Перейти к основному содержанию

«Никто не против рынка земли... Вопрос: на каких условиях?»

Аграрии Винниччины готовы приобщиться к общенациональной забастовке
18 ноября, 18:37
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

О подготовке к общеукраинской забастовке уже заявили Федерация профсоюзов Украины, ВОО «Союз защиты предпринимательства», Общественный союз «Аграрный союз Украины» и Ассоциация фермеров и частных землевладельцев Украины. Его проведут в связи с огосударствлением системы социального страхования, уничтожением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, давлением на ФОПов, а также открытием рынка земли без решения всеукраинского референдума. Последней каплей  стало принятие в первом чтении законопроекта «Об обращении земель сельскохозяйственного назначения», которое предусматривает отмену с 1 октября 2020 года запрета на отчуждение сельхозземель всех форм собственности. Аграрии говорят, что их «кинули, как мальчиков». Ведь никаких их предложений, советов или наработок, которые были изложены в многочисленных обращениях, власть не приняла во внимание. Теперь они готовы к радикальным действиям, только бы не допустить принятия законопроекта во втором чтении. Далее — прямая речь.

«ТОТ ЗАКОНОПРОЕКТ, КОТОРЫЙ ИМЕЕТСЯ, УНИЧТОЖИТ УКРАИНСКОЕ СЕЛО»

Иван ПИПЯК, руководитель аппарата облагрообъединения «Винницкий совет сельхозпроизводителей»:

— Как только к власти пришла «зеленая команда», они заявила, что будет введен рынок земли, и мы начали работать в экспресс-режиме, объединяя фермеров, изучая их мнения, опыт и нарабатывая механизмы, как можно было бы это сделать безболезненно и взвешенно. Никто не против рынка земли. Вопрос: на каких условиях? Ведь вызовов предостаточно. Нужно навести порядок на земле, чтобы все платили арендную плату, чтобы была произведена инвентаризация, и только при наполненном кадастре можно открывать рынок земли. У нас наработаны четкие правила и свой проект закона, но их проигнорировали. Правительственные чиновники как будто и шли на контакт, обещали прислушиваться, а «кинули», как мальчиков. Они делают свое и свои законопроект продвигают, не понимая, что он оставляет Украину без будущего. Не думают о том, что если выделять по 200 тысяч гектаров в одни руки — то это же не только земля, под ней есть недра. Более того, тот законопроект, который имеется, уничтожит украинское село, ведь кто из зарубежных владельцев будет готов трудоустроить украинского селянина и развивать социальную сферу села? Мы уже имеем опыт — на той земле, где хозяйничает фермер, село живет, а где крупный агрохолдинг — приходит в упадок, потому что люди не имеют рабочих мест, молодежь выезжает, села пустеют. Я не понимаю позицию нынешней власти, а еще больше того восторга, с которым они декламируют, что наконец избавят людей от крепостничества. Никто из них стратегически не думает о людях, о селе, о земле. Такое впечатление, что они отстаивают интересы только агрохолдингов, с которыми не может конкурировать единоличник или фермер. Большой заработает, а малый — потеряет. Поэтому переходим к экстренному режиму работы. В Киеве уже анонсировали формирование забастовочных комитетов среди профсоюзов, ФОПов, аграриев, а это более 20 тысяч человек. Мы уже начали создавать его в области, чтобы не допустить принятия законопроекта во втором чтении. А если нужно будет, то фермеры готовы выйти на Майдан.

ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

«ЕСЛИ И ОТКРЫВАТЬ РЫНОК ЗЕМЛИ, ТО СКУПАТЬ ЕЕ ДОЛЖНО ГОСУДАРСТВО В ЗЕМЕЛЬНЫЙ БАНК»

Иван ТЕЛЕВАТЮК, работник фермерского хозяйства «Агро-Сад» из Могилев-Подольського району:

— У меня есть своя земля, но отдал ее в аренду, потому что самостоятельно обрабатывать нерентабельно, да и сложно. Забирать ее не собираюсь, потому что получаю от хозяйства выплаты за аренду. На этом этапе не вижу экономической целесообразности что-то менять. Цена на землю небольшая, чтобы ее продать. Если посчитать, то эти деньги частями можно получить на протяжении 7—10 лет, сдавая в аренду. Мое мнение следующее: если и открывать рынок земли, то скупать ее должно государство в земельный банк, а уже потом сдавать на условиях аукциона в аренду иностранным или украинским фермерам. Свою землю я продавать не буду, такого же мнения большинство моих односельчан. Возможно, это архаизм, но до сих пор живем мыслью: «если умру, то хоть землю внукам оставлю». Помните эпизод из фильма, когда к индийскому племени приходят новые американцы и дают вождю доллары за землю. А он бросил их в огонь и говорит: «Видишь, что ты мне дал? Дым! А хочешь забрать землю!». Подобного мнения и наши люди. Земля — это вечное, а деньги — пришли и ушли, особенно сейчас.

«ЭТО ВОПРОС НЕ БИЗНЕСА, А БЕЗОПАСНОСТИ БУДУЩЕГО ДЕТЕЙ»

Сергей ЛАНОВИК, председатель Ассоциации фермеров и частных землевладельцев в Винницкой области:

— Открывая рынок земли, власть ставит под угрозу существование государства как такового, ведь кому будет принадлежать украинская земля, тот будет господствовать на этой земле. Я рассматриваю под этим решением даже подготовку к будущему переселению народов. Если иностранные компании будут иметь право приобрести по 200 тысяч гектаров земли, то давайте смоделируем, что может быть дальше. Зашли 5-10 компаний, скупили. Кому принадлежит земля? Им! Их государству! Они могут с ней делать что угодно, например, вывезли плодородный слой или привезти сюда своих работников, а наши селяне останутся без работы — поедут на работу по найму.

Но, знаете, беда объединяет. До сих пор среди фермеров не было такого единства, каждый был сам по себе, потому что селяне — это занятые работой люди. Сейчас сельскохозяйственный год завершился, урожай в амбарах, и сельхозпроизводители начинают объединяться. Они понимают, что это вопрос не бизнеса, а безопасности будущего их детей. Если они сегодня потеряют землю, то останутся без собственности, а их дети и внуки без работы. Будет ли «земельный майдан», говорить рано, но во втором чтении законопроект в таком виде принят не будет. Мы для этого приложим максимальные усилия.

«НЕ СДЕЛАЙТЕ БАЛТИЙСКУЮ ОШИБКУ!»

Владимир РУБАНСКИЙ, председатель селянско-фермерского хозяйства «Рубин» из Мурованокуриловецкого района:

— То, что рынок земли нужен, — это 100% да. Но не сейчас, потому что в земельных вопросах — беспорядок. Вводить земельную реформу в спешке нельзя. Нужно провести подготовительные работы, а уже потом открывать рынок. Иначе попадем в прибалтийскую ловушку. Не раз беседовал с коллегами из стран Балтии, они тоже были самодостаточные люди, вышли на технологии, имели возможности приобрести технику, показывали хорошие достижения в своих хозяйствах. Но когда у них ввели рынок земли, то проиграли иностранных инвесторам, поскольку не имели достаточно средств, чтобы конкурировать на равных. Не выдержали конкуренции. И сегодня они просят: не сделайте балтийскую ошибку! С тем ресурсом, который есть у фермеров, ни один не сможет конкурировать с зарубежными капиталом. Понятно, что 200 тысяч земли за раз никто не скупит и не все люди будут сегодня продавать, речь идет всего лишь о 5-7% пайщиках, которые готовы продать свою земле уже сейчас. Но могут быть настолько жесткие условия для пайщиков, что люди не сумеют противостоять и вынуждены будут продавать свои участки, чтобы просто не потерять.

«ЧТО БУДЕТ С ДЕМО-ПОСЕВАМИ, ОПЫТНЫМИ УЧАСТКАМИ? БУДЕТ ЛИ ПРОИЗВОДСТВО СЕМЯН?»

Алексей ДОН, священник, председатель фермерского хозяйства по выращиванию органической продукции из Теплицкого района:

— Меня во всей этой ситуации удивляет то, что никто не затрагивает вопрос сельскохозяйственной земли, которая под наукой, а это пятая часть угодий. Что будет с демо-посевами, опытными участками? Будет ли производство семян? Кто будет изобретать новые сорта, органическую продукцию? Или мы все из-за рубежа будем ввозить? Понятно, что открытие рынка земли — это вопрос не нынешней власти, это давление было давно, и имеет оно зарубежное начало. Это политика МВФ и подобных. А все почему? Наше сельское хозяйство — одна из наиболее социально ответственных и самых стабильных отраслей, потому что она развивается. Даже небольшие компании начали понемногу выходить на международный рынок, показав, что мы можем конкурировать с европейскими коллегами. Экспорт растет, наращивается переработка, фактически наше сельское хозяйство в экспрессе, но его развитие хотят остановить, вытесняя его производителей, потому что мы становимся серьезными конкурентами в Европе. Качество нашей продукции на порядок выше, потому что мы имеем плодородную почву, умеренный климат, работящих людей — все условия для хороших урожаев, которых Европа не имеет, даже при тех колоссальных дотациях, которые доходят до нескольких сотен евро на гектар. У них при любых условиях гарантирована прибыль. А мы сами ее создаем, прилагая значительные усилия и затраты. И при этом всем наши хозяйства еще вкладывают средства в развитие своего бизнеса и социальные проекты общества.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать