Не станет ли Крым без Украины пустыней
Только в целях орошения он потребляет около миллиарда кубометров водыСегодня, 19 марта, в Крым в 56-й раз должна прийти через Северо-Крымский канал украинская вода. «Это плановая дата, которая была вычислена нашими специалистами, исходя из климатических условий, влажности почв и, самое главное, исходя из заявок, которые подали сельхозпроизводители и промышленные предприятия для начала поливов как в Херсонской области, так и в автономии Крыма», — объяснял журналистам председатель Государственного агентства водных ресурсов Украины Василий Сташук. По его словам,»водообеспеченность Крыма втрое ниже, чем в среднем по Украине. Исходя из этого, именно Северо-Крымский канал является основным источником подачи водных ресурсов в Крым, — утверждает Сташук. — За последние 56 лет наблюдений 80—85% потребления воды идет за счет Днепра». Глава агентства подчеркивает, что от подачи воды из Днепра с марта по ноябрь зависит около 250 тысяч гектаров земли на полуострове, и альтернативы днепровской воде в Крыму на сегодня нет.
Таким образом нелегитимная крымская независимость, плавно перетекающая в статус одной из российских провинций, может обернуться для жителей полуострова серьезными экономическими проблемами. Представитель президента Украины в Крыму и экс-премьер автономии Сергей Куницын недавно, выступая перед журналистами, отметил, что Крым не имеет технологической возможности получать из России ни природный газ, ни электроэнергию, ни воду. По его словам 65 миллионов кубометров воды Севастополь берет из местного водохранилища. «Этого достаточно для нужд Севастополя, но когда, как 10—15 лет назад, выпадает мало снега, то и Севастополь не может обойтись без днепровской воды», — рассказывает Куницын. «Я уже не говорю об АРК в целом — без днепровской воды, которая поставляется в дома и наполняет водохранилища, Крым не проживет, это однозначно», — утверждает он.
В компетентности Куницина вряд ли можно сомневаться. Тем не менее нынешние власти полуострова, находящиеся после успешного для них, но не признанного в мире референдума, пребывают как бы в эйфории, а потому уверены в том, что черное в этой обстановке можно смело называть белым. Так, первый вице-премьер самопровозглашенной республики Рустам Темиргалиев убеждает крымчан: «У нас хороший водосбор. Все водохранилища, которые есть, естественным путем заполнены. Так что в питьевой воде дефицита у нас нет». По его словам, Крым не останется и без воды сельскохозяйственного назначения. «Если Киев решится даже на столь негуманную меру, как перекрытие Северо-Крымского канала, — говорит вице-премьер, — и захочет нанести удар по нашим системам орошения, мы просто-напросто перейдем на капельное орошение».
Между тем факт остается фактом: через Северо-Крымский канал, соединяющий главное русло Днепра с полуостровом, Украина обеспечивает до 85% потребностей Крыма в пресной воде. Характерно, что Украина даже сегодня не рассматривает возможности отключения водоснабжения АРК, поскольку это обернется гуманитарной катастрофой. Так ответил на вопрос «Дня» Сташук. Он уверен, что с 19 марта украинская вода начнет поить Крым. И не дал ответа на вопрос, есть ли у Госводресурсов на этот счет план «Б».
Во что может обойтись Украине такая благотворительность? Сташук подробно рассказывает об устройстве Северо-Крымского канала. Его протяженность — 400 километров. Воду подают три насосные станции, которые поднимают ее на 101 метр. Все гидротехнические сооружения приняты соответствующими комиссиями и готовы к подаче воды, рапортует глава агентства. Кроме орошения и нужд предприятий, днепровская вода расходуется на наполнение водохранилищ. Всего их в Крыму 23, из которых восемь — наливные. В них аккумулируется 150 миллионов кубометров воды, и этого достаточно для водоснабжения на то время, когда не работает Северо-Крымский канал.
На сегодня, по словам Сташука, эти водохранилища наполнены на 68%, тогда как в природных водохранилищах всего 53%. В минувшем и позапрошлом годах, рассказывает он, водоснабжение Севастополя и Симферополя осуществлялось за счет Межгорного водохранилища емкостью 50 миллионов кубометров. Сейчас в нем 28 миллионов кубометров. Если воды не будет в Чернореченском водохранилище, то включаются водовыпускные сооружения на канале, которые обеспечат и Севастополь, и Симферополь (у него есть свое природное водохранилище, но в нем сегодня незначительное количество воды, приблизительно 40—43%). А чтобы подать воду в Межгорное, нужно сначала пропустить ее по Северо-Крымскому каналу, а потом включить еще и каскад из шести насосных станций.
Председатель Верховной рады Крыма Владимир Константинов, в отличие от крымского вице-премьера, не строит планов создавать в Крыму капельное орошение. По его словам, «воду готовы покупать у Украины даже по завышенным ценам». Готова ли к этому Украина? Отвечая на вопрос «Дня», какой могла бы быть цена на украинскую воду для Крыма, Сташук высказал уверенность, что Крым в конце концов останется в Украине: «Это наша территория, в Крыму проживают наши люди, в том числе около трех тысяч наших специалистов». Тем не менее он рассказал о затратах, которые несет Украина, подавая воду на полуостров.
Стоимость электроэнергии, а также эксплуатационные затраты на содержание водохозяйственного мелиоративного комплекса, если брать только Крым, в прошлом году составили 300 миллионов гривен, в том числе 65% — на электроэнергию. «Так что альтернативы Днепровской воде в Крыму нет», — говорит Сташук и рассказывает, что недавно был на международном форуме, рассматривавшем проблемы воды и энергетики. Там приводились данные о том, что даже для богатых нефтью Объединенных Арабских Эмиратов очистка и опреснение морской воды очень дорого. «Как вы считаете, для Крыма это будет дешевле?» — спрашивает специалист. Только для целей орошения он потребляет примерно 900 миллионов кубометров воды. Стоимость кубометра в среднем 13,26 копейки, но есть и такие места, где она достигает 1,2—1,5 гривны. Все зависит от количества насосных станций, которые поднимают воду. «А вообще вода должна объединять», — такими словами завершил свое общение с прессой глава Госводагентства, явно намекая на то, что Крыму нет никакого смысла отделяться от Украины.
КОММЕНТАРИЙ
Людмила ДИДКОВСКАЯ, старший научный сотрудник Академии аграрных наук Украины:
— Крым не Израиль, не те масштабы и не те возможности, поэтому создать там на всей территории систему капельного орошения далеко не просто. Средств, чтобы оснастить такой системой все посевные площади в Крыму, не было и, скорее всего, не будет. Хотя на какой-то части это можно сделать. Судите сами. В Украине капельное орошение в 2012 году работало на 65 тысячах гектаров. На 2013 год намечалось иметь 75 тысяч гектаров. А в перспективе до 2020 года Институт гидротехники и мелиорации прогнозирует в Украине рост капельного орошения до 200—250 тысяч гектаров. (Примерно такой объем поливного земледелия на основе Северо-Крымского канала сегодня в Крыму). Прирост по всей Украине должен составлять до 20 тысяч гектаров в год. Но пока такой тенденции не наблюдается. Как видите, результаты гораздо скромнее...
Выпуск газеты №:
№49, (2014)Section
Экономика