Перейти к основному содержанию

На нашей и своей земле

Вита Слипец: «Олигархат, разорвавший Украину на куски по сферам интересов, является главным бременем сегодняшнего дня»
11 января, 19:23
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Луганская область — это очень сложный в ментальном и инфраструктурном смысле регион. С конца 1990-х годов эта земля фактически была предана в вотчину конкретным пророссийским кланам, что и привело к тому, что оккупант воспользовался ситуацией на востоке Украины как «открытыми воротами». Однако далеко не вся Луганщина была оккупирована. Когда мы говорим об этом крае, то должны осознавать, что речь идет не только о шахтах и терриконах. Речь идет о земле. 100 лет назад гетман Павел Скоропадский пытался воплотить земельную реформу. Однако политические обстоятельства, проблематика которых заключалась не только во внешнем факторе, помешали этим планам. Дальше украинцы вместо того, чтобы стать хозяевами на своей земле, получили коллективизацию и Голодомор. Способны ли мы воспользоваться новым шансом возродить нашу государственность? Об этом «День» пообщался с председателем Сватовской районной рады и председателем Луганской областной организации Аграрной партии Украины Витой Слипец.

«СВАТОВЩИНА — ЭТО РЕГИОН АГРАРНЫХ ТРАДИЦИЙ»

— Газета «День» определила 2018-й год годом гетмана Павла Скоропадского. Он, в частности, пытался внедрить земельную реформу. Но ему это не удалось осуществить. Способны ли мы, украинцы, на то, чтобы в корне изменить отношения в этой сфере?

— Земельная реформа очень актуальна в нашем государстве и сегодня. Аграрная партия Украины, как никто, заинтересованная во внедрении перспективных изменений и модернизации в сельскохозяйственном секторе. Я родом из Луганской области, Сватовского района. Сватовщина — это регион аграрных традиций. Нас иногда называют Донбассом, хотя никакого отношения к нему мы не имеем. Да, мы граничим с Донбассом, но Сватовщина — это Слобожанщина, где земля — главное богатство, а земледелие — основное ремесло. Село, как известно, — это колыбель Украины, и именно от него наши корни. Прошлый век стал непростым испытанием для украинского крестьянства. Нас грабили и высылали в Сибирь, начиная с 1917 года уничтожали Голодомором,  репрессиями.

На Сватовщину, как известно, война не дошла, хотя была очень близко. В Сватово в мае 2014-го, например, приезжал печально известный Мозговой, который родом из этих краев.

— Да, к сожалению, почти четыре года на Луганщине идет война. Это ужасное событие, которое десяток лет назад никто не мог себе представить. Очень хорошо помню те события 2014 года.  Жители Сватовского района объединялись в отряды местной самообороны для защиты Украины, своих семей и земли, что для каждого жителя села является дорогой и средством жизнедеятельности. Я никогда не забуду появление вооруженных людей в мае 2014 года в г. Сватово. В районном доме культуры тогда проходил концерт, посвященный празднованию Дню победы, в котором принимали участие школьники района. Среди них была и моя дочь. Информация о появлении Мозгового с вооруженными бандитами быстро распространилась и испугала всех. Не получив поддержки сватовчан и почувствовав враждебные настроения, боевики уехали ни с чем.

— То, что Слобожанщина не впустила врага, является действительно показательным моментом, который под собой имеет конкретный комплекс факторов. Способна ли эта земля вообще воспринять факт навязывания того или иного поведения?

— Могу говорить о себе. У меня есть корни из села Меловатка, что под Сватово, и из Житомирщины. Мой прадед из Коростенского района села Дидковичи. И он был, как теперь принято говорить, предпринимателем. Прадед возил деготь, и когда приехал на Сватовщину в коммерческий целях, встретил мою прабабушку. Это была семья, как, опять же, сейчас принято говорить, среднего класса — хозяева. Все было прекрасно до 1933 года, когда Сталин решил выдушить украинцев голодом. Это такой короткий очерк по истории моей семьи для понимания судеб других людей на этой земле. Вы знаете, нас действительно пытались выжать. И тот же Мозговий является признаком того страшного вырождения. Моя бабушка в итоге стала полной сиротой со своими братьями. И все равно они выжили. Поэтому считаю, что большой ошибкой пытаться повлиять на украинцев. Тем более силой. На украинцев нельзя давить. И здесь агрессор в любом случае просчитается, хотя и принесет много бед. Мы вольнодумцы, и с этим нужно считаться всем, в том числе власти. Из жажды свободы нужно строить государственность. Подчеркиваю — не из желания анархии или диктатуры, а именно — свободы.

Как известно, север Луганщины, так сказать, стоит прежде всего на сельском хозяйстве. Какие проблемы стоят перед фермерами в этом регионе?

— Луганская область — это, как известно, территория АТО. От этого особого положения страдает вся экономика района, в том числе и аграрии: банки неохотно кредитуют фермеров Луганщины, чувствуя риски. Существенно нарушена инфраструктура, в частности железнодорожные пути, что непосредственно влияет на логистику и ценообразование выпущенной сельскохозяйственной продукции. В Украине в целом много проблем, которые не решены на законодательном уровне и вредят эффективности работы фермерских хозяйств. Здесь можно говорить очень много: это и налогообложение, и пресловутая земельная реформа, которая пробуксовывает точно не в пользу аграриям, и отсутствие производства удобрений в государстве, и нестабильный курс национальной валюты, и многое другое. Стратегический вопрос, который ставят перед собой аграрии Луганщины, — это возрождение перерабатывающей отрасли сельхозпродукции.

«САМЫЙ АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС — ДОСТИЧЬ МИРА В УКРАИНЕ»

— Это фактически стратегия реформирования. Насколько она находит свое воплощение?

— Демография Луганщины сложилась так, что на неподконтрольной территории Луганской области проживает подавляющее большинство населения области, потому и основные производственные мощности по переработке продукции сельского хозяйства и главный потребитель остались там. Мы в своей стратегии реформирования определили приоритеты. Но самая главная проблема и самый актуальный вопрос — как быстрее всего достичь мира в Украине.

Но ждать пока окончится война — это длительный процесс. Она зависит от Кремля.

— Не только от него. По моему убеждению, необходимо еще очень большое желание победить. Простите, но с самого начала войны я была в круговороте событий, была на связи с военными, занималась волонтерством. Наши ребята уже были в Луганске. А затем откуда-то появился приказ об отступлении. А вообще мир наступит тогда, когда будет один желто-голубой флаг, одна национальная идея и один Президент, который несет полную ответственность как главнокомандующий и который обязан исполнить свои предвыборные обязанности об окончании войны.

Вы сказали — один Президент. Есть ощущение того, что Президент не совсем самостоятелен на своей должности? Страна разделена между кланами, и нынешняя власть — это больше ширма.

— Это так. Олигархат, который разорвал Украину на куски по сферам интересов — это главный тяжкий груз настоящего. Украинские аграрии не делятся на кланы. У нас общие проблемы и единая цель. Аграрная партия Украины всячески поддерживает сельскохозяйственную реформу и требует от власти ускорить законодательное урегулирование вопросов, связанных с аграрным сектором экономики. Мы готовы помогать, обсуждать и разрабатывать законы и стратегии. В то же время мы против не взвешенных действий. Аграрная партия Украины проводила кампанию по предотвращению отмены моратория на продажу земли сельскохозяйственного назначения. Опять же мы не против капитализации земли и введения рынка земли, но в то же время несовершенный Земельный кодекс, отсутствие надлежащей законодательной базы, тотальная коррупция в государстве  приведут к непрозрачным, нецивилизованным рыночным отношениям в вопросе продажи земли. Украинские черноземы — это национальное богатство государства и народа, а для аграриев еще и средство производства. Поэтому для нас этот вопрос архиважен.

«ОЛИГАРХИ НЕ СОБИРАЮТСЯ РАБОТАТЬ НА ЗЕМЛЕ»

— Мы заговорили о партии как инструментарии. Аграрная партия на выборах в ОТГ набрала 30%. Это мощный результат. Но как вы оцениваете шансы вашей партии на парламентских выборах?

— Я на должности главы областной организации Аграрной партии на Луганщине четыре месяца. Должен сказать, что работы на Луганщине еще очень много в вопросе партийной перестройки, несмотря на то, что действительно люди неплохо голосуют за членов нашей партии. Безусловно, наиболее мощная организация в области — это Сватовская. Здесь мы получили 42%.

Но это локально. Вопрос заключается в том, как выйти на общенациональный  уровень. У вас лично есть амбиции попасть в Верховную Раду?

— Знаете, амбиций просто попасть в Верховную Раду, честно нет, но есть требование времени. Как я уже говорила, необходимо в Украине завершить аграрную реформу. Для этого необходимо разрабатывать и принимать целый ряд законов и других законодательных актов, которые раз и навсегда решили бы вопрос сельхозпроизводителей в Украине. Аграрная партия Украины имеет много наработок и предложений в этом вопросе. Воплотить наши планы можно только находясь у власти, потому я убеждена, что Аграрная партия Украины обязана принимать участие в государственных выборах и будет это делать, но не ради собственных амбиций, а ради будущего аграрного сектора Украины. Я убеждена, мы обязательно используем свой шанс и завершим незаконченное дело Скоропадского — внедрим земельную реформу в Украине.

Он хотел, чтобы украинец почувствовал себя хозяином своей земли. Мы возвращаемся к проблематике нынешнего олигархата. Если сейчас превратить землю в полноценный товар, то не случится ли так, что те же олигархи просто скупят ее? Для крупного капитала наличие «середняков» опасно, потому что они являются для него эффективными конкурентами.

— Я еще раз подчеркиваю и хочу, чтобы все осознали, земля для сельхозпроизводителя — это средство производства, средство существования. Труд на земле для аграриев — это уверенность в будущем и, как следствие,  перспективное развитие экономики государства. Человек, который живет и зарабатывает, обрабатывая землю, будет ее ценить и приумножать эффективность своей деятельности. А если необдуманно отменить мораторий на продажу земли в современных условиях отсутствия законодательной базы и институций рынка земли, то это, несомненно, я с вами согласна, приведет к неконтролированному захвату украинских черноземов олигархатом. Опасность в том, что для них земля — это капитал, они не собираются и не будут на ней работать. Ее просто перепродадут или заложат в международные финансовые учреждения, другими словами, используют ради собственного обогащения. По моему глубокому убеждению, это крайне опасно и угрожает украинской государственности.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать