«Нужен международный аудит»
Михаил ГОНЧАР — почему ситуацию с «грязной нефтью» в трубопроводе «Дружба» нельзя прощать России![](/sites/default/files/main/articles/07052019/sar_2804.jpg)
Некачественное нефтесырье из РФ уже прокачивают в Европу. Впрочем, для производства горючего ни Украина, ни Беларусь его не используют.
Беларусь временно прекратила экспорт светлых нефтепродуктов в Украину, Польшу и государства Балтии. Причина — ограничение нефтепереработки из-за поступления некачественного сырья из России. В то же время экспорт из Беларуси темных нефтепродуктов (мазуты, битумы, гудроны) сохранен в полном объеме. Проблемная ситуация, напомним, возникла в конце прошлой недели, когда на Мозирском нефтеперерабатывающем заводе обнаружили серьезные отклонения качества нефти марки Urals, которая поступает по трубопроводу «Дружба» из России. Анализ некоторых проб выявил превышение нормы содержания в сырье хлорорганических соединений почти в 100 раз. В этой связи сразу же после первых тревожных сообщений из Беларуси отечественная государственная компания «Укртранснефть» усилила контроль российского углеводородного сырья. На предприятии заявили о прекращении переработки и накопления российской нефти, заверив, что оборудованию отечественных НПЗ теперь ничего не угрожает. В то же время предупредили: некачественный российский ресурс может повредить нефтепроводы, по которым он поставляется в Европу. Кстати, испорченная нефть уже достигла европейских НПЗ. В частности, в понедельник — немецкого нефтеперерабатывающего предприятия, расположенного на северной ветви трубопровода «Дружба», во вторник — венгерского НПЗ группы MOL (южная ветвь нефтепровода, что пролегает через Украину). Чем же вызваны проблемы с качеством сырья и как они могут отразиться на отечественном рынке нефтепродуктов? Тем более, что эта ситуация фактически совпала во времени с анонсированным Москвой внедрением (с 1 июня) ограничений поставок сырой нефти и нефтепродуктов в нашу страну... Обо всем этом мы поговорили с президентом Центра глобалистики «Стратегия ХХI» Михаилом ГОНЧАРОМ.
— Господин Михаил в Кремле уже назначили виновного за «диверсию» с загрязненной нефтью. Согласны ли вы с этим? И что, по вашему мнению, случилось в действительности?
— Раньше или позже чрезвычайная ситуация должна была случиться. Вот она и случилась. Но то, что нам показывают, является лишь вершиной айсберга. В Москве давно знают о проблеме ухудшения качества российской экспортной смеси. Даже были комплексы предложений, суть которых сводилась лишь к тому, чтобы выделить более качественную нефть Западной Сибири в отдельный поток, а высокосерную нефть из истощенных месторождений Урало-Поволжья транспортировать на экспорт и продавать с большими скидками. Но такой подход будет означать катастрофу для нефтезависимых экономик Татарстана, Башкортостана и Удмуртии, поскольку тогда получаемые доходы, а точнее то, что от них останется после изъятия своей части прибыли нефтяными компаниями и выведения их в оффшоры, а также уплаты федеральных налогов, не будут покрывать на местном уровне затраты по добыче и поддержке экологических стандартов.
Они склонны к таким версиям в силу своей принадлежности к КГБ-ФСБ. Но возникает вопрос: «кто диверсант?» Кто совершил эту диверсию, которую уже оценивают в 5 миллионов тонн нефти. Хотя сначала говорили о нескольких сотнях тонн. Однако сегодня в РФ уже признают, что объемы были колоссальные.
Если продолжать линию диверсии, то такого масштаба ее могли совершить только два субъекта в России — это компания «Роснефть», она — наибольший экспортер нефти в России (ей принадлежит около 40% экспорта), или сама «Транснефть», что выглядит достаточно комично.
Возможно, «Роснефть» просто попробовала избавиться от неликвидной нефти, которая у нее собралась из разных поставок разных нефтедобывающих компаний. План был такой: «Авось пройдет». Не прошло.
Диверсантом же признали компанию, которая имела свой узел слива в систему «Транснефти», хотя понятно, что через этот узел не могло пройти 5 млн.тонн. Да и этот узел строился, чтобы брать нефть из системы «Роснефти» для своего нефтеперерабатывающего завода, расположенного неподалеку. Ситуация выглядит достаточно абсурдно. Назначили козла отпущения. И всевозможными способами скрывают, кто же в действительности был отправителем загрязненной нефти.
— А вы как думаете, что произошло на самом деле?
— Я думаю, что в основном это была нефть «Роснефти».
— Почему?
