«Нельзя исключать очередного газового кризиса»
Михаил ГОНЧАР — о том, почему «Газпром» будет затягивать переговоры по новому транзитному контракту с Украиной
«Нефтегаз Украины» готов обсуждать возможность пересмотра или отказа от второго транзитного иска против «Газпрома» в привязке к заключению нового долгосрочного контракта. Об этом заявил глава НАК Андрей Коболев.
«Фактически мы говорим русским коллегам: если вы строите (обходные маршруты) и не хотите транспортировать (газ через территорию Украины), то компенсируйте. Если хотите транспортировать и готовы подписать долгосрочный контракт по европейским правилам с гарантиями, что эти деньги вы нам заплатите, мы готовы от иска отказаться, или пересмотреть его, или изменить его. ...Как гражданин Украины, я считаю, что потерять и деньги и транзит — неприемлемо. Как глава НАК я не позволю этого сделать», — сказал Коболев.
При этом, как заверил глава МИД Украины Павел Климкин, украинская сторона готова к конструктивному диалогу во время трехсторонних газовых переговоров с Россией и ЕС 21 января, которые на днях анонсировал вице-президент Европейской комиссии по вопросам энергетического союза Марош Шефчович. При этом Киев будет выступать за соблюдение энергетических норм ЕС.
«Наша позиция относительно будущего транзита, а также по европейской энергетической безопасности абсолютно понятна. Мы готовы взять на себя все соответствующие правила ЕС для системы транзита газа. ...Например, газ будет закупаться на восточной границе Украины, транзитные тарифы будут рассчитываться по европейской методологии и так далее», — объяснил Климкин.
Напомним, 17 июля 2018 года в Берлине прошел первый раунд трехсторонних переговоров по газу. После него вице-президент Европейской комиссии Марош Шефчович заявил, что новый договор о транзите газа через Украину, который будет подписан после 2019 года, должен отвечать европейскому законодательству.
Нынешний договор о транзите между РФ и Украиной был заключен в 2009 году и действует до конца 2019 года.
Россия может отказаться от украинских услуг транзита после завершения действующего в настоящее время контракта — 31 декабря 2019 года. В частности, с этой целью Россия строит газопроводы в обход Украины — «Северный поток-2» и «Турецкий поток». Это, как заявляют эксперты, ударит по валютному балансу страны и поставит под удар всю отечественную энергетическую систему Украины. Отметим, что транзит российского газа через газотранспортную систему Украины является одной из наибольших статей экспорта украинских услуг и приносит Украине ежегодно несколько миллиардов долларов. В частности, в 2018 году доходы от транзита российского газа превысили украинские расходы на импорт газа на 0,7 миллиарда долларов.
Президент Центра глобалистики «Стратегия XXI» Михаил Гончар — в комментарии «Дню» рассказал о перспективах переговоров 21 января и какую игру, по его мнению, будет играть Газпром относительно транзита украинской ГТС.
— Анонсированная трехсторонняя встреча 21 января должна была бы состояться еще в декабре 2018 года, в соответствии с заявлением Шефчовича на Братиславской конференции по вопросам энергетической безопасности в ноябре. Но в декабре, как известно, ничего не состоялось. А это как раз говорит о том, что российская сторона продолжает практику промедлений. Именно поэтому я никаких особенных надежд на 21 января не возлагаю. Скорее всего, состоится обмен позициями. Возможно, будет попытка со стороны Кремля создать определенный антураж последующим переговорам, чтобы поддерживать у европейцев иллюзию, что российская сторона открыта к переговорам и стремится договариваться, потому что якобы намеревается сохранить транзит через Украину. О чем, собственно, неоднократно заявляли и в Газпроме, и даже Путин лично делал такие заявления. Но при этом идет речь об абсолютно мизерных, по меркам украинской ГТС, объемы. И, конечно же, никаких гарантий соблюдения слова в Кремле не дают.
Так или иначе, российская сторона продолжает свою линию на то, чтобы достроить «Северный поток- 2». И в конечном итоге вместе с «Турецким потоком» в перспективе 2022-2023 гг. они планируют обнулить транзит газа через Украину.
— Какие варианты есть на вооружении украинской стороны газовых переговоров, что позволяет нам рассчитывать на то, что мы таки сможем поломать этот сценарий Кремля?
— Ситуация не выглядит как патовая для Украины. У нас достаточно неплохие позиции для переговоров. В нашу пользу играет победа в Стокгольмском арбитраже. Газпром еще не оплатил компенсацию «Нефтегазу», которую по решению суда, должен оплатить. Кроме того, уже есть новый иск в Стокгольмском арбитраже именно по транзитному контракту, который в настоящий момент «Нефтегаз» предлагает, в сущности, разменять на гарантированные объемы транзита российского газа по украинской трубе.
Но не следует забывать, что Газпром — это российская «матрешка». И, возможно, его коммерческая составляющая была бы за то, чтобы заключить с НАК «Нефтегаз Украины» новый долгосрочный контракт. Но главную «скрипку» в этой партии играет «матрешка», которая сидит в Кремле. И как раз там директивы для газовых переговоров с Украиной остаются неизменными. Я не исключаю того, что при определенных обстоятельствах российская сторона может пойти на обострение отношений с Украиной. Это не проявится в Брюсселе во время встречи. Но в дальнейшем нельзя исключать очередной газовый кризис. Цель — доказать европейцам, что нужно форсировано закончить «Северный поток-2». Потому что пока еще политическая ситуация в Европейском союзе очень шатка. Видим, что даже в Германии, которая еще четыре года тому назад практически единодушно на правительственном уровне поддерживала проект «Северный поток 2», а в настоящий момент мы видим там разночтение. Это добавляет нервозности в Москве, но думаю, что пока еще Кремль будет идти тем же путем: строить «Северный поток-2» и игнорировать украинские требования, но так, чтобы излишне не злить европейскую бюрократию.
— Глава НАК «Нефтегаз Украины» Андрей Коболев анонсировал начало судебных дел относительно изъятия в интересах украинской стороны европейского имущества Газпрома в счет покрытия обязательства по решению Стокгольмского арбитража. Что вам известно о перспективе этой судебной волокиты, действительно ли есть надежды на позитивные для Украины результаты от этого шага?
— В настоящее время все еще продолжается акций Газпрома в разных компаниях, которые реализовывают все эти откатопроводы Путина. Потому что, как выяснилось, они где-то в определенный способ спрятаны. Вот как раз сейчас идет речь об их активном поиске, с тем, чтобы добиться их отчуждения в интересах Украины.
Выпуск газеты №:
№3-4, (2019)Section
Экономика