«Несамостийный» бензин
На фоне приближающихся президентских выборов резкое повышение цен на топливо приобрело большое политическое значение. Неудивительно, что реакция Президента Леонида Кучмы на топливный кризис была более чем эмоциональной. Заявив, что «не было никаких оснований для повышения цен на нефтепродукты», он призвал руководителей милиции «вытрясти все из этих жуликов... не тех, кто держит бензоколонки, а оптовых покупателей». Однако кризис подталкивает украинские власти не только к административно-силовым методам, но и к важным решениям, выгодным России. На ближайший год запланирована приватизация всех украинских нефтеперерабатывающих заводов.
ОСОБЕННОСТИ УКРАИНСКОЙ ПРИВАТИЗАЦИИ
Украинские власти планируют полностью приватизировать пять нефтеперерабатывающих предприятий страны: «ЛиНОС», «Нефтехимик Прикарпатья», «Галичина», «Херсоннефтепереработка», Одесский НПЗ.
Еще в мае правительство объявило о намерении продать контрольный пакет Херсонского НПЗ, но затем, внезапно передумав, закрепило его на три года в госсобственности. Однако в июле было объявлено, что контрольный пакет все же будет передан управляющей компании по результатам конкурса. Будут ли вообще интересны украинские НПЗ российским нефтяным компаниям при столь странных (если не сказать больше) правилах приватизации и традиционно завышенных стартовых ценах?
Когда «ЛУК Синтез Ойл», дочерняя компания «ЛУКойл Интернациональ ГмбХ», купила контрольный пакет акций Одесского НПЗ за 7,9 млн. долларов (плюс около 41,2 млн. долларов — погашение долгов и инвестиции) и дала пятилетние гарантии поставок сырья в объеме 2,4 млн. тонн в год, именно возможность загрузки завода нефтью обеспечила инвестору с российскими корнями победу над двумя украинскими претендентами — крупнейшими нефтетрейдерами страны «Славутичем» и «Шелтоном».
Как отмечает большинство украинских аналитиков, «ЛУКойл» может приобрести также акции херсонского и лисичанского заводов. По словам начальника управления «ЛУКойла» Валерия Прозаровского, после покупки Одесского НПЗ компания не отказывается от намерения поучаствовать в приватизации остальных украинских заводов: «Мы внимательно следим за «ЛиНОСом», продолжаем изучать такие факторы, как цена, рентабельность и условия продажи других НПЗ».
А вторая крупнейшая российская компания — ЮКОС — в свое время рассматривала проект покупки Одесского НПЗ, но после детального анализа отказалась от этих планов и прекратила поставлять свое сырье. Присматриваются и к херсонскому заводу, но окончательное решение пока не принято.
По оценкам украинской консалтинговой компании UPECO, годовой оборот этого рынка составляет $7 млрд., или 30 млн. тонн нефтепродуктов (включая произведенные на местных НПЗ). Кроме того, поставляемые из России нефтепродукты и нефть дешевле любых других, ввозимых в Украину, и ни один местный трейдер не может конкурировать с российской компанией ни по цене нефти, ни по количеству свободных средств, необходимых для приобретения заводов, нефтебаз и АЗС. Прелесть этого рынка еще и в том, что на нем еще не утвердились мировые нефтяные гиганты.
Однако российские компании пока играют не столь заметную роль на украинском рынке — их прямые поставки на НПЗ не превышают 5%. Еще 25% поставляют украинские трейдерские компании с российским участием. Но большую часть поставок (до 70%) на НПЗ Украины контролируют многочисленные офшорные фирмы, продающие в основном сырье компаний «ЮКОС», «ЛУКойл» и «Татнефть» украинским компаниям. Офшоры не проявляют интереса к покупке НПЗ, поскольку их предназначение — вывести полученную прибыль из-под налогообложения. С другой стороны, подобные фирмы не заинтересованы и в том, чтобы украинские НПЗ достались российским компаниям, ведь тогда нефть на заводы пойдет без их посредничества. Поэтому они могут препятствовать приватизации украинских заводов, благо для этого есть масса возможностей.
СТЕПАШИН ОБЕЩАЛ ПОМОЧЬ
Надо отметить, что и руководители украинских заводов неоднозначно относятся к появлению российских акционеров. Заместитель председателя правления АО «Галичина» Петр Кметик считает: «Сначала необходимо оценить состояние самих российских заводов. Если россияне справляются с их загрузкой, то они смогут помочь и нам. Хотя лично я считаю, что российские инвестиции малоперспективны...»
Видимо, не верят российским инвесторам и на Кременчугском НПЗ. На недавнем собрании акционеров руководство завода ставило вопрос о преобразовании его в ОАО «с целью облегчить выгодное для нас перераспределение собственности».
С еще более серьезными проблемами российским компаниям придется столкнуться на уровне государственной власти. Как рассказал вице-президент российско- украинской компании «РУНО» Анатолий Тернавский, его компания изначально была ориентирована правительствами РФ и Украины на приватизацию «ЛиНОСа», но ФГИ изменило условия конкурса, и «РУНО» отозвала свою заявку. Г-н Тернавский так прокомментировал этот казус: «Я прямо сказал Леониду Даниловичу Кучме, что цена предприятия завышена на сто пятьдесят миллионов долларов. По такой цене завод продать будет невозможно. По моему мнению, увеличение стоимости было сделано по политическим мотивам и было большой ошибкой».
После июньской встречи с украинским премьер-министром Валерием Пустовойтенко, министр топлива и энергетики РФ Виктор Калюжный сообщил информагентствам, что «видел документ, согласно которому Украина согласилась продать России контрольный пакет акций «ЛиНОСа». Все бы прекрасно, если бы за неделю до этого национальная компания «Нафтогаз Украины» не предложила тот же завод казахской компании «Казахойл».
На прошлой неделе российский премьер-министр Сергей Степашин обсуждал с украинскими властями вопросы топливно- энергетического комплекса, и правительство России, несомненно, будет поддерживать активность своих компаний по приобретению собственности за рубежом. Этот вопрос, безусловно, будет увязываться и с проблемой задолженности Украины за энергоносители. Так что российские нефтяники вряд ли оставят попытки захватить довольно аппетитный украинский рынок нефтепродуктов.
Выпуск газеты №:
№137, (1999)Section
Экономика