Неэффективные КП, или Как «пилить» бюджетные средства
Как преодолеть убыточность коммунальных предприятий - предложение для Кропивницкого
В Кропивницком 15 коммунальных предприятий. На каждое из них ежегодно выделяются немалые средства. Суммы составляют не один миллион. И это не те деньги, которые упали нам на голову в виде манны небесной или которые нам подарил добрый богатый дедушка перед смертью. Это наши кровные, которые мы отдали государству и городу в виде налогов.
Казалось бы, предприятия, которые оплачиваются из кармана общины, должны и работать на пользу и благо этой же общины. Хотелось бы, чтобы они еще и прибыль приносили. Но все немного не так или совсем не так.
Большинство КП Кропивницкого глубоко убыточны. Они берут деньги из бюджета на текущую деятельность, а иногда еще и на погашение миллионных долгов. Ежегодно нам приходится осуществлять дотации, в частности выплачивать долги перед другими субъектами хозяйственной деятельности или осуществлять срочный ремонт тех или иных сооружений или техники коммунальных предприятий.
Если говорить об эффективности, то впечатление такое, что это слово просто неизвестно Кропивницким коммунальщикам. Темные улицы, ужасные дороги и не менее ужасные тротуары, уничтожение зеленых насаждений, полная изношенность коммуникаций и т.п.
Все чаще в среде общественных активистов говорят о том, что коммунальная сфера - это атавизм, от которого надо избавляться. Ведь пользы от этих предприятий городу не так много, а вот бюджетные средства используют постоянно и в очень больших количествах.
Самое обидное, что мы не можем проверить, куда идут эти средства. Информация коммунальных предприятий настолько закрыта, что ее не всегда можно получить и на запросы о доступе к публичной информации, что уж говорить об обнародовании такой информации в открытом доступе.
В ответ на призывы активистов закрывать КП постоянно возникают возражения: «Кто, если не КП?», «Без КП будет дороже!», «А как же рабочие места?».
Попробуем ответить на эти возражения и доказать, что КП - это не панацея.
Кто, если не КП? На сегодняшний день рынок услуг очень широк, выбрать можно что угодно. На рынке страны есть предприятия, которые занимаются вывозом мусора, ремонтом крыш и лифтов, обрезкой деревьев, ландшафтным дизайном. Что уж говорить о средствах массовой информации или предоставлении бытовых услуг.
Без КП будет дороже? Сегодня мы ежегодно вкладываем миллионы гривен в деятельность коммунальных предприятий. Еще большие суммы город вкладывает в погашение долгов коммунальщиков. В случае же найма частных компаний оплата производится только за предоставление услуги. К тому же всегда можно выбрать на конкурентных условиях ту фирму, которая предлагает более дешевую цену или качественную услугу. Не для этого ли принимались законы о закупках? Не для этого ли работает Прозорро?
А как же рабочие места? Дело в том, что работа местной власти - это не создание рабочих мест, а развитие города и качества жизни в нем. Исчезновение КП даст толчок возникновению частных структур, которые предоставляют услуги по благоустройству, ремонту крыш, освещению и др. Спрос не исчезнет, он породит конкуренцию. А на созданных предприятиях появятся и рабочие места, где будут платить больше.
Разумеется, что за один день закрыть все коммунальные предприятия невозможно. Для этого надо проводить независимые аудиты, оценивать финансовые возможности предприятий, следить определенное время за деятельностью учреждений.
Для этого нам нужны две вещи: создание наблюдательных советов при коммунальных предприятиях и как можно скорее принятый депутатами проект решения «О порядке обнародования информации деятельности коммунальных предприятий Кировоградского городского совета».
Наблюдательный совет - орган, который сможет видеть ситуацию изнутри и влиять на их работу, использование финансов и политику. Это профессиональный контроль за работой предприятия, который должен способствовать улучшению его работы.
Внедрение таких органов в наших коммунальных предприятиях позволит не только сэкономить средства общины, но и существенно их приумножить.
Что касается «Порядка обнародования информации», то, на наш взгляд, общество должно знать абсолютно все о тех предприятиях, которые спонсирует из собственного кармана: это и учредительная информация, и финансовая отчетность, и долговые обязательства, и выводы независимых аудиторов. Такая прозрачность, по мнению активистов, значительно снизит уровень злоупотреблений и коррупционных схем, в которых погрязли коммунальные предприятия.
Активисты уже обратились к депутатам городского совета с просьбой зарегистрировать разработанный киевскими экспертами центра «ЭЙДОС» проект решения «О порядке обнародования информации деятельности коммунальных предприятий Кировоградского городского совета».
Дело - за депутатами городского совета...
Section
Экономика