Перейти к основному содержанию

Несладкая парочка

Поддержка инфляцией может стать пагубной для бюджета
14 декабря, 20:55
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня»

Люди, исполняющие сегодня обязанности правительства, накануне подачи в Верховную Раду очередного проекта бюджета-2005 осуществили довольно рискованную коррекцию прогнозных макроэкономических показателей. При этом численные значения доминантной пары — инфляции и роста внутреннего валового продукта (ВВП) — поменялись местами и коренным образом отличаются от недавних правительственных прогнозов, когда рост ВВП составлял 8,6% и 7% — рост инфляции. Чуть раньше последняя планировалась на уровне 6%, а ВВП почти 9%. Теперь акцент сделан не на рост экономики, а на рост цен. Прогноз инфляции увеличен с 6 до 9%, а обязательства по росту ВВП снижены с 8,6% до примерно 6—6,5%. Прежний прогноз можн о было поддерживать, поскольку он содержал формулу побольше роста — поменьше инфляции. Теперь же вступает в действие противоположный алгоритм: меньше роста — побольше инфляции. Это означает, что правительство поднимает руки перед ценовой волной и совершенно не уверено в успехе задекларированных реформ, направленных на высокий устойчивый рост ВВП за счет внутренних факторов. Отмечу, что и внешние факторы по всем признакам кардинально не изменились за эти две-три недели между старым и новым прогнозами. Цены на нефть сейчас падают, и мировые прогнозы по экономике только улучшаются. Так что причину происшедших перемен можно объяснить примитивным подходом правительства, которое пытается упростить свои задачи, путем большего упора на инфляционный налог. Это означает, что придется в реальном измерении урезать доходы и расходы бюджета, но зато снимаются трудности проведения через парламент каких-то налоговых новелл, стимулирующих производство и расширяющих налоговую базу. Кроме того, реформы надо проводить, налоги — собирать, рост экономики — обеспечивать, тогда как в отношении инфляционного налога ни парламент, ни граждан уговаривать не потребуется: его торговля доставит в бюджет самостоятельно, а налогоплательщики его волей неволей заплатят. Как принято теперь говорить, «пипл схавает».

Прогноз, конечно, предусматривает и рост экономики, которому в общем-то еще могут позавидовать многие страны. Но это в основном инерционный рост, который можно получить без каких-либо усилий. На большее правительство не претендует. То же можно сказать и об инфляции, рост которой также во многом объясняется силой инерции. Новый прогноз говорит о том, что правительство не уверено в том, что сумеет сдержать его до уровня, обещанного ранее и практически безопасного для экономики и населения. У правительства не видно даже и настроя на последовательное проведение антиинфляционной политики. Пока что вербальные толчки инфляции могут иметь следствием повышенный дефицит бюджета, который, похоже, намерены довести почти до 3% от ВВП. Для ее погашения Нацбанку придется провести денежную эмиссию, и не факт, что ее удастся полностью стерилизовать.

Удивительно ли, что прогнозы Совета Нацбанка и правительства почти совпали по времени? Похоже, что это является отражением того, что у банкиров нет уверенности в способности правительства удержать ситуацию под контролем. И, с другой стороны, правительство, как явствует из его прогнозов, не верит также и в свои силы.

Ухудшение прогнозов является также свидетельством возрождения старого советского синдрома занижения планов. А на самом деле можно предсказать, что их перевыполнят, как и в 2004 году. Зато какой-то период можно будет вручную управлять доходами, что делали в этом году. В феврале уже заявили о пересмотре темпов роста (не 4,8%, а 9,5%), но параметры бюджета полгода не меняли, расходы распределяли на свое усмотрение. Ту же схему, очевидно, пытаются провести и в 2005 году. Сначала занизить показатели, а затем, посмотрев на результаты января, уже в феврале заявить о возможной коррекции. Уже сейчас разговорами о том, что, мол, показатели могут быть и выше, для этого готовится почва. Так было и в 2003 году: брали заниженную планку по росту ВВП, которую затем успешно перевыполняли, без парламента, т.е. вручную, управляя расходами.

Другая порочная привычка советского периода, которая сейчас, похоже, снова входит в моду, это планирование от достигнутого. Это касается, в первую очередь, инфляции. Согласно действий правительственных программистов, если в этом году инфляция получилась большей, чем ожидалось, то и в следующем году можно предусматривать такой же ее рост, вместо того, чтобы усилить антиинфляционную политику.

Вновь проглядывает намерение решить социальные проблемы, утяжеленные известными решениями этого года, не за счет реформ, направленных на поддержание высокого экономического роста, а за счет проедания собственности, созданной трудом многих поколений наших граждан. (Деньги от приватизации было бы целесообразнее использовать на развитие. В этом году был исключительный случай и так не может продолжаться без конца).

Не украсит нашу страну и высокодефицитный бюджет. Уже сегодня дефицит составляет 13 млрд. гривен, а на следующий год планируется в объеме около 11 миллиардов. По международной методологии, принятой нашим правительством, деньги от приватизации засчитываются не в доходы, а в расходы бюджета, поэтому дефицит бюджета приблизится к очень опасному порогу в 3%. Это будет способствовать ускорению инфляции.

В заключение скажу, что такой бюджет — это не осторожность, а неуверенность в своих силах. За это придется отвечать, поскольку бюджет определяет жизнь страны.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать