Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Не дотягиваем!

Как добиться стойких темпов роста экономики?
11 июня, 18:25
РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

В конце мая были опубликованы два прогноза относительно роста ВВП Украины в 2019 году. Прогноз от Всемирного банка и консенсус-прогноз от Министерства экономического развития и торговли указывают на ожидание экономического роста на уровне 2,7% в этом году. То есть до прошлогоднего уровня роста ВВП (3,3%) мы не дотягиваем 0,6 процентных пункта. В стоимостном выражении это около 21,5 млрд грн по сравнению с прошлогодним показателем (напомню, в 2018 году ВВП Украины составил 3,559 трлн грн).

Темпы экономической динамики порой принимают инерционный характер, потому прогнозы снижения темпов роста ВВП настораживают. Что делать для излома этой негативной тенденции?

По большому счету, перечень мер, которые позволят в ближайшей перспективе (в 1—1,5 года) решить проблему, не такой уж и большой.

Считаю, многие эксперты сразу же скажут: как глава Совета НБУ обеспечьте серьезное снижение учетной ставки. Но, во-первых, Совет НБУ не принимает участия в установлении учетной ставки, что, кстати, расходится с практикой ряда Центробанков мира. Во-вторых, пусть я лично не в полной мере разделяю позицию Правления НБУ как относительно обоснованности нынешнего уровня учетной ставки, так и относительно времени начала циклов ее изменения (считаю, начинать повышать ее нужно было в июле 2017 года, а не в октябре 2017 года, а начинать снижать можно было осенью 2018 года, а не весной 2019 года), но тенденция к снижению инфляции заметна. А резкое снижение учетной ставки при влиянии ряда других условий может иметь следствием ускорение инфляции. В-третьих, давайте не будем преувеличивать действенность учетной ставки как инструмента содействия росту экономики. Оценка, сделанная на основе матрицы «затраты — выпуск», показывает, что повышение учетной ставки на 1 процентный пункт приводит к росту расходов в экономике приблизительно на 0,2—0,3%.

Однако считаю, что сегодняшнее значение учетной ставки 17,5% высоковато, особенно в условиях, когда влияние монетарных факторов снижается, а в летние месяцы можно ожидать дефляции. В целом прогнозируется тенденция к замедлению темпов инфляции. Инфляция на потребительском рынке в мае 2019 г. по сравнению с апрелем 2019 г. составляла 0,7%, с начала года — 4,2%.

Базовая инфляция в мае 2019 г. по сравнению с апрелем 2019 г. составляла 0,2%, с начала года — 2,3%.

Недостаточно убедительно выглядят утверждения, что внутренний спрос продолжал стремительно расширяться и распространение в информационном пространстве спекуляций на тему внешнего государственного долга.

Все это свидетельствует о том, что пока что Правление НБУ осуществляет достаточно жесткую монетарную политику, и ее смягчение переносится.

Другие специалисты предложат снижение налогов и как пример приведут США. Но не все так просто. Президент США Д. Трамп назвал свою налоговую реформу «исторической победой». Но сенатор-демократ Э. Уоррен назвала ее «ограблением». За 2018 год проявились экономические последствия снижения налогов на 1,5 трлн долларов в виде ускорения роста ВВП, но сработав в краткосрочной перспективе, позволив ускорить рост экономики (2,9% в 2018 году против 2,3% в 2017 году), реформа может усложнить ситуацию в перспективе долгосрочной. Да и в краткосрочной она уже дала серьезный негативный эффект — налоговая реформа Трампа стоила бюджету США около 230—250 млрд долларов в год. Если бы корпорации платили налоги из прибыли в формате 2011—2016 годов, то налоговые сборы за 2018 год могли бы составить 430—450 млрд долларов, а фактически собрали 200 млрд долларов. Чтобы понять масштаб, объясню: это половина от годового прироста дефицита федерального бюджета США. В 2016 году, до вступления Трампа на должность президента США, дефицит бюджета балансировал около 500 млрд долларов в год, а теперь подбирается к 1 трлн долларов. Поскольку, в отличие от США, мы не можем финансировать дефицит госбюджета за счет выпуска treasures, серьезное снижение налогов — не тот метод, который может позволить себе сейчас Украина.

Еще одно предложение, которое вроде бы лежит на поверхности, — активизировать потребительское кредитование, тем самым существенно оживить внутренний спрос. Но и это не выход. Дело в том, что большая часть потребительской продукции импортируется в Украину, и рост потребительского кредитования быстрее приведет к нарастанию негативного сальдо торгового баланса и дополнительного давления на курс гривни.

Что мне представляется возможным для стимулирования роста экономики таким образом, чтобы эффект был сравнительно быстрым, в течение 1-2 лет?

Первое — инфраструктурные проекты. Степень изношенности транспортной инфраструктуры и инфраструктуры ЖКХ настолько высока, что начав активно решать эту проблему, мы можем одним патроном убить двух зайцев — существенно улучшить состояние инфраструктуры и дать импульс росту экономики. Здесь может сыграть позитивную роль активизация механизма государственно-частного партнерства, применяя который можно использовать финансовый и научно-технический потенциал частного сектора в условиях ограниченности госбюджетного финансирования и недешевого банковского кредитования. Важной чертой подобного партнерства является синергия финансовых возможностей частных компаний с госгарантиями, которые значительно повышают уровень доверия к реализованным проектам. Государственно-частное партнерство увеличит эффективность инвестиций в Украине, причем осуществленных без отвлечения средств из госбюджета. Например, сейчас в Великобритании проекты государственно-частного партнерства обеспечивают 17% экономии госбюджета, во Франции два основных оператора государственно-частного партнерства обеспечивают 60% переработки отходов, 62% водоснабжения и 75% городского центрального отопления в стране.

Второе — стимулирование экспорта. Оно осуществляется, в том числе и через расширение сотрудничества украинского бизнеса с ЕБРР, и международными банковскими группами, которые предоставляют в Украине услуги по торговому финансированию. Ежегодно украинские предприятия (в т.ч. экспортеры) не выбирают открытые лимиты по торговому финансированию на 2—2,5 млрд дол. США.

Перспективным является и создание специального экспортно-кредитного агентства, которым предоставляются такие услуги, как открытие кредитных линий экспортерам и зарубежным покупателям украинской продукции, кредитование транспортных расходов экспортеров, закупок ими технологического оборудования. На экспортно-кредитные агентства также возложена функция страхования и гарантирования экспортных кредитов. В течение нескольких лет в Украине велась бурная дискуссия на тему создания экспортно-кредитного агентства. Как раз пора перейти от слов к делу.

Но куда более важно наконец понять, что никакие меры по стимулированию экспорта, если они не будут связаны с промполитикой, не дадут серьезных результатов. Все длительные успехи в увеличении экспорта из стран, например, Юго-Восточной Азии были связаны исключительно с организацией производства новых технологических товаров. Поэтому необходима поддержка компаний-лидеров, которые имеют высокую динамику роста несырьевого экспорта. Необходимо способствовать хотя бы точечной реиндустриализации с акцентом на экспорт. Также нужно создание режима максимального содействия для открытия в Украине сборочных производств европейских технологических лидеров — с прицелом на заимствование технологий.

Третье — меры поддержки строительной отрасли. Здесь, как и в случае с развитием транспортной инфраструктуры и инфраструктуры ЖКХ, очень важен мультипликативный эффект. Строительство и инфраструктура — отрасли, которые стимулируют рост производства в машиностроении, металлургии, металлообработке, промышленности стройматериалов, транспортной отрасли. И создают большое количество рабочих мест.

Кроме мер макроуровня, нужны и технические меры для достижения стойкого роста экономики нашей страны. Какие? Мне кажутся эффективными следующие:

— поощрение самофинансирования инвестиций в частном секторе;

— стимулирование ускоренной амортизации для предприятий, которые экспортируют продукцию с высокой добавленной стоимостью;

— наращивание государственных капитальных инвестиций, в частности в аэрокосмической отрасли;

— создание механизма трансформации и внутренних сбережений во внутренние инвестиции.

Умение управлять экономическими процессами в условиях цикличности развития, своевременно обнаруживать причины даже краткосрочных экономических изменений — одна из наиболее актуальных задач, которые стоят сейчас перед руководством Украины. Считаю, предложенные макро— и технические меры буду способствовать успешному решению задачи поддержки стабильных темпов роста экономики страны с прицелом на ускорение.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать