Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Новый европейский хаб... С Украиной или без?

Эксперт: «Газопровод «Ивасевичи — Долина» открывает ЕС доступ к нашим ПГХ»
24 апреля, 11:16
В СВЕТЕ ПОСЛЕДНИХ СОБЫТИЙ ИНТЕРЕСНО, КАКОЙ БУДЕТ ПОЗИЦИЯ КАНЦЛЕРА ГЕРМАНИИ АНГЕЛЫ МЕРКЕЛЬ ОТНОСИТЕЛЬНО ПЛАНОВ КРЕМЛЯ ПОСТРОИТЬ ВСЛЕД ЗА «ЮЖНЫМ» ЕЩЕ И «СЕВЕРНЫЙ ПОТОК»? / ФОТО РЕЙТЕР

Глава правительства Польши Дональд Туск призвал страны-члены  ЕС объединиться в энергетический союз, чтобы снизить зависимость от газовых поставок из России. «Независимо от того, как будут развиваться события в Украине, один урок уже очевиден: излишняя зависимость от российских энергоносителей делает Европу слабой. А Россия не продает свои товары дешево, по крайней мере, не всем», — написал он в статье, опубликованной газетой Financial Times.

По мнению Туска, новый энергетический союз должен основываться на принципах солидарности, общих экономических интересах и строиться по аналогии с уже существующим банковским союзом или ранее созданным «Евратомом», который контролирует торговлю ураном. «Европа должна противопоставить монопольной позиции России единую европейскую структуру, которая отвечает за закупки газа, а в более отдаленной перспективе принять меры для разрушения российской газовой монополии и восстановления свободной конкуренции на газовом рынке», — подчеркнул польский премьер. При этом, по мнению Туска, новое формирование должно расширить использование ископаемого топлива (угля и сланцевого газа) и активизировать работу по привлечению на европейский газовый рынок новых поставщиков (в первую очередь США и Австралии).

Как отразится данная  инициатива на энергетической  безопасности Украины? И какой  может быть роль нашего государства  в создании европейского газового хаба (биржи)?   Об этом «День» спросил президента Киевского международного энергетического клуба «Q-club» Александра ТОДИЙЧУКА:

— Аналогом российскому газу для Европы может быть норвежский газ,  сжиженный (из Алжира, Катара). Ныне видим также активизацию США,  которые продвигают свой сланцевый газ. Поэтому  качать газ  в ЕС есть откуда.

Украине нужно обязательно включиться в это  энергетическое содружество. Ведь наша страна «выросла» между двумя геополитическими структурами: ЕС и Россия. Впрочем,  несмотря на близость  к  Евросоюзу, мы так пока еще не смогли интегрироваться в единое энергетическое пространство с ним, хотя планы такие были объявлены раньше. Это и является одной  из причин, почему ЕС, несмотря на официальное желание защищать украинские газовые интересы, не  продвигается дальше по обеспечению своей энергетической безопасности (транзит газа).

Украина должна интегрироваться в новую объединенную энергетическую систему Европы. И только так получим защиту  европейцев от попыток России нажать на нашу экономику с помощью газа.

Следует использовать эту возможность. Например, можем  перекачивать в реверсном режиме газ  из одной европейской страны  в другую. А это для нас — дополнительный заработок на транзите. Кроме того, ЕС может активнее использовать украинские подземные хранилища.

В первую очередь,  речь идет о создании условного «коллектора» — это система реверсных поставок газа в Европе в направлении «Север — Юг». Ныне завершается строительство терминала по приему сжиженного газа в Польше около  Гданьска  до о. Кирк в Хорватии. На этом участке создается не новый  газопровод,  а система интерконекторов (на определенных участках  достраиваются газопроводы), которые запустят газовые потоки с Севера на Юг. Украинский газопровод «Ивасевичи — Долина», который тянется вдоль западных  границ на юг  Украины, должен быть привлечен к этому проекту. Ведь сейчас   он практически пустой и  в случае соединения с  европейской системой может «привязать» в эту систему украинские ПГХ,  чтобы  хранить там часть  нужного Европе газа.

ЭКСПЕРТЫ ГОВОРЯТ: ПРЕМЬЕР ПОЛЬШИ ПРЕДЛОЖИЛ ДЕЙСТВЕННЫЙ ВАРИАНТ УСТРАНЕНИЯ КРЕМЛЯ С ЭНЕРГОРЫНКА ЕВРОПЫ. НО ПОЙДЕТ ЛИ НА НЕГО БЕРЛИН?

По моему мнению, присоединение к энергетическому союзу ЕС — это гарантия заполнения  украинской  трубы нероссийским газом и превращение в один из элементов энергетической безопасности Европы. Чтобы  стать неотъемлемой частью этой системы,  Украине нужно  перейти на европейскую модель измерения газа.  Ныне ЕС    принимает газ по двум системам измерения: в тепловых единицах и ваттах или  киловаттах. Если мы освоим одну из этих систем учета газа,  который транспортируется в ЕС, то автоматически переключимся на  евростандарты. То есть  не нужно будет ожидать присоединения к  ЕС,  чтобы войти  в единую энергетическую систему.

 

«У ГАЗПРОМА ПОКА ЕЩЕ ДОСТАТОЧНО И ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО, И ФИНАНСОВОГО РЕСУРСА ДЛЯ ПРОДОЛЖЕНИЯ СВОЕЙ ПОЛИТИКИ»

 

Аркадий МОШЕС, эксперт Финского института международных отношений:

— В Европе давно и небезрезультатно ведутся разговоры о выводе энергетического сотрудничества с Россией на уровень, на котором это перестало бы быть фактором европейской экономической безопасности. Для этого были предприняты определенные шаги, но как мы видим, этот процесс был очень непростым. Даже созданные возможности единого европейского законодательства и третьего энергетического пакета не стали нормой поведения для всех стран ЕС.

Пока ничего критически не изменилось: определенные страны будут снижать свою зависимость от российских энергоносителей, а другие пока что не собираются этого делать.

В этом случае речь идет о предложении, что вносит свой вклад в общую стратегическую дискуссию Запада и Европы по России. Я бы не стал переоценивать влияние этого предложения, как и предсказывать ему быстрое и триумфальное принятие во всем Евросоюзе.

По поводу того, какие сложности могут возникнуть во время создания такого союза. Сейчас мы находимся не на стадии его создания, а на этапе обсуждения различных вариантов оптимальных энергетических отношений между Россией и ЕС.

Я также не слышал подобных предложений, исходящих как от правительства Германии, так и от германских экономических компаний. До тех пор, пока Германия чувствует себя комфортно, закупая российский газ и эксплуатируя Северный поток, в других странах ЕС будут говорить о том, что они должны быть в состоянии также развивать свои отношения с Россией так, как им хочется и, в частности, развивать и строить Южный поток. Мы просто не находимся на той стадии, когда создание некоего экономического союза было бы для всех европейцев очевидным и правильным выбором.

Я бы не стал списывать Южный поток. Некие акции Болгарии — это одно. Но у российского Газпрома пока еще достаточно и дипломатического, и финансового ресурса для продолжения своей политики. Другое дело, насколько Южный поток, если он будет построен, окажется экономически эффективным: как для России, так и для европейцев.

По поводу того, насколько эффективно может противодействовать новый союз России. Энергетический союз не будет создаваться для того, чтобы противодействовать России. Если он и будет создан (в чем я совсем не уверен), то будет предназначен для обеспечения энергетической безопасности Европы, а не для противодействия Газпрому. Это принципиально разные задачи. Задача обеспечения энергетической безопасности Европы состоит в том, чтобы закупать диверсифицированный газ, и чтобы эти закупки не создавали политических проблем европейцам. Для Германии закупки газпромовского газа не создают никаких политических проблем. Поэтому в союзе, или вне его, речь об отказе от закупок от российского газа не идет.

Вячеслав КНЯЖНИЦКИЙ, независимый эксперт, бывший посол по особым поручениям и вопросам энергетической безопасности МИД Украины:

— Мы не можем принять  участия  в этом объединении в качестве участника ЕС, потому что не входим в это объединение. Однако никто и ничего не мешает Украине   подписать  договор с этим энергетическим союзом  о сотрудничестве, после того, как европейцы его создадут. Если сможем присоединить свою ГТС к европейской инфраструктуре, то  получим ряд преимуществ. Но это потом.  А сначала Украине нужно модернизировать свою нефтегазовую систему,  изменить энергетическое законодательство, имплементировать второй и третий энергетический пакет  ЕС. И основная работа теперь за правительством. И сейчас чувствуется готовность  это делать. Ведь за последние 10 дней КМУ и парламент сделали то, что не удавалось все последние 20 лет, — за 10 дней сделали план адресных дотаций (по теплу и газу) для социально незащищенных граждан.  Поэтому,  если хотим, — то можем  реформировать. И Украина будет идти   в энергетический союз с  ЕС. И это не вопрос времени,  а вопрос взаимодействия  и откровенности. Той прозрачности, которой, как черт ладана, боится «Газпром» и россияне в целом. Мы должны забыть о них, что они есть, и делать свое дело самоотверженно. Для выполнения  условий второго и третьего энергопакетов ЕС  (одно из них — реструктуризация НАК «Нафтогаз України») нужно пять лет. Но только при условии единой позиции  по этому вопросу в правительстве и действия системы защиты потребителя.

Подготовил Игорь САМОКИШ, «День»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать