Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Новации украинской приватизации

Намерение продать государственные активы при отсутствии стратегии развития государственных активов — крайне опасно в долгосрочной перспективе
17 марта, 19:47
ФОТО ИЗ АРХИВА «Дня»

Подписание Президентом закона №1005-VIII «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно совершенствования процесса приватизации» фактически дает старт правительственным приватизационным инициативам, которые власть анонсировала еще в прошлом году.

В целом, согласно бюджетным планам на 2016 год, правительство планирует привлечь от приватизации ряда объектов 17 млрд гривен. На самом деле — это очень мало. Например, по оценкам независимых экспертов, рыночная стоимость только двух предприятий — «Центрэнерго» и Одесского припортового завода — значительно превышает эту сумму.

Общий перечень таких объектов уже длительное время известен. Он был утвержден в прошлом году постановлением КМУ и состоит из многих предприятий, в частности — ряда шахт, теплоэлектроцентралей (Херсонская, Одесская, Николаевская), облэнерго (Запорожье, Николаев, Тернополь, Харьков, Хмельницкий и др.), ПАО «Центрэнерго», Одесского припортового завода, ПАО «Укрнафторподукт» и так далее.

Главные новации нового закона, согласно которым планируется осуществлять приватизацию:

•  запрещается принимать участие в приватизации российским компаниям и физическим лицам, а также структурам, которые опосредствовано контролируются российским государством или бизнесом;

•  возобновляется практика привлечения советников к подготовке к приватизации, что по замыслу правительственных чиновников, будет способствовать проведению приватизационных процедур в соответствии с международными стандартами и привлечению более качественных инвесторов, например, иностранных корпораций с безукоризненной репутацией;

•  отменяется обязательная продажа на фондовых биржах пакетов акций акционерного общества размером 5-10% уставного капитала до проведения приватизации этого объекта. Это позволяет не дробить контрольные пакеты акций перед основным конкурсом, что потенциально увеличивает его инвестиционную привлекательность. Кроме того, это сокращает во времени саму процедуру приватизации;

•  теперь к приватизации могут быть допущены компании, часть акций которых принадлежит иностранному государству. Раньше к приватизационным конкурсам допускались преимущественно иностранные структуры без существенного государственного участия в капитале.

Законом предусмотрена возможность оплаты услуг советника средствами государственного бюджета. Следовательно, это будет увеличивать расходы госбюджета. Кроме того, в соответствующих подзаконных нормативно-правовых актах, которые должны принять компетентные государственные органы, чтобы более детально регламентировать права, обязанности и ответственность советников, нужно установить прямую зависимость оплаты услуг советников от результатов продажи объекта приватизации (рост цены продажи и качество инвестора), а не только за выполненные работы.

Другая важная составляющая успешности будущей приватизации касается методов и способов вычисления российского происхождения ее участников. Запретив резидентам РФ (государство-агрессор) принимать участие в приватизации украинских предприятий в качестве покупателей, такой запрет отсутствует для их участия в приватизации в качестве советников.

Еще одной новацией приватизационных процессов является то, что отныне покупателями украинских активов могут быть структуры, часть акций которых принадлежит тому или иному иностранному государству. На практике это может означать, что некоторые приватизированные украинские компании могут перейти в частичную собственность правительства другого государства. В мире такие случаи неодиночные. Как это будет реализовано и какие это может иметь последствия для Украины, сейчас неизвестно.

Перед объявлением конкурса на продажу того или иного предприятия стоит обратить внимание на такие факторы:

•  долгосрочные стратегические интересы государства, ведь объект может быть фактически бесценным через определенное количество лет, учитывая его профиль деятельности;

•  анализ текущего менеджмента и механизмов управления. Возможно, директора государственных предприятий ради личной выгоды неэффективно руководили ими, сознательно доводя до «прединфарктного» состояния;

•  действительно ли сегодня есть потребность выставлять стратегические предприятия на приватизацию и «проедать» средства, полученные от нее;

•  необходимость проведения инвентаризации всех государственных активов. Ведь в некоторых случаях государство не знает реального состояния объекта, поскольку нередки случаи, когда какая-то его часть уже втихаря отчуждена через теневые схемы либо разрушена, либо вообще не учитывается;

•   целесообразность использования других механизмов управления объектами государственного права собственности: например, механизмы государственно-частного партнерства. В таком случае государство не только сохранит контроль над предприятием и привлечет дополнительные инвестиции, а также сможет производить более конкурентные товары и услуги для населения.

В целом задекларированное властью намерение продать государственные активы при отсутствии стратегии развития государственных активов — ошибочный подход, который обусловлен ситуативной политической конъюнктурой и может стать крайне опасным в долгосрочной перспективе.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать