Неозависимость Украины
или Пять основных условий накопления капитала, которые у нас не работаютЗа весь период независимости украинская экономика развивалась в условиях отсутствия долгосрочных целей и базировалась по большей части на тактических мероприятиях с целью получения быстрого эффекта. История отсталости в украинской специфике — это результат неэффективных институтов — как тех, которые имели исключительно украинские «корни», так и импортированных извне моделей. Действительно, как не согласиться с авторами бестселлера «Почему нации терпят неудачи?» Джеймсом Робинсоном и Дароном Асемоглу, что в то время как экономические институты имеют решающее значение в определении того, будет страна богатой или бедной, политика и политические институты определяют, какие именно экономические институты страна будет иметь.
Укорененные в Украине экстрактивные механизмы ведения хозяйства предполагают извлечение небольшим кругом лиц ресурсов у основной части населения. Они не способны защищать права собственности или создавать стимулы для экономической деятельности. Поэтому игровая площадка с равными возможностями, прозрачными целями и неискаженными стимулами выглядит недосягаемой в ближайшей перспективе. Распределение собственности в данном контексте понимается как распределение всех полномочий собственности в части контроля и управления в сфере обращения этого ресурса.
Сложность в распределении прав собственности на международном уровне связана с отсутствием «абсолютного предела» между хозяйственной деятельностью в пределах страны, группы стран и мировой экономикой в целом. Поэтому международное распределение прав собственности как бы налагается на национальное, образуя вызовы целеполаганию и регуляции. Чего стоит условие снятия запрета на экспорт леса кругляка в обмен на государственный транш МВФ? Не иначе как легитимизация сырьевой ориентации Украины и укоренение ее колониальной принадлежности.
В то время как самостоятельное развитие, по мнению представителя альтернативной глобализации Самира Амина, предполагает пять основных условий накопления капитала:
Первое — местный контроль над воссозданием рабочей силы. Он требует на первом этапе адаптации государственной политики, которая бы обеспечивала сельскохозяйственное развитие, способное к производству продуктов в достаточном количестве и по ценам, которые соответствуют доходности капитала. На втором этапе следует обеспечить условия, при которых массовое производство товаров могло бы следовать одновременно за ростом капитала и заработной платы;
Второе — местный контроль над централизацией «избытка». Имеется в виду не только формальное существование национальных финансовых институтов, но и их относительная автономия относительно потоков транснационального капитала, гарантируя национальную возможность осуществлению инвестиций;
Третье — местный контроль над рынком, преимущественно сохраненным для национального производства. И это даже при отсутствии высоких тарифов или другой защиты и дополнительных возможностей обеспечения конкурентоспособности на мировом рынке, по меньшей мере в нескольких сферах;
Четвертое — местный контроль над природными ресурсами, который требует, помимо формальной государственной собственности, способности государства использовать их или хранить как резервы;
Пятое — местный контроль над технологиями: независимо от того, местного производства или импортированные, они могут быть быстро воспроизведены. Поэтому следует неограниченно импортировать необходимые ресурсы (оборудование, ноу-хау).
СТОЛПЫ РОСТА
«Три столпа» роста в интерпретации Джефри Сакса и Дугласа Макартура — макроэкономическая среда, качество государственных институтов и технологический прогресс — не являются независимыми. Они взаимодействуют между собой. Эти три фактора переплетаются — сильные институты, например, нуждаются в технологическом развитии, а сложная технологическая база обеспечивает макроэкономическую стабильность — в то же время, каждый из них непосредственно зависит от тренда экономического роста. Впрочем, влияние на экономический рост научно-технического прогресса должно быть непрерывным. Учитывая это, именно технологический фактор считается наиболее критическим в анализе процесса экономического роста в долгосрочной перспективе. Причем в странах, которые занимают ведущие позиции технического прогресса, нет другого пути роста, кроме инновационного. А в странах, которые только приближаются к высокоразвитым, большую роль играет сочетание адаптирования существующих развитых технологий и собственного инновационного развития.
Отношения Украины и внешнего мира будут прогрессировать только в том случае, если их результатом станут структурные преобразования в украинской экономике как реакция на расширение доступа к внешним рынкам и качественные изменения во внутреннем потребительском спросе. Он, в свою очередь, должен продуцировать потребность в технологическом и финансовом сотрудничестве с учетом отличий в потенциале и стратегических задач развития стран-партнеров.
Таким образом мы делаем акцент на возможностях, которые открываются перед Украиной. Конечно, если ее правительство будет иметь достаточную политическую волю для реализации стратегических задач социально-экономического развития даже путем принятия нецелесообразных с точки зрения иностранных экспертов тактических решений. Это предполагает выбор собственного вектора фискальной, инвестиционной, инновационно ориентированной политики государства, структуры перераспределения поступлений в бюджет, политику импортозамещения. Это заложило бы основы для смены акцента на качестве установленных взаимосвязей между странами: отношения Украины и ее устойчивое развитие на основе интенсивного использования ее ресурсного, человеческого и инновационного потенциала имеют шанс трансформироваться в отношения взаимозависимости с развитыми странами.
Выпуск газеты №:
№140, (2016)Section
Экономика