Надо ли плакать о трубе?
Эксперт не считает ее национальным достоянием и видит в ее возможной потере новые... возможности для страныЗима давно позади, скоро лето, а от него уже и до осени рукой подать. Так что самое время начинать разговоры о газе. Тем более, что Украина создала себе в этом вопросе мощный, хотя и не работающий пока что, аргумент: в соответствии с нашим законодательством о транзите газа по украинской газотранспортной системе, России теперь полагалось бы платить за транзит в соответствии с европейским принципом тарифообразования — за вход и за выход из газотранспортной системы. А кроме того, нужно еще и бронировать соответствующие мощности ГТС. Как говорится в презентации, подготовленной НАК «Нафтогаз Украины», статистика пиковых объемов транзита газа из РФ через газотранспортную систему Украины свидетельствует о необходимости бронирования «Газпромом» мощности, превышающей 100 миллиардов кубометров в год. Потому что в годовом измерении было только три года (2013—2015), когда заявленные объемы (транзита) не превышались бы «Газпромом», цитирует презентацию Интерфакс Украина.
По данным «Нафтогаза», в 2009 году фактические объемы пикового транзита требовали бронирования мощности 146 миллиарда кубометров в годовом измерении (при заявленных «Газпромом» 120 миллиардах), в 2010 году соответствующая цифра составляла 137 миллиардов кубометров (при заявленных 110 миллиардах), в 2011-м — 140 миллиардов кубометров (при заявленных 103 миллиардах), в 2012-м — 126 миллиардов кубометров (при заявленных 112 миллиардах), в 2016-м — 112 миллиардов кубометров. (при заявленных 110 миллиардах). В 2013 году заявка «Газпрома» в 112 миллиардов кубометров соответствовала фактическому пиковому транзиту. И только в 2014—2015 гг. пиковый транзит требовал бронирования 88—98 миллиардов кубометров (при заявленных 112 миллиардах).
Как отмечается в презентации, за период с 2009 по 2016 год, включительно, суточный пиковый транзит в течение 187 дней был на уровне, при котором необходимо бронировать 112—122 миллиарда кубометров мощности в годовом измерении; в течение 145 дней — на уровне, требующем бронирования 122—132 миллиардов кубометров; в течение 48 дней требовалось бронирование мощности в 132—146 миллиардов кубометров. Однако до окончания действия (2019 год) контрактов на поставку и транзит газа между НАК «Нафтогаз Украины» и российским «Газпромом», подписанных в 2009 году, или до положительного для Украины решения Стокгольмского арбитража эти требования «Нафтогаза» вряд ли будут реализованы.
Об этом можно судить еще и по тому, что газовая НАК, споря с «Газпромом», впервые взяла на вооружение не только кнут, но и пряник. «Нафтогаз Украины» предлагает снизить тариф на транзит для «Газпрома». Ее коммерческий директор Юрий ВИТРЕНКО в интервью DPA заявил, что тариф на транспортировку российского газа через Украину может быть снижен в 10 раз. По его словам, это может произойти с 2020 года, когда закончится действующее соглашение о транзите российского газа через территорию Украины и будет подписано новое.
Напомним, после ввода в действие газопроводов «Северный поток — 2» и «Турецкий поток» Россия намерена оставить в украинской трубе не более 15 миллиардов кубометров транзита. В ответ «Нафтогаз» включил в нынешний тариф всю амортизацию ГТС за оставшийся до 2020 года период. Россия проигнорировала такое решение, создав предпосылки для еще одного судебного иска к «Газпрому» в недалекой перспективе. Но отказ России от использования украинской ГТС — может стать серьезным ударом по «Нафтогазу». Отсюда и предложение о снижении транзитного тарифа, ориентированное даже не столько на «Газпром», сколько на европейские компании, которые могли бы закупать российский газ на восточной границе Украины и дешево транспортировать его по нашей ГТС. Витренко даже обещает, что в этом случае прокачка газа через Украину станет существенно выгоднее, чем по «Северному потоку — 2». Так что в данном случае снижение транзитного тарифа не только пряник, но и угроза. Если украинская ГТС победит «Северный поток — 2» в конкурентной борьбе, то, как говорится, плакали российские деньги, потраченные на это грандиозное строительство.
В случае реализации «Северного потока — 2» крупнейшим игроком на европейском газовом рынке становится Германия, отмечает директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАНУ Валентин ЗЕМЛЯНСКИЙ. По его словам, Германия, Италия, Франция и Австрия будут принимать участие в строительстве «Северного потока — 2», о чем было заявлено в Вене 24 апреля. Эксперт не уверен, что обещание снизить тариф на прокачку газа по украинской ГТС будет иметь успех и позволит привлечь к соответствующему бизнесу западные компании. «Так это не делается», — утверждает он.
«В 2019 году, в случае реализации альтернативных проектов, украинская ГТС будет просто не востребована, — прогнозирует Землянский, — хотя она находится в работоспособном состоянии и могла бы транспортировать до 200 миллиардов кубометров газа в год или 130 миллионов — в сутки. Транзит через Украину 15 миллиардов кубометров газа — это абсолютно ниже себестоимости, и, по сути, аннулирует украинскую газотранспортную систему как бизнес по транзиту газа, Минимальные объемы транзита, которые позволяют содержать систему и работать не в убыток, составляют 60 миллиардов кубометров газа в год. Иначе украинская ГТС в том виде, в котором мы ее знаем и в котором она функционирует сегодня, будет просто нерентабельна, и с ней нужно будет что-то делать, чтобы сокращать издержки»
Что может сделать Украина для того, чтобы не допустить такого развития событий, спросил «День». «Мы частично можем сохранить украинскую ГТС и подземные хранилища газа, интегрировавшись в европейский газовый рынок, — Подчеркивает Землянский, — Но эта система сможет выполнять исключительно балансирующую функцию». «Газ с Запада на Восток с коммерческой целью (не для продажи Украине), а для хранения в подземных хранилищах, — объясняет эксперт, никто тащить не будет. — Там может быть либо газ украинской добычи, либо российский газ, который будет закачиваться европейскими компаниями».
«Нужно вести переговоры о том, чтобы сохранить транзит по украинской территории хотя бы 60 миллиардов кубометров в год, и третьей стороной на них могла бы быть Россия, — выдвигает свою версию Землянский, — и не потому что мне так хочется, а потому, что исторически так сложилось». Выход из складывающейся вокруг украинской ГТС ситуации, по его мнению, состоит в том, чтобы обратиться к истории 2002 года, если к ней захотят вернуться — вернуться к созданию международного газотранспортного консорциума. Эксперт напоминает, что в составе «Укртрансгаза» до сих пор, хорошо это или плохо в нынешних обстоятельствах, успешно работает трехсторонний консорциум для транзита газа в направлении Турции... По мнению Землянского, над этим вопросом должно бы работать Министерство иностранных дел Украины, которое сегодня этим не занимается, а должно бы всячески пропагандировать и лоббировать Украину как транзитное государство.
Несколько иное мнение у эксперта Фонда общественной безопасности Юрия ГАВРИЛЕЧКО. Он уверен, что «ликвидация транзитного потенциала Украины — это плюс для страны» и не считает ГТС «национальным достоянием». «Если у тебя нет возможности сдавать помещения в аренду, то начинаешь думать о том, как заработать другими способами. Возможность получать деньги, ничего не делая, убивает любую инициативу, включая коммерческую. Так что перед нами открывается возможность подумать, как зарабатывать, лишившись трубы. Нам предстоит решить, например, как достроить Хмельницкую АЭС и где размещать новые, взамен отслуживших свой срок, атомные блоки».
Выпуск газеты №:
№81, (2017)Section
Экономика