«Не продается!»
Почему большая распродажа госимущества опять откладывается?
В этом году от приватизации правительство рассчитывало получить в бюджет рекордную сумму — свыше 21 млрд грн. Но за первых полгода 2018-го Фонд госимущества перечислил в бюджет всего 50 млн грн. Это мизерные 0,2% от годового плана. Однако в Фонде убеждают: наверстают в следующем году! И уже готовят к продаже 20 крупных предприятий. За государственное имущество опять планируют выручить достаточно большую сумму — 17,1 млрд грн.
В профильном Фонде оправдываются: обещанные заводы и фабрики не продали вовремя по причине задержки с принятием нового законодательства. «Еще в 2017-ом году был разработан новый Закон о приватизации. И мы искренне надеялись, что депутаты успеют его принять еще в прошлом году. Чтобы в 2018-ом мы уже начали работать по-новому, — рассказывает и.о. председателя Фонда государственного имущества Украины Виталий Трубаров. — К сожалению, этот процесс затянулся. Документ фактически заработал только в мае. И мы потеряли полгода, в последнее время Фонд практически ничего не продавал».
Однако Фонд госимущества, наконец, получил фундамент для последующего масштабного приватизационного процесса, убеждает Трубаров. Поэтому вскоре обещает наверстать. Первые большие аукционы, в частности по продаже государственной энергогенерирующей компании «Центрэнерго», анонсируют уже на эту осень. Поэтому до конца 2018-го еще надеются наторговать 8—9 млрд грн. А остальные из 20 предприятий мечтают реализовать уже с февраля следующего года.
«Ориентировочно с февраля по июнь 2019-го каждое из этих 20 предприятий будет выставлено на торги. Поэтому «хорошие продажи» мы будем видеть только в этот период времени, — анонсирует Виталий Трубаров. — Хотелось бы избежать спешки. Если будем спешить, потеряем главное. А главное для нас — подготовить объекты к продаже так, чтобы наторговать больше всего».
В Фонде убеждают: потенциальные инвесторы, в частности иностранные, всерьез заинтересованные украинскими госактивами. «К Центрэнерго есть значительный интерес со стороны иностранных инвесторов. Поэтому мы ожидаем хороших торгов. Стартовую цену определят немного позже. Но в целом в этом году от приватизации в бюджет планируем привлечь 8—9 млрд грн, из них ориентировочно два с лишним млрд грн. — от малой приватизации», — детализирует руководитель ФГИУ.
Но специалисты в «хорошие продажи» пока не верят. Внесенные в список предприятия безуспешно пытаются продать годами. Как, например, Одесский припортовый завод или то же Центрэнерго. Поэтому потенциальные инвесторы заявления об обещанной распродаже уже воспринимают скептически.
«Когда ты иностранному инвестору говоришь: смотрите, скоро будет вот такая приватизация, интересно? А он говорит: слушайте, мы это уже слышали многократно, — рассказывает директор аналитического департамента инвестиционной компании Dragon Capital Андрей Беспятов. — Я считаю, что в следующем году крупные объекты во время выборов не будут проданы».
И так низкие шансы на продажу госимущества уменьшают именно выборы. Мол, покупать что-то до их завершения не рискнут даже отчаянные инвесторы, считают эксперты. Изменить ситуацию по силам разве успешному и прозрачному конкурсу по продаже Центрэнерго. Бизнес хочет увидеть доказательства, что Украина действительно готова продавать, замечают в профильных ассоциациях.
«Честно говоря, создать реальный спрос на госпредприятия будет непросто. Мы, как бизнес-сообщество, скорее ,хотим смотреть на реальные дела, результаты и потом делать выводы», — говорит исполнительный директор Европейской Бизнес Ассоциации Анна Деревянко.
Специалисты отмечают: для успешной приватизации нужны в первую очередь политическая воля и растущая экономика. А с этим пока трудно. Кроме того, номинально государственная собственность — в действительности под контролем финансово политических групп.
«Для многих это очень удобная вещь: чтобы его не продавать, чтобы кто-то этим пользовался в свою пользу», — отмечает Андрей Беспятов.
Этот факт подтверждают и в Фонде госимущества. «Приватизации подлежат 900 предприятий. Из них крупными объектами можно считать чуть больше 60. 20 из них продадим в 2018—2019 гг. Останется 40. Остальные — объекты малой приватизации, — говорит Трубаров. — Но достаточно много объектов есть в списке предприятий, с запретом на приватизацию. И большинство из них попали туда по надуманным причинам. Как правило, делалось это для того, чтобы какие-то люди или силы могли на них паразитировать».
Как следствие, доходы в казну дают всего десятка два госпредприятий. «Реальных налогоплательщиков из госсектора у нас не больше 20. Это те государственные предприятия, кто платит налоги. Остальные — убыточны. Поэтому зачем стране держать такое количество убыточных предприятий? Их нужно как можно быстрее приватизировать», — настаивает Виталий Трубаров.
Но пока еще, кроме «Центрэнерго» и Одесского припортового, правительство рассчитывает продать ряд облэнерго и теплоэлектроцентралей, «Азовмаш», «Турбоатом» и другие крупные и малые предприятия. За все в будущем году рассчитывают наторговать свыше 17 миллиардов гривен. Но аналитики в двухзначную цифру по итогам года не верят.
Выпуск газеты №:
№177, (2018)Section
Экономика