Нужен «очень сильный Антимонопольный комитет»
Об особенностях анонсированной премьером второй волны масштабной приватизации государственного имущества в Украине
Украину ожидает масштабная приватизация. Соответствующий экономический шаг анонсировал в прошлый четверг премьер-министр Украины Арсений Яценюк во время презентации в ВР программы действий правительства на следующий год. Кабмин предложил оставить всего 300 объектов в государственном управлении. «Если cейчас у нас около 1500 объектов не подлежат приватизации, то есть, подлежат разворовыванию политическими кланами, мы предлагаем исключить из этого списка 1200 объектов», — сказал Арсений Яценюк.
Планируется, отметил он, ввести механизм международного аудита всех государственных компаний, в том числе и тех, которые будут идти на приватизацию, и продажу пакетов государственных акций на международных биржах. При этом, пообещал премьер, потенциальных покупателей не будут «ограничивать». Кроме этого, сроки приватизации будут определяться в зависимости от того, когда экономическая ситуация «позволит дороже продать объекты».
Спешить с продажей госимущества не хотят и в обновленном Министерстве экономического развития и торговли. «Моя позиция — масштабная приватизация на прозрачных условиях, когда будут нормальные рыночные условия. Если мы сейчас будем продавать, то люди будут удивляться, как можно в военное время что-то продать за хорошую цену», — заявил новый министр Айварас Абромавичус. По его словам, прежде всего, нужно провести реформу управления этими предприятиями и аудит их деятельности.
Впрочем, о количестве объектов, которые будут проданы в частные руки, и сроках их продажи придется поспорить. Ведь, согласно Коалиционному договору, выполнение которого все же включили в программу действий правительства, в госсобственности должно остаться 500 объектов. Кроме этого, отмечается, что первые объекты передадут в Фонд государственного имущества Украины уже в течение полугода. А весь процесс продажи должен завершиться в течение трех лет.
Согласно тексту Коалиционного соглашения, будут приватизированы все угледобывающие предприятия (в соответствии с Законом Украины «Об особенностях приватизации угледобывающих предприятий»), морские порты (в том числе приостанавливается передача их в долгосрочную концессию), государственные предприятия, которые подчиняются Минагрополитики. Не будут продавать организации и предприятия, которые обеспечивают выполнение функций органов государственной власти или же которые являются перспективными для развития госсектора. Кроме того, объекты, которые никто так и не купил, будут ликвидировать.
По своей сути, приватизация преследует две цели. Первая — наполнение бюджета. Впрочем, по данным Министерства финансов Украины, с начала года и до ноября государство продало своего имущества на почти 60 миллионов гривен. Согласно действующей редакции госбюджета, поступления такого типа должны были составить 17 миллиардов. Очевидно, что сегодня торговля «не идет», и существенного пополнения бюджета ожидать не стоит.
«Если говорить объективно — сейчас у нас один из самых неблагоприятных периодов для проведения приватизации. Даром, конечно, можно отдать. Но весь опыт этого процесса в Украине показывает, что мы ставим целью — саму приватизацию. Но это лишь средство достижения высшей эффективности экономики. Главное, не подменять понятие», — говорит экс-министр экономики Василий Роговой. По его словам, при сегодняшней экономической ситуации внутри Украины и с неблагоприятным инвестиционным климатом, надеяться, что мы можем за наши предприятия получить большие средства и существенно пополнить бюджет наивно. Ведь внутренних инвесторов в стране — нет, а иностранные инвесторы — наоборот, идут из страны.
Вторая цель приватизации — продажа неэффективных объектов, которыми государство не в состоянии заботиться. «В этом и заключается ключевой вопрос приватизации. То есть, какие объекты будут приватизированы, и насколько эффективнее они будут работать, когда будут управляться частным собственником», — говорит Василий Роговой.
Тем более, наличие большого количества государственных предприятий в Украине — является также источником коррупции. «Люди, которые руководят этими предприятиями или которые, скажем, имеют влияние на управление этими предприятиями, пытаются контролировать соответствующие финансовые потоки, не думают о развитии предприятия и государство не может наладить эффективное управление этими предприятиями в тех масштабах, которые непосредственно ожидаются», — объясняет директор Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский.
Вместе с тем, в Украине на сегодня нет четкого механизма регуляции приватизированных предприятий. «Мы абсолютно не отслеживаем, что творится с приватизированными системообразующими предприятиями, не говоря уже о менее масштабных объектах», — говорит бывший министр экономики. Как пример, Василь Роговой приводит предприятия, приватизированные с российским капиталом, в частности, — и Одесский и Лисичанский нефтеперерабатывающие заводы. «И что мы сейчас там имеем? У нас полностью приватизирована нефтеперерабатывающая промышленность. Разве мы изготовляем качественный бензин? Наши НПЗ — все стоят, мы закупаем все по импорту. Вот и пример приватизации», — добавляет он.
«Есть много стран мира, где водоснабжение или электричество предоставляется частными компаниями. Но вместе с тем, там существует очень сильный Антимонопольный комитет, или какая-то другая очень сильная структура, которая не позволяет естественным монополиям воспользоваться своим правом и соответствующим образом это все регулирует», — добавляет Валентин Бураковский.
Выпуск газеты №:
№236, (2014)Section
Экономика