Новый подход в обучении фермеров
Татьяна Ищенко: «Мы должны готовить кадры для аграрной отрасли, компетенцию которых определяет товаропроизводитель, то есть — бизнес»Сегодня агропромышленный комплекс остается едва ли не единственной отраслью экономики, которая за последний год не показала стремительного падения. Даже более того, согласно данным Государственной службы статистики, за прошлый год выпуск продукции сельского хозяйства вырос на 2,2% (по сравнению с 2013 годом). А примерно за последние семь лет производство сельскохозяйственной продукции выросло на 47%, в том числе в сельскохозяйственных предприятиях — на 87%.
Несмотря на это, потенциал АПК еще полностью не раскрыт. Собственно, этим и решили заняться в Министерстве аграрной политики и продовольствия с начала года. Итак, члены правительства совместно с аграрными экспертами и бизнесом начали подготовку Комплексной стратегии развития сельского хозяйства и сельских территорий на 2015—2020 гг. В соответствии с каждой сферой реформирования, было сформировано восемь рабочих групп.
При этом достаточно большое внимание при подготовке стратегии специалисты уделили вопросу качественного обучения будущих специалистов, которые умели бы честно зарабатывать деньги на земле. Итак, развитием аграрной политики в сфере образования, науки и инноваций занимается рабочая группа №4.
Как писал «День» ранее, уже неоднократно в стенах Международного института менеджмента под руководством его директора и по совместительству координатора группы №4 Ирины Тихомировой проходили консультации с бизнесом и представителями аграрного образования.
«На аграрное образование, как и все в Украине, долгое время государство не предоставляло достаточно финансирования. Параллельно все это время его реформировали, реализовывая разные экспериментальные учебные планы. Все это делалось, чтобы приблизить его к бизнесу. Но все эти шаги были неэффективными. Бизнес и сегодня говорит, что выпускники не отвечают компетенции в образовании и требованиям предпринимателей. Вот это, я считаю — самая главная проблема», — говорит и.о. директора «Научно-методического центра информационно-аналитического обеспечения деятельности высших учебных заведений «Агроосвита» Татьяна ИЩЕНКО.
Подобные проблемы озвучивает и бизнес. «Когда студент приходит на предприятие, и от него ожидают, что он умеет пользоваться техникой, но у него нет таких навыков, то это, безусловно, весомый недостаток», — говорит советник президента Украинского клуба аграрного бизнеса по вопросам сотрудничества с аграрными вузами и научными учреждениями, координатор проекта «Агрошкола УКАБ» Елена КОВТУН. По ее словам, чтобы получить хорошего специалиста, компании либо перекупают его у конкурентов, либо сами его учат.
Кстати, на прошлой неделе специалисты рабочей группы № 4 подготовили общую концепцию реформирования образования в АПК, которую передадут в Минагропрод для последующих обсуждений и включения предложений в Комплексную стратегию.
Среди главных пунктов документа — способствовать большей консолидации учебных заведений и работодателей путем формирования целевых запросов предприятий для подготовки необходимых им специалистов с определенными знаниями, навыками и компетенциями. Кроме этого, планируется привлечь альтернативные источники финансирования аграрных учебных заведений и внедрить механизм студенческих займов для оплаты обучения в университете.
В сфере науки предлагается, в частности, усилить связь между государственными научными учреждениями и предприятиями АПК путем формирования целевых запросов на научные исследования и финансирование их аграрным бизнесом, разработать программы интернационализации государственных научно-исследовательских заведений с целью их интеграции в Европейскую исследовательскую зону (ERA), а также привести действующее законодательство в патентно-лицензионной сфере в соответствие с нормами международного и европейского права интеллектуальной собственности.
Среди предложений в сфере инновации — создание сети совещательных служб на областном и районном уровнях с представительством в сельских (поселковых) советах и Национального информационного центра — электронной платформы сельскохозяйственной и экономической информации (перечень инновационных продуктов и информации по технологиям и технико-экономическому обоснованию инвестиционных проектов).
«Мы должны готовить кадры для аграрной отрасли, компетенцию которых определяет товаропроизводитель, то есть — бизнес. Поэтому стоит также постоянно реагировать на вызовы предпринимателей», — говорит Татьяна Ищенко. В качестве примера успешного взаимодействия предпринимателей и педагогов она приводит Сумской национальный аграрный университет. «Теперь в этом учебном заведении 40 студентов готовится по системе, где компетенции определил бизнес. Академическая свобода в университете такова, что они могут менять подходы, методы и реагировать на вызовы бизнеса», — говорит Ищенко и добавляет, что такое же направление работы есть во Львовском национальном университете.
«На стратегию нужно смотреть с точки зрения грантодателя, который будет финансировать в дальнейшем сельское хозяйство. Поэтому необходима четкая стратегия с конкретными целями, под которую будут разрабатываться фактические шаги. А уже потом можно искать финансирование. Значит над стратегией нужно еще хорошо поработать, хотя она значительно лучше той, которая была предложена с самого начала. На мой взгляд, нужно сначала научить преподавателя учить студента. Поэтому необходимо, чтобы подобные программы писал представитель бизнеса, который полностью знает работу рынка, и представитель образования», — отмечает Елена Ковтун.
Выпуск газеты №:
№101, (2015)Section
Экономика