— Во-первых, только «Роснефть» могла это сделать, не боясь последствий. По влиянию они давно превзошли «Газпром». В «Роснефти» сегодня серьезные проблемы. Они серьезно влипли в Венесуэле, «влетели» там на многие миллиарды долларов. Выполняли директиву Кремля. Помогали братскому венесуэльскому режиму, и мы помним, когда в 2014-ом было рекордное падение цен на нефть и введение антикремлевских санкций на Западе, «Роснефть» тогда была в критическом положении, и понадобилось делать многомиллиардную инъекцию из Фонда благосостояния.
Сегодня у РФ значительно более скромные возможности помочь «Роснефти», чем были в 2014 году.
Это позволяет допускать, что «Роснефть» решила улучшить свое финансовое положение, сбагрив большую партию некачественной нефти. И они прекрасно понимали, что ответственность за это будет нести «Роснефть». Потому что именно она принимает нефть и доставляет ее.
— Это такие сугубо российские дела вы описываете. Ситуация масштабная и зацепила и нас, Беларусь, Польшу, страны Балтии. Какие выводы нужно, по вашему мнению, сделать нам из этой истории?
— В Европе до сих пор много потребителей российской нефти — и это правда. Ясно, что они имеют право знать, что в действительности произошло. Во-вторых, эта ситуация показала, что система контроля качества нефти не сработала. И «Транснефть» оправдывается, что они это качество не очень и контролируют, мол, есть поставщик, есть «ГОСТы». Соответственно, мы не имеем гарантий, что ситуация с закачкой нефти не соответствующего качества не повторится в будущем.
— Как их можно получить?
— Появляется вопрос необходимости проведения международного аудита и системы «Транснефти», и «Роснефти». Некачественная нефть попала не только в трубопровод «Дружба», но и в балтийскую трубопроводную систему.
Интересно, что разработчик препарата «Новичок», который живет в США, — Уол Мирвзоянов, указал на то, что там, где есть хлорорганические соединения, обязательно есть диоксин — чрезвычайно высокотоксичное соединение. Конечно, при контроле качества нефти никто не проверяет содержание диоксина, потому что его там не может быть в принципе. Это еще одно доказательство того, что должен состояться серьезный международный аудит. Если бы и отправителем, и потребителем были российские компании — то дело внутригосударственное. Но россияне продают эту нефть за границу, транспортируя ее по системам магистральных трубопроводов ряда стран, соответственно это уже далеко не внутренняя проблема.
— Были заявления, что эта грязная нефть может даже навредить трубопроводу, мол, эти токсичные соединения, которые она содержит, «разъедают» трубы. Это правда?
— Наибольшая угроза для нефтеперерабатывающих заводов. И Беларусь на себе это почувствовала. Для трубопроводов уровень риска значительно ниже, но конечно, если гонять все время такие объемы «грязной» нефти — это будет влиять. Возможно, не столько на состояние трубопроводов, сколько на состояние насосов, которые перекачивают нефть на станциях.
Кстати, «Укртранснефть» как-то слишком быстро выпустила сообщение, что загрязненная нефть не вредна нефтетранспортной системе. Очень мало времени прошло для таких категорических выводов. Должно было бы быть проведено исследование. Как можно говорить о том, что нет оснований хлопотать о возмещении убытков, потому что не было повреждений, если даже не иметь представления, в какой концентрации в транспортированной нефти был дихлоритан?
Польская компания заняла более умеренную позицию. И это разумно.
— Как будут утилизировать загрязненную нефть? 5 миллионов тонн — это же колоссальный объем.
— Да. И часть его попала к нам в Украину. То, что известно сегодня, — россияне будут брать свою нефть с территории Беларуси, по железной дороге транспортировать в Новороссийск, где есть нефтяной терминал, смешивать ее с качественной нефтью и постепенно отправлять на экспорт.
Что будет делаться в нашем случае — неизвестно. Кто будет компенсировать «Укртранснефти» сервис для «Транснефти» — неизвестно. Кстати, интересно, что мы тоже качество нефти не контролируем, как оказалось, доверяем информации, которая поступает с белорусской стороны.
К ТЕМЕ
Прокачка российской нефти Urals европейским потребителям через трубопровод «Дружба» не возобновлена, а содержание органического хлора в нефти из России, которую перегружают на танкеры в балтийском порту Усть-Луга, до сих пор не соответствует нормам. Об этом сообщило агентство Reuters со ссылкой на источники среди участников рынка.
Собеседник в белорусском «Белнефтехиме» рассказал, что концерн не имеет данных о сроках возобновления прокачки нефти в Европу через трубопровод «Дружба». Он добавил, что Мозырский нефтеперерабатывающий завод пока не начал переработку Urals и промывает оборудование.
Минэнерго РФ сообщило, что ожидает начала поставок качественной нефти в Усть-Луге 7 мая.
Выпуск газеты №:
№79-80, (2019)Section
Экономика