Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Новые курсы...» – старые схемы...

Чтобы избавиться от олигархическо-коррумпированных систем, нужно... выбирать реальные механизмы собственного державотворчества
27 февраля, 10:32
ФОТО ИЗ АРХИВА "Дня"

Доказано, что в основе функционирования комфортной жизнедеятельности человека как гражданина конкретного государства лежат природне факторы (земля и ее природные ресурсы, солнечная, ветровая и другие энергии...), которые в процессе рационального природопользования постоянно (ежегодно) создают добавленную стоимость, которая является главным не заимствованным инвестиционным природным капиталом нации и основным национальным богатством.

Именно эти факторы как природные объекты права собственности Украинского народа, которые находятся под особой охраной государства, задекларированы в Конституции Украины (ст. 13-14).

Однако в существующих условиях клановой монополии на природные ресурсы, коррумпированности, политиканства и лжи граждане Украины (Украинский народ) не стали реальными владельцами своего основного национального богатства и не имеют реальной выгоды от него. Это будет происходить до тех пор, пока сами граждане не объединятся вокруг действующих норм Основного закона Украины и не будут реальными носителями своей (не олигархической) власти, которая и должна реализовать эти прекрасные Конституционные права.

Революция Достоинства (пять лет назад) дала нам такую надежду и создала реальные предпосылки для выхода из этого позорного состояния. Тогда ожидалось, что имплементация нереализованных Конституционных норм займет одно из центральных мест не только в предвыборных программах Президента Украины и народных депутатов Украины, но и в практических мерах как первоочередных и комплексных в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. К сожалению, этого не произошло.

Чтобы открыть глаза украинцам на пагубность осуществляемой так называемой земельной реформы, которая была сужена до аграрной, в следствие чего состоялась экспансия плодородных земель и сельских территорий экспортно ориентированным агробизнесом и изувечено селянство как генофонд нации, а также чтобы указать на пути выхода из этого, казалось бы, непоправимого состояния, нами проведены комплексные исследования и весной 2016 года издана научная монография «Здійснення земельної реформи в Україні: нова парадигма». 

С целью ознакомления более активных слоев гражданского общества с сутью решения этой общенациональной проблемы как ключевой, газета «День» начиная с июля 2018 г. уже раскрыла основные принципы ее (реформы) на своих страницах («Украинцы миллионеры» — 5 июля 2018 г., «Украинское... «Эльдорадо» — 7-8 сентября 2018 г., «Земля сделает украинцев богатыми, если...» — 10 октября 2018 г., «Освоение «целины»... — 13 ноября 2018 г., «Земельная реформа — это не рынок паев...» — 4 декабря 2018 г., «Не продается!» — 9 января 2019 г., «У кого земля — у того власть!» — 31 января 2019 г.).

Однако проанализировав на сайте ЦИК предвыборные программы на должность Главы государства — Гаранта Конституции Украины, особенно «самих рейтинговых» кандидатов — на предмет наличия в них (программах) желаемых направлений и механизмов имплементации нереализованных до сих пор норм ст. 13-14 Основного закона Украины, к огромному сожалению, выяснили, что почти все повторно заявленные «претенденты» в этой области оказались почти «голыми».

Зато с точки зрения национальной безопасности, в онове которой лежит наша земля и ее природные ресурсы как основное национальное богатство, меня заинтересовали некоторые программные намерения, в частности нового претендента Игоря Смешко. Точно не знаю, что же имел в виду Игорь Петрович. Но то, что одним из основных направлений деятельности Президента он рассматривает «земельную реформу и упорядочение земельных отношений с учетом интересов граждан Украины», а не только «селян», действительно согласуется с конституционными требованиями и предлагаемыми мной механизмами их реализации.

ЗЕМЛЯ: НЕОРДИНАРНЫЕ МЕРЫ

Не агитируя за какого-либо из кандидатов, теперь как никогда должны безошибочно отделить «зерна» от «плевел» и засеять ими украинскую «Землю-Мать», чтобы сегодняшний избирательный год стал хорошей «жатвой» — на настоящих «властных мужей» — преданных общенациональному делу.

Почему это требование является сверхважным.

Потому что,  по предварительным подсчетами НАН Украины, реальная стоимость природного капитала как основного национального богатства нашего государства достигает 320-380 трлн долл. США. Из них доступных богатств — только четвертая часть (90 трлн долл. США), из которых на каждого гражданина приходится около 2 млн долл. США.

На этой основе прогнозируется (через два года с начала полноценного проведения основного этапа предлагаемой нами комплексной земельно-ресурсной реформы в Украине) задействовать в рыночную экономику государства лишь десятую часть из доступных природно-ресурсных богатств, что в денежном эквиваленте суммарно будет составлять почти 9 трлн долл. США. В то же время должен действовать национальный регуляторный принцип, по которому платится рентная плата или земельный налог — в полной мере всеми, кто пользуется такими природными объектами прав собственности Украинского народа (в пределах и за пределами населенных пунктов, в том числе городов).

Применяя комплексные механизмы, нами доказано, что в результате рационального использования этих природных ресурсов ежегодные поступления средств в специализированное Национальное земельное учреждение Украины (в разрезе районов и городов областного подчинения) в виде рентной платы или земельного налога на уровне только 1% — в среднем будут составлять (на начальный период) почти 90 млрд долларов США и будут увеличиваться ежегодно. Ведь в основе успешного функционирования (без коррупции и без надуманного посредничества) общественно-экономических рыночных отношений лежат полноценные механизмы прозрачного получения сбалансированных прибылей (доходов) как интересов за соответственно вложенные доли капиталов (природных ресурсов, средств и труда), которые принадлежат их владельцам, имеющим право владеть, пользоваться и распоряжаться ими.

Однако следует учесть тот факт, что «реформирование» социалистической модели плановой экономики, в том числе земельных отношений, до модели рыночной экономики в постсоветской Украине не состоялось и мы получили довольно гибридное и коррумпированное существующее социально-экономическое положение.

Поэтому нам нужно теперь применять неординарные меры, ориентируясь на понятные законы рыночных отношений, которые функционально коротко выражают основные интересы главных участников природопользования и хозяйственной деятельности через «ренты, проценты и реальную величину заработной платы» (рис.).

РИС. ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В ПОСТСОВЕТСКОЙ УКРАИНЕ. ИСТОЧНИК: РАЗРАБОТАН АВТОРОМ

Когда же отбросить такие законы рыночной экономики и общенациональные регламенты как требования к рациональному и сбалансированному природопользованию, сразу же появляется ниша для злоупотреблений и коррупции.

В нашем случае, в условиях перехода к цивилизованным рыночным правоотношениям, Украинский народ как абсолютный владелец земли и ее природных ресурсов, принимающих непосредственное участие в создании рыночных продуктов, должен получать соответствующую прибыль (доход) на уровне полноценной земельной ренты.

При этом будет всегда возникать главный вопрос. Какую же долю составляет эта природная составляющая в рыночной стоимости соответствующего продукта?..

Чтобы улучшить представление о стоимости такой доли и о размере поступлений (земельного налога или рентной платы) в интересах их владельца, спросим у самих себя: возможно ли получить продукты растениеводства (древесину, зерно, корнеплоды.) без солнечной энергии (процесса фотосинтеза), воды, грунта, питательных веществ, микробиота и тому подобное? Наверное, скажем нет!...

Так же, как невозможно получить металл без руды (природного сырья). Драгоценные камни, природный газ, уголь, строительные материалы и другие полезные ископаемые (твердые, жидкие и газообразные) без них самих.

Ответ понятен. Все эти и другие природные объекты (ресурсы), безусловно, составляют довольно большую долю в конечной цене продукта (продукции).

К сожалению, эту правду обходят стороной не только «кандидаты», но и коррумпированные чиновники и воровитые природопользователи, рассказывая о всевозможных схемах, расчетах и подсчетах «ценообразования». У них часто получается, что доля природных ресурсов в цене товара почти нулевая. А если они «хорошо посчитают...», то нация (государство) еще и должна доплачивать им.

Тут-то и «зарыта собака». Фактически спрятан «ключ олигархов» к коррупции и злоупотреблениям. Их путь к реализации своих «бизнес-интересов» (фактически собственного обогащения) лежит через «взятие» власти и занижение (нивелирование) в цене товара стоимостной доли капитала нации .

ГАЗ: ДЕШЕВЫЙ СЫР — В МЫШЕЛОВКЕ...

В подтверждение этого утверждения рассмотрим лишь один дискуссионный пример из предвыборного трюка, связанного с газовой коррупцией.

Поскольку нам рассказывают о дешевизне природного газа собственной добычи при одновременной закупке значительного количества чужого газа на рынках Европы по их ценам, попытаемся решить эту хитренькую задачку «с карандашом и калькуляторам».

Сначала выясним две объективных предпосылки как правды.

Первая правда — это то, что природный газ как полезное ископаемое, которое находится в земной коре (недрах) нашего государства, является абсолютной собственностью всего Украинского народа и стоимость его (тела газа) должна отождествляется со справедливо устанавливаемой рентной величиной.

Вторая правда — это то, что не все граждане Украины в одинаковой степени потребляют природный газ. В частности, я (как и большинство киевлян) пользуюсь электроплитой... Кто-то греется и варит есть, сжигая дрова, солому, уголь, торф, использует солнечную или ветровую энергию... Так почему же часть граждан должна иметь выгоду (более дешевый газ) за счет других, способствуя коррупционной составляющей, как того требуют отдельные инициаторы?!

Чтоб это беззаконие не происходило, действует государственная регуляторная политика, при которой всем неплатежеспособным и неработоспособным гражданам (семьям), использующим газ по рыночной цене, компенсируются расходы на уплату непомерных коммунальных услуг. У нас также начали дотировать более бедных, пока не вырастут их доходы (зарплаты и пенсии).

Теперь можно начинать определять размер рентной ставки на украинский газ.

Начиная с известного, с того, что очевидно, не является коррупционным и на что мы не можем влиять. Это размер (величина) рыночной цены на природный газ в странах ЕС, откуда докупаем мы. Кстати, в них цена для промышленных потребителей ниже цены для населения. Так, к концу 2017 года цена для промышленности составляла, в частности, 237 долл. США — в Великобритании, 313 долл. США — в Словакии, 322  долл. США — в Германии, а для населения, которое потребляет в год 525—5250 кубометров, — в этих же странах цена составляла (включая все налоги): 588 долл. США — в Великобритании, 525 долл. США — в Словакии, 753 долл. США — в Германии.

У нас наоборот. Для промышленных потребителей цена газа выше, чем для населения. Поэтому в Украине манипуляции в основном происходят с участием населения, где цена природного газа добытого в Украине, рассчитывается по похожим формулам и схемам, действовавшим еще во времена Павла Лазаренко и, наверное, задолго до него.

Главный секрет «успеха» отечественных газовых «кормчих» крылся и продолжает крыться в схемах, которые основываются прежде всего на искусственном занижении стоимости (цены) самого газа как полезного ископаемого, которое является абсолютной собственностью всего Украинского народа.

При этом Верховная Рада Украины, как бы от имени народа, ежегодно устанавливает размер земельной ренты на добытый газ из недр. Например, если в 1995-1996 годах в Украине была установлена земельная рента за каждую тысячу кубометров добытого природного газа — 23 долл. США, в 1999-2000 годах эта цифра составляла лишь 5 долл. США, то в прошлом (2018) году — по 237 грн. (8,5 долл. США) за 1000 куб. м газа, залегающий на глубине до 5000 м, и — 118,5 грн. (4,3 долл. США) — свыше 5000 м. На 2019 год увеличены эти показатели по сравнению с прошлым годом только приблизительно на 10 %, что составляет, соответственно, 9 долл. США и 5 долл. США за каждые 1000 куб. м газа.

По имеющимся данным, стоимость полного цикла добычи газа в Украине госкомпанией — с начала бурения и добычи до закрытия скважины, включая соответствующую рентабельность и налоги — может варьироваться от 120 до 250 долл. США за тысячу кубометров. Некоторые  компании (так называемые инвесторы) указывают цены ниже приведенных (отдельные из них не включают в затраты рентную плату). Поэтому, по корректным рассуждениям (не проводя антикоррупционные исследования), можно согласиться на максимально допустимую середневзвешенную стоимость полного цикла добычи газа в Украине (затраты без рентной составляющей) в размере 185 долл. США за каждые 1000 куб. м газа.

Несмотря на это с 1 февраля 2019 г. цена природного газа без НДС из ресурсов Национальной акционерной компании «Нафтогаз України» для промышленных потребителей и других субъектов хозяйственной деятельности находится в диапазоне  8717—9549 грн. за 1000 куб. м, что в среднем составляет 9133 грн. за 1000 куб. м, или 332 долл. США (по курсу 27, 5 грн. за доллар США). А с НДС — 10959 грн., или 398 долл. США. Также сообщается, что конечная цена газа для населения составляет 8548,92 грн., или 310,8 долл. США (по курсу 27, 5 грн. за долл. США), а для предприятий теплокоммунэнерго — 8361,85 грн., или 304 долл. США (по этому же курсу).  Есть и другие данные, поскольку потребляются разные объемы и осуществляются разные транспортные расходы.

Чтобы решить поставленую задачу, уместно согласиться на применение единой цены как рыночной за тысячу кубометров природного газа, добытого в Украине для всех потребителей, в размере 300 долл. США.  При этом должна продолжаться компенсация всем неплатежеспособным и неработоспособным гражданам (семьям), которые используют газ по такой рыночной цене, затраты на коммунальные услуги.

Таким образом, абсолютная стоимостная доля самого газа как ресурса и природного объекта основного национального богатства, которое является собственностью Украинского народа и выражается рентной величиной, составляет разницу между рыночной ценой (300 долл. США за 1000 куб. м. на пункте потребления) для потребителя и средней стоимостью затрат (полного цикла) на добычу каждых 1000 куб. м газа в Украине (185 долл. США), что и соответствует — 115 долл. США вместо нынешних — 9 долл. США.

Как видим, «они» самовольно, якобы  от имени Украинского народа, продают «сами себе» наше национальное богатство в 10 раз дешевле.

Подобное происходит при агропромышленной (неселянской) эксплуатации плодородных почв, монопольном использовании лесов. Торгуют не только высоколиквидным зерном как сырьем и кругляком как дровами — за валюту, уничтожая естественное плодородие почв и естественные древостаны, разрушая целостные агроландшафты и экосистемы, но и подрывают экономические основы государственности путем присвоения капитала нации.

Именно поэтому большинство кандидатов, особенно в народные депутаты, пытаются изо всех сил «прийти» к власти, чтобы сохранить «старые схемы». При этом ни слова о необходимости установления объективно честной и полноценной земельной ренты за природное богатство, которое является абсолютной собственностью Украинского народа.

На пути этому может стать Гарант Конституции Украины, который должен, наконец, обеспечить Украинскому народу это право. Думаю, что по этим причинам также многим из нынешних кандидатов нужна эта наивысшая должность.

Однако хочется верить, что наши граждане как полноправные обладатели своего основного национального богатства с каждым днем становятся мудрее и не позарятся на «сыр» в хитроватой «мышеловке», а возьмут курс на реальные механизмы собственного державотворчества.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать