Население, вероятно, не получит ничего
Денежная приватизация базовых отраслей противоречит интересам большинства граждан УкраиныКогда существующие в стране законы и механизмы их реализации отражают всю совокупность интересов, следствием их действия является непрерывный рост производства и повышение его эффективности.
Наша ситуация в сфере производства дает основания утверждать, что слагаемая разнонаправленных интересов, отраженных в законах Украины, имеет отрицательную характеристику и приводит к разрушению экономики. Ее поворот в сторону созидания связывают почти исключительно с приватизацией собственности, которая, по мнению архитекторов реформирования экономики, носит самодостаточный характер. Но как в таком случае объяснить прослеживаемую уже седьмой год зависимость между снижением экономических показателей в целом по стране и ростом количества приватизированных предприятий? Оптимисты из органов исполнительной власти утверждают, что пик спада производства уже пройден (или почти пройден) и скоро начнется подъем. Для подпитки веры в это чудо используются старые, испытанные в прошлом, меры: от смены премьера до захвата в заложники руководителей среднего и высшего уровня.
Сколько же еще должно пройти лет, чтобы начался подъем? Специалисты в области прогнозирования, опирающиеся в своих расчетах на динамику изменения макроэкономических показателей прошлого периода, утверждали, что подъем начнется с 1994 года. На пятом году этих прогнозов ученые Гарвардского университета начали терять терпение и открыто признаваться в своем непонимании происходящих в Украине процессов. Знаменательное признание! Оно свидетельствует о том, что реальные причины кризисного состояния экономики находятся внутри нее и скрыты от постороннего взгляда. Имя им — интересы.
Никто не станет спорить о том, что в условиях частной собственности мощной движущей силой являются личные интересы. Если они направлены на рост производства, то оно будет развиваться. Но до последнего времени в стране обновлялась в основном финансово-банковская и торговая сферы, не создающие национального дохода, что объективно способствовало развалу отечественного производства.
Коллективная (акционерная) собственность, выкупленная за приватизационные имущественные сертификаты, в подавляющем большинстве случаев в Украине является по своей сути аналогом государственной собственности. Поскольку также находится в фактическом распоряжении и управлении руководителя предприятия, имеющего главный интерес в том, чтобы ее (собственность) присвоить. Механизм реализации этого интереса формируется через развал производства по ставшей уже хрестоматийной технологии. Передел собственности внутри предприятия будет продолжаться достаточно долго, следовательно, кризис экономики имеет длительную перспективу и широкие горизонты: подавляющее большинство предприятий в Украине — акционерные.
Таким образом, без коренного реформирования законодательства и механизмов его реализации проблему преодоления кризиса решить невозможно. При этом необходимо добиться разумного сочетания интересов всех участников производственного процесса.
В этом свете не представляется эффективным и даже разумным осуществляемый ныне переход к денежной приватизации. Ведь продаваться будут прежде всего предприятия базовых отраслей. Из первых пятидесяти наиболее привлекательных для продажи предприятий к базовым относятся 90,5% (по стоимости), из второй полусотни — 54,6%, из третьей — 53%, из четвертой — 1%, а всего из двухсот предприятий — 83,7%. Следовательно, на производство конечной продукции денежная приватизация положительного влияния не окажет. Зато отрицательные сдвиги в виде повышения цен на сырье, материалы, энергоресурсы не заставят себя ждать. Имеет большое значение и то, что, владея предприятиями базовых отраслей, можно влиять на всю остальную сферу производства. А поскольку реальные покупатели первой наиболее дорогой полусотни предприятий ($4,1 млрд.) — это иностранные инвесторы, то под их контроль она и перейдет. При этом в силу экономического интереса к скорейшему получению максимальной прибыли продукция базовых отраслей в значительной мере будет переадресована за рубеж. Опасность превращения Украины в сырьевой придаток развитых стран станет необратимой реальностью.
Исходя из этих соображений многие экономисты, включая автора, считают, что в первую очередь необходимо провести денежную приватизацию базовых обрабатывающих предприятий. Ведь приступая к новому этапу реформирования экономики, необходимо помнить прежде всего об интересах большинства.
Выпуск газеты №:
№161, (1998)Section
Экономика