Налоговые постулаты пересмотрят...
Эксперты «Дня» — о последствиях уменьшения единого социального взноса и расширения шкалы прогрессивного налогообложения доходов населения![](/sites/default/files/main/articles/21022013/6dengi.jpg)
Правительство планирует очередные налоговые новации... для облегчения жизни бизнеса и граждан. В частности, как сообщил на днях первый вице-премьер Сергей Арбузов в интервью «Бизнесу», Кабмин планирует внести в парламент два законопроекта: о снижении ставки единого социального взноса (ЕСВ) до 15% и расширении шкалы прогрессивного налога на доходы физических лиц со снижением минимальной ставки до 10%. «С целью ликвидации условий для существования теневого сектора экономики и перенесения налоговой нагрузки на более платежеспособную категорию граждан планируется снижение начислений на фонд оплаты труда путем существенного уменьшения ставки ЕСВ», — резюмировал он в интервью. Обновленные налоговые постулаты Кабмин начал готовить еще в прошлом году. И теперь, по словам Арбузова, новый состав правительства вместе с представителями бизнеса и общественных организаций их активно дорабатывает.
Напомним, что сейчас ставка ЕСВ, которую платит работодатель, составляет от 34,7% до 49,7% в зависимости от класса профессионального риска производства, кроме того, еще от 2,6% до 3,6% удерживается непосредственно с работника. Другая составляющая налоговых новаций, которые готовит бизнес в течение последних лет, была подвержена существенными изменениями в Украине. Так, длительное время действовала пятиступенчатая шкала подоходного налога — от 10% до 40%, при этом ставка в 40% применялась к суммам более 1,7 тысячи гривен. С 2004 года ввели единую ставку налога: первые три года она была 13%, потом увеличилась до 15%. А Налоговый кодекс с 2011 года повысил для доходов, превышающих 10 минимальных зарплат (около 11,5 тысячи гривен в месяц), ставку налога до 17%. При этом доходы в размере более 17 прожиточных минимумов для работоспособных людей (19,5 тысячи гривен) не облагаются ЕСВ. В правительстве, похоже, считают, что таких налоговых новаций недостаточно. Ведь, по мнению Арбузова, сейчас целесообразно увеличить количество ступеней шкалы прогрессивного налога на доходы физических лиц, повысив ставку для наиболее зажиточных граждан.
По словам первого вице-премьера, в качестве источников компенсации недопоступлений от таких налоговых новаций рассматривается ревизия неэффективных налоговых льгот, осуществление более плотного контроля над трансфертным ценообразованием. «Поспособствуют «компенсации» и результаты борьбы с теневым сектором экономики с помощью внедрения упрощенной формы непрямого налогообложения», — убеждал Арбузов.
Но действительно ли все это сможет компенсировать сокращение поступлений? И не обернется ли налоговое упрощение для работодателей фискальным ужесточением для рабочих? Об этом «День» спросил у экспертов.
«УСИЛЕНИЕ НАЛОГОВОГО ДАВЛЕНИЯ НА СРЕДНИЙ БИЗНЕС»
Александр КЕНДЮХОВ, председатель Всеукраинского союза ученых-экономистов:
— Положительно, что собираются снижать единый социальный взнос. Но за счет чего будут покрываться поступления в Пенсионный фонд? По-видимому, будут введены какие-то другие налоги, ведь не из воздуха же будут поступать эти деньги в Пенсионный фонд. Где-то же должны быть предусмотрены финансовые компенсаторы. Возможно, один из них — модернизированный дифференцированный налог на доходы физических лиц, но все равно — это не выход. Мы предлагали пойти по другому пути — перейти от уплаты налогов на доходы к налогам на расходы, то есть платить за покупку, а не предпринимательский налог. В таком случае богатый платит больше. Как повлияет пересмотрение ставок налога на доходы физических лиц, сейчас спрогнозировать сложно. Ведь ответ на главный вопрос — какими будут процентные ставки этого налога для среднего класса — неизвестен. Варианты могут быть разные. Если налоговые ставки дифференцируются, то в результате можно получить усиление налоговой нагрузки на средний бизнес. Эти риски очень высоки, и они в разные годы уже проявлялись. С другой стороны, все разговоры о защите бедных могут обернуться тем, что населению будет выгодно держаться за статус бедного, поскольку есть государственные субсидии и налоговые преференции. А честный бизнес будет тянуть на себе всех этих псевдобедняков.
«ВВЕДЕНИЕ ВТОРОГО УРОВНЯ ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ»
Сергей ТЕРЕХИН, народный депутат, экс-министр экономики Украины:
— Нельзя вот так взять и снизить до 15% единый социальный взнос. Почему? Да потому, что сегодня пенсионеров столько, сколько работающих. Сегодня в среднем из зарплаты идет 37% на уплату всех налогов, а если снизим единый социальный взнос для работодателя до 15%, то немедленно возникнет дефицит Пенсионного фонда. Что тогда дальше делать? Есть два варианта. Первый — в три раза снизить пенсии, что вряд ли кому-то понравится. Второй — увеличить из госбюджета дотации Пенсионному фонду (на этот год ему предусмотрено дать 28 миллиардов гривен). Но не забываем, что государственный бюджет — это деньги налогоплательщиков. Если вы соглашаетесь, что треть оплаченных вами налогов пойдет в поддержку «штанов» Пенсионного фонда, тогда это сработает. Но вряд ли это возможно в нынешних экономических условиях. На мой взгляд, единственный способ сокращения единого социального взноса без уменьшения пенсий населению — немедленное введение второго уровня пенсионного страхования.
«АЛЬТЕРНАТИВА — ЕДИНАЯ СТАВКА НАЛОГА С ДОХОДА»
Олег УСТЕНКО, исполнительный директор Международного фонда Блейзера:
— Когда говорят об этих налогах, нужно понимать украинский контекст. А в нем существует несколько моментов. Первый — теневой уровень нашей экономики оценивают от 18 до 50%. Это достаточно высокий уровень «тени». Выводит из этой «тени» предприятия уменьшение налоговой нагрузки и повышение качества бизнес-климата. В данном случае речь идет об упрощении налоговой нагрузки. Это, безусловно, понравится бизнесу. Но эффект от таких действий экономика почувствует через определенное время — минимум через год. Для бюджета такой часовой лаг открывает дополнительные риски в краткосрочной перспективе.
Что касается единого социального взноса, то это тоже хорошая инициатива. Но какие вместо этого будут финансовые компенсаторы? Я так понимаю, за счет введения диверсифицированной шкалы налога на доходы физических лиц. Скорее всего, речь идет о разбивке на большее количество групп таких плательщиков, чем сейчас. И вот здесь возникает опасность: снижается уровень «тени» путем стимулирования работодателей, но я не уверен, что стимулирование получат рабочие — напротив, они рискуют платить больше. Поэтому как будто вырисовывается в общем правильная концепция снижения ставки единого социального взноса и унификации налогов для работодателей с одновременными изменениями для работников. Но она несколько одностороння. Ведь сразу возникает контраргумент: а почему бы не ввести для всех средневзвешенную ставку подоходного налога? Мировой опыт показывает, что единая ставка налога на доход работает лучше и требует меньших административных расходов, чем дифференциальные ставки. Может, следует прислушаться к этому опыту? Кроме того, правительство может пойти дальше: такой усредненный налог вообще может не платиться с определенного минимального дохода. В таком случае государство позаботится о защите социально уязвимых групп населения.
«УВЕЛИЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В ОБНОВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА»
Сергей ПРОХОРОВ, первый вице-президент УСПП:
— Снижение нагрузки на фонд оплаты труда — это шанс вывести его из «тени». Учитывая большую изношенность промышленного производства — это параллельно поможет увеличивать инвестиции в инновационное развитие и обновление производственных технологий. Кроме того, рабочие получат небольшую, но реальную надбавку к зарплате. Это оживит внутренний спрос и развитие внутренней инфраструктуры торговли. Сколько бизнеса выйдет из «тени» — сложно подсчитать. Выйдут из «тени» только те, кто сегодня работает на нулевой рентабельности и думает, лучше работать по одну или другую сторону. Но только таких шагов недостаточно для отбеливания рынка. Нужен комплексный подход. В частности, бизнес нуждается в доступе к дешевым кредитным ресурсам, чтобы не только банки могли зарабатывать, но и реальный сектор свободно дышал, получая кредиты под 10-12% годовых.
КСТАТИ
В мире также снижают подоходные налоги. В частности, в Латвии с 1 января 2013 года подоходный налог с населения снижен с 25% до 24%, а до 2015 года он уменьшится до 20%. Правительство также собирается с 1 июля этого года на 10 латов (151 гривню) увеличить налоговые льготы за детей-иждивенцев. Минимальная ставка налога на доходы физических лиц снижена в Азербайджане (до пяти минимальных зарплат) — с 9% до 8%. При этом будут сохранены средняя (от пяти до десяти минимальных зарплат) и максимальная (более десяти) ставки налога на доходы физических лиц — на уровне 16% и 22% соответственно. В Турции также приближается налоговая реформа. Ее суть заключается в том, что правительство будет удерживать больше налогов с богатых людей и меньше из тех, чьи доходы и так небольшие. В Греции утверждены новые нормативы налогообложения, которые станут более дифференцированными. Так, меньший налог будут платить те граждане, которые получают менее 25 тысяч евро в год. А вот Президент США Барак Обама планирует провести политику последующего сокращения налоговых льгот для богатых и одновременно принять меры, направленные на улучшение положения среднего класса: в частности, речь идет об увеличении минимальной зарплаты в США до $ 9 в час.
Елена Шкрабтак
Выпуск газеты №:
№32, (2013)Section
Экономика