Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Национальный проект «Энергия природы»:

Основные предпосылки и перспективы реализации
26 января, 20:30
ОТСУТСТВИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ОТДАВАТЬ СРЕДСТВА ЗА ТОПЛИВО ДРУГИМ СТРАНАМ МОТИВИРУЕТ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПОДДЕРЖКУ ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ ЭНЕРГЕТИКИ ПОЧТИ ВО ВСЕХ СТРАНАХ, ГДЕ ОНА РАЗВИВАЕТСЯ... / ФОТО РЕЙТЕР

Большинство украинцев убеждено, что возобновляемая энергетика — игрушка богатых людей, которые обустраивают ветряными мельницами и солнечными батареями свои имения, даже если там исправно действует электросеть. На самом же деле, сегодня возобновляемая энергетика, судя по рекордным темпам ее развития и усилиям, которые для этого прилагаются, — одна из основных отраслей мировой энергетики.

В Украине, как известно, основу современной электроэнергетики составляют тепловые и атомные электростанции. На тепловые электростанции приходится до 49% производства электроэнергии, на атомные, — 44%, на гидроэлектростанции — около 7%. Общая установленная мощность электростанций 52,8 млн. кВт, которые производят около 180 млрд. кВт/ч электроэнергии.

ТЕПЛОВАЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА

Тепловая электроэнергетика страны насчитывает 102 энергетических блока мощностью от 150 до 800 мВт, общей мощностью 27,8 тыс. мВт. Большинство ТЭС построено в 1950—1970 гг. и эксплуатируются более или около 40 лет — это срок, который по стандарту ГОСТ 533-2000 считается предельным сроком эксплуатации котлов и турбин.

Иными словами, оборудование украинских ТЭС физически и морально устарело и потому нуждается в безотлагательной модернизации или даже замене.

Кроме того, нельзя забывать о том, что тепловые электростанции являются большими загрязнителями атмосферы. Это обусловлено использованием устаревших технологий сжигания топлива.

АТОМНАЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА

Не намного лучше в этом плане ситуация с АЭС. На данный момент максимальный срок эксплуатации действующих атомных блоков — 20 лет. Он продлен еще на 10 лет. Впрочем, для пяти энергоблоков АЭС даже продленный нормативный срок эксплуатации будет исчерпан до 2015 г.

Ликвидация АЭС по окончании срока ее полезной эксплуатации — мероприятие далеко не дешевое. Кроме того, технический опыт решения этой проблемы как в Украине, так и в мире отсутствует. В то же время, сколько реакторов сдадут экзамен на «прочность», сегодня сказать трудно. В любом случае, пусть даже позже на 15—20 лет, но все-таки Украине придется выводить энергоблоки из эксплуатации.

Далеко не все в порядке в атомной энергетике и с экологией. Производство топливных элементов для АЭС и дезактивация радиоактивных отходов — это экологически «грязные» процессы, опасные для здоровья людей и окружающей среды.

Учитывая эти факторы, под давлением общественности ряд европейских государств — Германия, Англия, Бельгия, Дания — уже приняли решение относительно прекращения развития и постепенного сворачивания этой отрасли электроэнергетики. Более 30 лет не строятся атомные электростанции и в США.

РЕНОВАЦИЯ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ

Если основываться только на показателях тепловых электростанций, то уже сегодня Украина имеет 18 гВт «скрытого» дефицита мощностей, к которым в ближайшие годы добавится 7.2 гВт дефицита мощности ТЭС и 3.835 гВт дефицита мощности АЭС.

Во времена советской экономики для каждой группы основных фондов предприятия внедрялся нормативный срок эксплуатации. Когда срок истекал, соответствующие части основных фондов обязательно обновлялись. Этот процесс имел «научное» название: «реновация основных фондов». Средства на это закладывались в себестоимость продукции в виде амортизационных отчислений.

В условиях современной рыночной украинской экономики амортизационные отчисления изъяты из экономического процесса даже для предприятий, которые остались в государственной собственности. Это понятие осталось лишь как скидка при налогообложении прибыли. А, следовательно, владельцы предприятий, в частности энергетических, не стремились и не стремятся модернизировать и тем более обновлять основные фонды своих предприятий. Реновация же основных фондов современной украинской электроэнергетики требует колоссальных средств, которых у государства нет.

Единственный выход из кризиса — это создание условий для привлечения иностранных инвестиций. Для отраслей традиционной украинской электроэнергетики существуют серьезные препятствия, поэтому негосударственные инвесторы не рискуют вкладывать средства в эти отрасли.

Как показывает опыт европейских стран, в последние годы наиболее охотно инвесторы вкладывают средства в развитие энергетики из возобновляемых источников.

Как видно из рисунка, европейские инвесторы полностью готовы вкладывать значительные средства именно в отрасли возобновляемой энергетики. Объясняется это, в основном, такими факторами:

1. Возобновляемая энергетика является «деполитизированной» отраслью электроэнергетики — ветер или солнце невозможно ни перекрыть, ни увеличить их цену. Это позволяет инвесторам избежать рисков срыва проектов в силу политических обстоятельств, а также из-за неопределенности прогнозной цены топлива.

2. Возобновляемая энергетика положительно воспринимается местной общественностью по причине ее экологической чистоты.

3. Возобновляемая энергетика имеет лучшие экономические показатели, чем атомная энергетика, и способна составить экономическую конкуренцию тепловым электростанциям (особенно с учетом растущих цен на топливо и квот на выбросы парниковых газов).

4. Отсутствие необходимости отдавать средства за топливо другим странам обосновывает государственную поддержку возобновляемой энергетики почти во всех странах, где она развивается.

Поэтому привлечение иностранных инвестиций в украинскую возобновляемую энергетику является перспективным делом как для инвестора (надежное получение прибыли), так и для Украины (быстрое обновление части основных фондов в электроэнергетике).

Наиболее перспективными направлениями восстанавливаемой энергетики в Европе являются ветровая и солнечная. Ввиду наличия в Украине достаточного количества как солнечных, так и ветряных ресурсов, Национальный проект «Энергия природы» целесообразно базировать именно на использовании этих возобновляемых источников. Понятно, что электроэнергетика любой страны не может полностью строиться на использовании возобновляемых источников энергии. Впрочем, можно прийти к выводу, что в Украине и в этом направлении со временем можно достичь того предела, который устанавливают системные энергетические ограничения. Следовательно, хочу подчеркнуть, что применение электростанций на базе возобновляемых источников энергии должно существенно смягчить решение упомянутой очень сложной и в то же время очень важной для Украины проблемы реновации основных фондов электроэнергетических предприятий.

Реализация Национального проекта «Энергия природы» фактически не нуждается в дополнительных финансовых ресурсах со стороны Украины. Имеющиеся в Украине высокие солнечные и ветряные потенциалы, которые еще не освоены (в отличие от европейских стран), наличие существенных площадей земли, разветвленной электросети, «зеленых» тарифов на электроэнергию из возобновляемых источников — все это привлекает иностранных инвесторов для инвестирования строительства солнечных и ветряных электростанций в Украине.

Препятствиями для этого является лишь необходимость решения множества организационных вопросов на пути к получению разрешения на строительство соответствующих объектов.

Национальный проект «Энергия природы» имеет два основных задания:

1. Среди проектов по возобновляемой энергетике, представленных украинской власти, большая часть нереальна. С их помощью определенные лица предпринимательской деятельности преследуют спекулятивные цели. Например, оформляют отведение земельных участков под электростанции, преследуя только цель перепродажи такого участка по завышенным ценам. В лучшем случае выполняют проект строительства электростанции, получают разрешения на подсоединение к Объединенной электроэнергетической системе Украины и только после этого осуществляется поиск покупателя проекта. Этот процесс может занять много времени и повлечь за собой существенную отсрочку начала строительства электростанции. К задачам Национального проекта «Энергия природы» относится формирование критериев отбора реальных проектов, которые будут реализованы в Украине и, собственно, отбор таких проектов по установленным критериям.

2. Для уже отобранных проектов создать «зеленую улицу», сняв с повестки дня все лишние организационные препятствия. Тем самым обеспечить не только условия для быстрой реализации соответствующих проектов, но и продемонстрировать мировым инвесторам целесообразность вложения средств в украинскую возобновляемую энергетику с минимумом рисков срыва проектов.

Таким образом, Национальный проект «Энергия природы» позволит практически без дополнительных расходов:

положить начало значительному обновлению основных фондов в украинской электроэнергетике; повысить уровень энергетической и экологической безопасности страны; улучшить инвестиционный климат Украины; создать условия для выполнения требований Евросоюза к уровню внедрения возобновляемой энергетики; способствовать выполнению Украиной своих обязательств относительно выбросов парниковых газов в соответствии с Киотским протоколом к Рамочному соглашению ООН об изменении климата.
Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать