практически удвоила свой экспорт зерна на мировой рынок. «Мы в ассоциации составили прогноз, — рассказывает эксперт, — что будет, если такая динамика сохранится. Получилось, что к 2022 году Украина способна произвести 100 миллионов тонн зерна и масличных культур и экспортировать свыше 70 миллионов тонн. При этом средняя урожайность всех этих культур (пшеница, ячмень, подсолнечник, соя) составит более четырех тонн с гектара — против 3,6 тонны сегодня».
«И хорошая новость для производителей, — продолжает Горбачев, — они по-прежнему нужны на мировых рынках, поскольку есть спрос на нашу продукцию. Демографическая ситуация в Азии будет и дальше стимулировать экспорт зерна из Украины».
«Дело не только в наличии ресурса, а и в том, чтобы он был по доступной цене, — отмечает исполнительный директор общественной организации «Экономический дискуссионный клуб» Олег ПЕНДЗИН. — Сегодня предложения цен на FOBе — $181 за тонну. В 2016 году в это же время предлагали примерно $170. Но ценовые тенденции были такие, что где-то до июня на фоне довольно серьезных погодных проблем в Европе и в США фьючерсы серьезно росли. Но после того как было объявлено о высоком урожае в России и Казахстане, они пошли вниз, и цены, в частности европейские, стабилизировались и даже демонстрировали небольшое снижение».
«Сегодня французский фьючерс на «Евронекст» составляет $180 за тонну, — констатирует активист. — А на наличном рынке — $184. В прошлом году в это время цены были такими же — $186 фьючерс и $186 спот. Так что ситуация на мировом рынке стабильная».
«А какая наша внутренняя ситуация? — анализирует Пендзин. — Мука первого сорта в сентябре 2016 года стоила 5650 гривен за тонну. Сейчас, в сентябре 2017 года, — 6200 гривен. То есть подорожание составило 9,7%. Мука ржаная подорожала где-то на 2%. Известно, что примерная стоимость муки в хлебе составляет 50%. Так что к цене хлеба удорожание муки могло бы добавить процента 3 — 4 за год».
«А что в действительности? — спрашивает Пендзин и отвечает: — Хлеб пшеничный из муки первого сорта в сентябре 2016 года был по 10 гривен за килограмм. Сейчас — 12,34 гривни. Рост — 12,2%. Так что подорожание хлеба определяется не зерном и не мукой, а ростом цен на энергоносители, повышением минимальной заработной платы. К тому же, с 1 июля государство отказалось от регулирования цен на социально значимые товары, в том числе и на хлеб. Так что сейчас довольно трудно точно определить, что стало причиной опережения роста цен на хлеб по сравнению с ценой сырья. А ведь хлеб по-прежнему является основным продуктом украинца. Мы его потребляем гораздо больше, чем европейцы, в отличие от мяса, которого едим вдвое меньше... На эти различия надо бы обратить внимание нашему правительству», — советует эксперт.
«Продовольственная безопасность в стране обеспечивается в ходе подписания меморандума между правительством и экспортерами, в котором последние берут на себя обязательство не экспортировать слишком много зерна и оставить его в стране достаточное количество», — добавляет Горбачев. По его словам, обеспечения продовольственной безопасности в Украине регулируется не совершенным механизмом, но он в нынешних условиях удовлетворяет всех участников рынка.
При этом, по мнению президента УЗА, основная задача Министерства агрополитики и продовольствия заключается в том, чтобы обеспечить максимальную доходность сельхозпроизводителей — чтобы они могли продавать свою пшеницу не по пять тысяч долларов, а, скажем, по десять. Но если цена на хлеб будет при этом каким-то образом расти и этот продукт будет людям недоступен, то решать эту проблему, по мнению Горбачева, уже задача другого органа власти — Министерства социальной политики. Но у нас МинАП традиционно занимается и социальной политикой. «Эти задачи нужно разделить», — утверждает Горбачев.
Выпуск газеты №:
№157, (2017)Section
Экономика