Перейти к основному содержанию

Несколько килограммов свободы выбора

За год в Украину ввезено 500 миллионов ношенных вещей
05 октября, 20:32
«ОТОВАРИТЬСЯ НА СЕКОНД-ХЕНДЕ» СЕГОДНЯ МОЖНО КАК В БОЛЬШИХ, ТАК И В МАЛЫХ ГОРОДАХ. ВЕДЬ БЕДНОСТЬ НЕ ЗНАЕТ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ГРАНИЦ / ФОТО НИКОЛАЯ ЛАЗАРЕНКО / «День»

Больше ста лет существует «торговая система скидок». Одну из таких схем называют «секонд- хенд», что в буквальном переводе с английского — «вторые руки». И уже семь лет эти руки одевают украинцев. Автобусы не первой свежести перевозят наших пассажиров. А свалка давно ждет заграничное оборудование некоторых наших отечественных предпринимателей. Европу можно понять: ей выгодно избавляться от всего того, что когда-то придется тяжело утилизировать. И она щедро «одаривает» нас разным барахлом. В частности — поношенной одеждой и обувью. Она везде: в подземных переходах, на базарах и даже в специализированных магазинах. Ее «спускают» с раскладушек и просто с земли, застеленной кое-как клеенкой. Ассортимент «шикарный» — от трусов и до пальто. А цены самые доступные. В частности, на киевских базарах, которые торгуют вещами в стиле «секонд-хенд», кожаная куртка стоит 65—80 грн., полушубок из натурального меха — 60 грн., шуба — 80 грн. Реглан продают за 3—10 грн., свитер — 5—7 грн., теплую рубашку — 6— 15 грн., джинсы — 5—15 грн. А цена шапок и шарфов вообще символическая — по 2 грн. штука. К тому же если берешь несколько вещей — скидки. Возможно, кто-то бы и хотел пойти в супермаркет и приобрести высококачественный товар, однако с такой пенсией и зарплатой...

По данным Государственной таможенной службы Украины, в позапрошлом году в нашу страну было ввезено более 56 тысяч тонн одежды и обуви, бывшей в употреблении. А уже в прошлом году объем «секонд-хенда» вырос более чем на 5 процентов и составил почти 59 тысяч тонн. Нужно обратить внимание на то, что более 25% от общего объема бывшей в употреблении одежды и обуви было ввезено как гуманитарную помощь. В целом в Украину пришло 500 миллионов единиц поношенных вещей. Это — больше, чем по десять на каждого гражданина.

Во многих странах есть целые фабрики секонд-хенда. Например в Голландии — 7. Оттуда товар поставляется в 55 стран мира. Работают так: закупленную у населения одежду и текстиль сначала тщательно сортируют. После этого около 70% текстильного сырья перерабатывается. Из него изготавливают высококачественный полиграфический картон, мягкую туалетную бумагу, набивку для мебели или шумоизоляцию для автомобилей. А 30% наиболее пригодной одежды распродают. Стиль секонд-хенд на Западе становится даже модным. Там считают, что поношенная вещь, в отличие от новой, имеет свою историю — реальную или вымышленную. Например, в Лос-Анджелесе одежда секонд-хенд стала популярной благодаря тому, что ее носили знаменитости. Однако в Украине у такого товара иное качество и покупают его из-за отсутствия средств, а не потому, что когда-то он был украшением какой-то звезды.

Секонд-хенд — похоже, очень прибыльный бизнес на украинском рынке. Средняя таможенная стоимость лохмотьев — полдоллара. Специалисты говорят, что обноски за границей скупаются в 50 раз дешевле, чем продаются здесь. Европейские страны уже давно запретили ввозить на их территорию товар «вторых рук». В частности Польша — два года тому назад. Как считает заместитель начальника управления промышленной политики Владимир Кузнецов, товар «вторых рук» является пороховой бочкой для отечественной легкой промышленности, которая и так сейчас хромает на обе ноги. 10 миллиардов долларов ежегодно не получает украинская экономика из-за тотального нашествия секонд-хенда. Соответственно такая ситуация порождает в стране безработицу, считает первый заместитель министра промышленной политики Николай Иващенко. По его мнению, более строгий контроль за секонд-хендом позволит свободнее дышать агропромышленному комплексу, который мог бы больше продуцировать льна, кожи и шерсти. Ожила бы и химическая промышленность, выбросив «на-гора» волокна и красители. А у машиностроения появились бы дополнительные возможности производить оборудование. То есть были бы условия для возрождения не только отечественной промышленности, но и экономики в целом. После этого повысились бы пенсии, зарплаты и разные социальные начисления, — убежден Николай Иващенко. Арифметика простая, однако ее понимают не все, или не хотят понимать. Поэтому есть «не абстрактные силы, а конкретные люди», чтобы Украина потребляла «иностранные отходы» и процветала контрабанда, — утверждает Н. Иващенко. Поэтому он предлагает поставить вопрос категорически: или секонд-хенд — бесплатная гуманитарная помощь, или же — его полное запрещение.

Если бы Верховная Рада приняла закон о введении ввозной пошлины за секонд-хенд на уровне от 1 до 2 евро за килограмм, то по оценкам экспертов из Института реформ, в течение года госбюджет получил бы не меньше ста миллионов гривен. При ожидаемом годовом объеме ввоза в Украину ношенной одежды и обуви на уровне 20—27 тысяч тонн. Повышение ставок пошлины и усиление контроля за транспортировкой обусловило бы подорожание на внутреннем рынке товаров секонд-хенда. Это стимулировало бы отечественную легкую промышленность.

Кроме того, в Украине система комиссионной торговли разрушена. Министерство считает целесообразным создать цивилизованную торговлю ношенными вещами. В таких условиях украинцы могли бы сдавать старые вещи в комиссионные магазины, как это было ранее. Между прочим, за границей деятельность компаний, закупающих и перепродающих свой секонд-хенд, лицензируется и находится под строгим контролем государства. Украина же медленно тонет под грузом так называемой «гуманитарной помощи». Особенно после того, как Польша категорически запретила ввоз на свою территорию второсортных товаров. После этого барахла стало больше и оно еще мощнее начало прорываться на украинский рынок и очень успешно. Об этом во всяком случае свидетельствует такой рекламный слоган на одном из магазинов: «Для человека, жизнь которого сурово расчерчена днями зарплаты, наш магазин дает возможность ощутить свободу выбора»...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать