Навигатор в воздушном пространстве
В Украине создана уникальная система предупреждения столкновения самолетовУкраина оказалась второй в мире страной, чьи конструкторы создали систему предупреждения столкновения самолетов. Эта идея была реализована Киевским НИИ «Буран», который разрабатывает авионику для самолетов гражданской и военно-транспортной авиации с 1987 года, в 2003 году. Сегодня радиолокаторы, разработанные НИИ, эксплуатируются практически на всех самолетах гражданской авиации стран СНГ. Недавно научно-исследовательский институт напомнил о себе еще одной разработкой — созданием комплекса аппаратуры TCAS под названием СПС-2000, который автономно обеспечивает безопасность полета воздушной машины. Без такой аппаратуры все полеты самолетов, начиная с 2003 года, решением ICAO запрещены полностью, без исключений. В интервью «Дню» технический директор НИИ «Буран» Алексей КОСИНСКИЙ более подробно рассказал об этой разработке.
— В свое время, создав аппаратуру TСAS, Соединенные Штаты оказались монополистом в этой области. Дело в том, что ни одно государство в мире, кроме США, не сумело решить задачу создания аппаратуры автономного обеспечения безопасности полета самолета, отвечающую техническим требованиям международной организации ICAO. Даже Россия, европейские государства и Япония. В результате, вся мировая авиация практически попала в зависимость от Соединенных Штатов. Мы же в течение двух лет, начиная с 2000 года, разработали систему предупреждения столкновения самолетов СПС-2000 и являемся второй страной в мире, которая смогла ее создать и производить. До этого систему предупреждения столкновения самолетов в воздухе (TСAS) производили всего две фирмы США. До распада Советского Союза этой проблемой занимался ВНИИРА (Всесоюзный научно-исследовательский институт радиоаппаратуры) в Санкт- Петербурге, он потратил десятки миллионов рублей, но так и не сумел завершить разработку такой системы. Сейчас они только подошли к сертификации. Мы же сертифицировали эту систему в Международном авиационном комитете в январе 2003 года. Нашу систему признал Евроконтроль и авиаслужбы других стран мира. Причем стоит отметить, что требования Евроконтроля жестче, чем американские. Даже американским компаниям — производителям TСAS пришлось доработать систему под требования Евроконтроля. Интересно, что в Украине вначале скептически отнеслись к тому, что мы сумеем создать эту систему. Азербайджан поверил, и мы успешно провели ее первые летные испытания на азербайджанском Ил-76. Далее были основательные испытания СПС-2000 в Украине на самолетах Ан-12, Ан- 26 и Ан-140, которые проводили специалисты Госавиаслужбы Украины и АНТК «Антонов». Хотя наша система СПС-2000 появилась второй после США, по архитектуре построения она не имеет аналогов в мире.
Если принять во внимание решение ICAO запретить с 2003 года полеты самолетов, не оснащенных такой аппаратурой, можно осознать, от какого уровня зависимости мы ушли.
— То есть, фактически речь идет о ликвидации американской монополии. Если так, то где может реализоваться экспортный потенциал разработки?
— Действительно, это так, что и должно обеспечить хороший спрос на комплекс СПС- 2000 как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Что касается регионов, куда может экспортироваться комплекс, это, прежде всего, наши традиционные партнеры по кооперации в авиастроении и государства, являющиеся реципиентами украинских технологий. Это страны СНГ, Ближнего Востока, Средней и Юго- Восточной Азии. А также ряд государств Северной Африки.
— В чем технические преимущества СПС-2000 и что комплекс может обеспечить в полете?
— Работа СПС-2000 базируется на использовании достижений таких направлений науки и техники, как радиолокация, кибернетика, навигация и управление воздушным движением. Она является как радиотехнической, так и кибернетической системой одновременно. Это интеллектуальная система автономного контроля воздушного пространства, информационного обмена и принятия решений. Целый спектр решаемых задач и формирование мгновенных ответов пилоту на предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций, возникающих в полете, делает ее незаменимым средством обеспечения безопасности. Параметры полета воздушной машины, координаты, траектории движения так называемых конфликтных самолетов, расчеты вероятности столкновения и формирование команд на выполнение маневров по предотвращению столкновений — это лишь краткий перечень того, что делает СПС-2000. Кроме того, с помощью СПС-2000 ведется обмен информацией с другими самолетами и диспетчерскими службами, что создает возможности для координации команд на маневр расхождения. При этом роль экипажа сводится практически лишь к своевременному и точному выполнению команд расхождения.
Если говорить об аспектах чисто технических преимуществ нашей работы, то специалистам НИИ «Буран» удалось создать многорежимные антенны и приемопередатчики, которые работают во всех имеющихся режимах предупреждения столкновения самолетов и управления воздушным движением без каких-либо ограничений. Тогда как американская аппаратура, например, создана на основе четырех антенн и отдельной аппаратуры управления воздушным движением.
Разработка аппаратуры СПС- 2000 была награждена дипломом четвертого Международного авиакосмического салона «Авіасвіт-ХХI», который проходил в Киеве осенью 2004 года, а в 2005 году СПС-2000 с успехом демонстрировалась во Франции на 46 м Международном Парижском авиасалоне в Ле-Бурже.
— По всей видимости, для создания такой аппаратуры должны были существовать предпосылки?
— Да, наш научно-исследовательский институт прошел довольно большой путь. В свое время мы принимали участие даже в разработке радиоэлектронного комплекса для военно-транспортного самолета Ан-70. Если говорить об основном направлении работы, то есть смысл упомянуть разработки МНРЛС-85, эксплуатируемые на самолетах Ил-96 и Ту-204, РЛК «Буран-72» и «Буран-74», МНРЛС «Буран-А140», эксплуатируемые на самолетах серии Ан. А также «Буран-А200» на самолет Бе-200 и «Буран А 114»на самолет Ил 114. Это радиолокаторы, соответствующие мировому уровню.
Выпуск газеты №:
№171, (2005)Section
Экономика