Перейти к основному содержанию

«Нужен международный аудит»

Михаил ГОНЧАР — почему ситуацию с «грязной нефтью» в трубопроводе «Дружба» нельзя прощать России
07 мая, 18:40
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Некачественное нефтесырье из РФ уже прокачивают в Европу. Впрочем, для производства горючего ни Украина, ни Беларусь его не используют.

Беларусь временно прекратила экспорт светлых нефтепродуктов в Украину, Польшу и государства Балтии. Причина — ограничение нефтепереработки из-за поступления некачественного сырья из России. В то же время экспорт из Беларуси темных нефтепродуктов (мазуты, битумы, гудроны) сохранен в полном объеме. Проблемная ситуация, напомним, возникла в конце прошлой недели, когда на Мозирском нефтеперерабатывающем заводе обнаружили серьезные отклонения качества нефти марки Urals, которая поступает по трубопроводу «Дружба» из России. Анализ некоторых проб выявил превышение нормы содержания в сырье хлорорганических соединений почти в 100 раз. В этой связи сразу же после первых тревожных сообщений из Беларуси отечественная государственная компания «Укртранснефть» усилила контроль российского углеводородного сырья. На предприятии заявили о прекращении переработки и накопления российской нефти, заверив, что оборудованию отечественных НПЗ теперь ничего не угрожает. В то же время предупредили: некачественный российский ресурс может повредить нефтепроводы, по которым он поставляется в Европу. Кстати, испорченная нефть уже достигла европейских НПЗ. В частности, в понедельник — немецкого нефтеперерабатывающего предприятия, расположенного на северной ветви трубопровода «Дружба», во вторник — венгерского НПЗ группы MOL (южная ветвь нефтепровода, что пролегает через Украину). Чем же вызваны проблемы с качеством сырья и как они могут отразиться на отечественном рынке нефтепродуктов? Тем более, что эта ситуация фактически совпала во времени с анонсированным Москвой внедрением (с 1 июня) ограничений поставок сырой нефти и нефтепродуктов в нашу страну... Обо всем этом мы поговорили с президентом  Центра глобалистики «Стратегия ХХI» Михаилом ГОНЧАРОМ.

— Господин Михаил в Кремле уже назначили виновного за «диверсию» с загрязненной нефтью. Согласны ли вы с этим? И что, по вашему мнению, случилось в действительности?

— Раньше или позже чрезвычайная ситуация должна была случиться. Вот она и случилась. Но то, что нам показывают, является лишь вершиной айсберга. В Москве давно знают о проблеме ухудшения качества российской экспортной смеси. Даже были комплексы предложений, суть которых сводилась лишь к тому, чтобы выделить более качественную нефть Западной Сибири в отдельный поток, а высокосерную нефть из истощенных месторождений Урало-Поволжья транспортировать на экспорт и продавать с большими скидками. Но такой подход будет означать катастрофу для нефтезависимых экономик Татарстана, Башкортостана и Удмуртии, поскольку тогда получаемые доходы, а точнее то, что от них останется после изъятия своей части прибыли нефтяными компаниями и выведения их в оффшоры, а также уплаты федеральных налогов, не будут покрывать на местном уровне затраты по добыче и поддержке экологических стандартов.

Они склонны к таким версиям в силу своей принадлежности к КГБ-ФСБ. Но возникает вопрос: «кто диверсант?» Кто совершил эту диверсию, которую уже оценивают в 5 миллионов  тонн нефти. Хотя сначала говорили о нескольких сотнях тонн. Однако сегодня в РФ уже признают, что объемы были колоссальные.

Если продолжать линию диверсии, то такого масштаба ее могли совершить только два субъекта в России — это компания «Роснефть», она — наибольший экспортер нефти в России (ей принадлежит около 40% экспорта), или сама «Транснефть», что выглядит достаточно комично.

Возможно, «Роснефть» просто попробовала избавиться от неликвидной нефти, которая у нее собралась из разных поставок разных нефтедобывающих компаний. План был такой:  «Авось пройдет». Не прошло.

Диверсантом же признали компанию, которая имела свой узел слива в систему «Транснефти», хотя понятно, что через этот узел не могло пройти 5 млн.тонн. Да и этот узел строился, чтобы брать нефть из системы «Роснефти» для своего нефтеперерабатывающего завода, расположенного неподалеку. Ситуация выглядит достаточно абсурдно. Назначили козла отпущения. И всевозможными способами скрывают, кто же в действительности был отправителем загрязненной нефти.

А вы как думаете, что произошло на самом деле?

— Я думаю, что в основном это была нефть «Роснефти».

Почему?

— Во-первых, только «Роснефть» могла это сделать, не боясь последствий.  По влиянию они давно превзошли «Газпром». В «Роснефти» сегодня серьезные проблемы. Они серьезно влипли в Венесуэле, «влетели» там на многие миллиарды долларов. Выполняли директиву Кремля. Помогали братскому венесуэльскому режиму, и мы помним, когда в 2014-ом было рекордное падение цен на нефть и введение антикремлевских санкций на Западе, «Роснефть» тогда была в критическом положении, и понадобилось делать многомиллиардную инъекцию из Фонда  благосостояния.

Сегодня у РФ значительно более скромные возможности помочь «Роснефти», чем были в 2014 году.

Это позволяет допускать, что «Роснефть» решила улучшить свое финансовое положение, сбагрив большую партию некачественной нефти. И они прекрасно понимали, что ответственность за это будет нести «Роснефть». Потому что именно она принимает нефть и доставляет ее.

Это такие сугубо российские дела вы описываете. Ситуация масштабная и зацепила и нас, Беларусь, Польшу, страны Балтии. Какие выводы нужно, по вашему мнению, сделать нам из этой истории?

— В Европе до сих пор много потребителей российской нефти — и это правда. Ясно, что они имеют право знать, что в действительности произошло. Во-вторых, эта ситуация показала, что система контроля качества нефти не сработала. И «Транснефть» оправдывается, что они это качество не очень и контролируют, мол, есть поставщик, есть «ГОСТы». Соответственно, мы не имеем гарантий, что ситуация с закачкой нефти не соответствующего качества не повторится в будущем.

— Как их можно получить?

— Появляется вопрос необходимости проведения международного аудита и системы «Транснефти», и «Роснефти». Некачественная нефть попала не только в трубопровод «Дружба», но и в балтийскую трубопроводную систему.

Интересно, что разработчик препарата «Новичок», который живет в США, — Уол Мирвзоянов, указал на то, что там, где есть хлорорганические соединения, обязательно есть диоксин — чрезвычайно высокотоксичное соединение. Конечно, при контроле качества нефти никто не проверяет содержание диоксина, потому что его там не может быть в принципе. Это еще одно доказательство того, что должен состояться серьезный международный аудит. Если бы и отправителем, и потребителем были российские компании — то дело внутригосударственное. Но россияне продают эту нефть за границу, транспортируя ее по системам магистральных трубопроводов ряда стран, соответственно это уже далеко не внутренняя проблема.

Были заявления, что эта грязная нефть может даже навредить трубопроводу, мол, эти токсичные соединения, которые она содержит, «разъедают» трубы. Это правда?

— Наибольшая угроза для нефтеперерабатывающих заводов. И Беларусь на себе это почувствовала. Для трубопроводов уровень риска значительно ниже, но конечно, если гонять все время такие объемы «грязной» нефти — это будет влиять. Возможно, не столько на состояние трубопроводов, сколько на состояние насосов, которые перекачивают нефть на станциях.

Кстати, «Укртранснефть» как-то слишком быстро выпустила сообщение, что загрязненная нефть не вредна нефтетранспортной системе. Очень мало времени прошло для таких категорических выводов.  Должно было бы быть проведено исследование. Как можно говорить о том, что нет оснований хлопотать о возмещении убытков, потому что не было повреждений, если даже не иметь представления, в какой концентрации в транспортированной нефти был дихлоритан?

Польская компания заняла более умеренную позицию. И это разумно.

Как будут утилизировать загрязненную нефть?  5 миллионов тонн — это же колоссальный объем.

— Да. И часть его попала к нам в Украину. То, что известно сегодня, — россияне будут брать свою нефть с территории Беларуси, по железной дороге транспортировать в Новороссийск,  где есть нефтяной терминал, смешивать ее с качественной нефтью и постепенно отправлять на экспорт.

Что будет делаться в нашем случае — неизвестно. Кто будет компенсировать «Укртранснефти» сервис для «Транснефти» — неизвестно.  Кстати, интересно, что мы тоже качество нефти не контролируем, как оказалось, доверяем информации, которая поступает с белорусской стороны.

К ТЕМЕ

Прокачка российской нефти Urals европейским потребителям через трубопровод «Дружба» не возобновлена, а содержание органического хлора в нефти из России, которую перегружают на танкеры в балтийском порту Усть-Луга, до сих пор не соответствует нормам. Об этом сообщило агентство Reuters со ссылкой на источники среди участников рынка.

Собеседник в белорусском «Белнефтехиме» рассказал, что концерн не имеет данных о сроках возобновления прокачки нефти в Европу через трубопровод «Дружба». Он добавил, что Мозырский нефтеперерабатывающий завод пока не начал переработку Urals и промывает оборудование.

Минэнерго РФ сообщило, что ожидает начала поставок качественной нефти в Усть-Луге 7 мая.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать