Перейти к основному содержанию

НДС: праздник «возможностей»

13 января, 00:00

В эти дни Украина в очередной раз может заняться проведением исторических параллелей и вспомнить о реестровом казачестве, имевшем в свое время не только ратные обязанности, но и кое-какие преимущества перед остальным украинским людом. В конце прошлой недели от Госналоговой администрации в Минфин должен был поступить согласованный с Госказначейством реестр прошедших инвентаризацию плательщиков НДС, которым бюджетная задолженность по этому налогу, образовавшаяся на 1 ноября 2003 года, не была возмещена до 1 января 2004 года. Реестровые «налогоплательщики» могут питать надежды, что Минфин, сразу же после Нового года занявшийся размещением амортизационных облигаций внутреннего государственного займа (на сумму 1,9 млрд. грн. со сроком обращения пять лет), выпущенного для погашения просроченной бюджетной задолженности по НДС, наконец-то вернет им долги. (Условия выпуска и порядок обращения облигаций утверждены постановлением правительства 25 декабря, генеральным агентом по обслуживанию, уплате дохода и погашения облигаций выступает Нацбанк, доход по облигациям из расчета 120% годовых от учетной ставки Национального банка Украины и 20% основной суммы будет выплачиваться один раз в год — 31 декабря).

Итак, экспортеры, долгое время жаловавшиеся на свое правительство во все мировые инстанции, отныне должны возрадоваться? Ведь утвердив условия выпуска облигаций, государство публично предложило налогоплательщикам обменять просроченную задолженность на облигации. Однако будет ли этот обмен взаимовыгодной сделкой? Да и состоится ли она вообще? С ответом на эти вопросы эксперты «Дня» советуют не спешить. Оказывается, вместе с реестром ГНАУ должна передать органам Госказначейства по месту регистрации плательщика НДС еще и свои выводы, напоминающие известную считалочку «этому дала — этому не дала». Кроме того, выводы просто так не делаются и не предоставляются в отношении тех налогоплательщиков, против которых возбуждено уголовное дело за уклонение от обложения НДС. А также в том случае, если такие дела рассматриваются в судах или правоохранительных органах, включая апелляционное обжалование налогоплательщиком в органах налоговой службы. Такие налогоплательщики в число «реестровых» не попадают — расчеты с ними не проводятся до окончательного решения дела по сути.

В связи с этим эксперты предполагают, что некоторые нормы «реестрового» документа, открывают широкое поле деятельности для чиновников. Теперь сам Бог или, вернее, закон велит наладить селекционную работу среди предпринимателей по принципу политических предпочтений. Или же по системе «этот дал, а тот не дал»...

Будет ли такая система работать и какой принесет эффект? В любом случае Минфин будет ее поддерживать и пропагандировать, не без резона настаивая на том, что она защищает страну и бюджет от жуликов, искусно строящих фиктивные экспортные схемы и с их помощью обворовывающих государство. Кроме того, «облигационный» подход к возврату долгов по НДС открывает пути для работы с Международным валютным фондом, который выставлял решение проблемы НДС в качестве ведущего требования для возобновления переговоров по программе «упреждающий» stand-by.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать