Нужна критическая масса
Польский опыт — малому бизнесу Украины![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20051007/4184-5-1.jpg)
Недавно вместе с депутатами сельсовета и предпринимателями из села Фурсы на Киевщине пришлось изучать опыт местного самоуправления и организации малого и среднего бизнеса в одной из гмин (сельсоветов) Польши. Там, в частности, посетили частную птицефабрику, хлебопекарню и ряд других малых и средних предприятий.
Бросилось в глаза, что созданы они практически с ноля. У Ричарда Литвина сначала был небольшой птичник на пять тысяч кур. Взяв кредит, построил по немецкой технологии птицеферму на 90 тысяч. У бывшего пекаря Войцеха Старостки — собственная пекарня, хлеб которой славится на всю округу, потому что печется по старинным рецептам и из собственного зерна, которое перерабатывается на собственной же мельнице. В уездном городе у Старостки пиццерия. А еще есть небольшая свиноферма, где используются отходы всех этих предприятий.
Под впечатлением от процветания частной инициативы у соседей, решил сделать небольшое сравнительное экспрес-исследование. По дороге домой, по трассе Краков — Киев, попросил спутников поработать. Мы решили посчитать бизнес, который можно было увидеть из окон автобуса по обе стороны дороги с рекламных щитов или воочию. Договорились, что эксперимент будет длиться 30 минут. Если по дороге город — данные о нем не учитывать. Аналогичные наблюдения были проведены на территории Львовской и Киевской областей.
Результаты — поразительные. В Польше за 30 минут (проехали 30-40 км) мы зарегистрировали (на 8 страницах) 31 магазин, в том числе —строительных материалов — 7, обуви, одежды и других товаров — 4, красок — 4, сумермаркетов — 3, а также по продаже окон-дверей, велосипедов, бензопил, мебели, электротовары, металлоизделий. В список попали также 17 гостиниц и заведений питания (в т. ч. 5 семейных гостиниц), 28 предприятий по предоставлению услуг автомобилистам, 16 аграрных предприятий и организаций, в том числе два тепличных хозяйства, четыре садоводческих и овочеводческих (каждое на трассе продает свою продукцию), два рассадника плодовых и декоративных деревьев. В аграрную главу записали ветеринарные услуги, кредитный союз, центр огородничества, пекарню, продажу навоза, живой рыбы, аграрный банк. Хорошо была представлена и строительная сфера: 6 предприятий по предоставлению строительных услуг, в том числе завод строительных конструкций. Рекламировались кровля, камины. Кроме того, мы зафиксировали шесть предприятий по предоставлению разнообразных услуг: продаже и рубке дров, погрузочные работы, скупке металла, приему стеклотары, ритуальные услуги.
Поражает буйная фантазия поляков в организации малого бизнеса. Все мы хором ахнули, когда увидели крестьянский двор с советской военной техникой — по два танка и самолета, вертолет, бронетранспортер и тому подобное. Хозяин купил все это у наших генералов, когда Советский Союз выводил свои войска из стран Варшавского договора. А какой дедушка или отец запретит своим внукам и детям залезть в танк или самолет и потрогать руками все, что крутится?!
Аналогичное исследование провели во Львовской и Киевской областях. Но тут за час я заполнил лишь одну страницу: традиционные шиномонтаж и автозаправки, несколько придорожных кафе, продажа из рук грибов, ягод, овощей и фруктов.
Почему такая колоссальная разница? На этот мой вопрос ответил Яков Усенко — преуспевающий предприниматель, заводовладелец по производству упаковочного оборудования: «Некому, пока нет критической массы предпринимателей».
Действительно, поляки всегда были предпринимателями, как по форме, так и по содержанию. Так, земля у них, даже в коммунистические времена, оставалась в частной собственности (кроме 15% земель в западной Польше, которые отошли от Германии после войны и где были созданы госхозы). Оставалось право на мелкий бизнес и в других сферах — позволялось нанять до пяти работников. А у нас частная инициатива последний век уничтожалась всеми методами, и люди разучились самостоятельно принимать решения, рисковать. Социализм отучил от этого. Тогда как у поляков это в крови.
Я всю жизнь преподавал в университете дисциплину «Планирование в аграрном предприятии». А в последние годы получаю особое удовольствие еще и от нового учебного курса «Управления проектами», который читаю будущим магистрам. По программе каждый студент должен разработать бизнес-план инвестиционного проекта в сфере АПК. Эта работа включает поиск предпринимательской идеи, исследование рынка продукции, разработку маркетинговой программы, обоснование организационно-правовой формы предпринимательства, план производства, управление рисками, финансовый и инвестиционный планы.
Кое-кто это делает формально. Но все же большинство, понимая, что завтра на рынке труда их ждет жесткая конкуренция, разрабатывают реальные и обоснованные планы. Заботой о будущем своей семьи проникнут бизнес-план студентки Елены Кондратенко. На земле родителей и бабушки в Макарове она спланировала выращивание и продажу капусты, ее рассады и продукции от переработки. То же можно сказать и о плане студентки Натальи Кривонос из Батурина, которым предусмотрено расширить небольшую родительскую пасеку до 100 ульев. А Алексей Новохатько свой бизнес-план уже реализовал — он фермер в Обуховском районе.
Конечно, все это выросло не на пустом месте. В Кагарлицком районе уже семь лет успешно работает молочная ферма на 50 коров, бизнес-план которой был выполнен на кафедре по заказу фермера Владимира Онуки. А на родине Т.Г. Шевченко два года действует холодильник на 100 т яблок. Его бизнес-план выполнен по заказу фермера Николая Олийныка. На Львовщине знают частный мясокомбинат Ивана Биласа, в основе которого также наш бизнес- план. Я верю, что будут реализованы и бизнес-планы, разработанные нашими студентами как дипломные работы по заказу предпринимателей (на изготовление одного миллиона банок «орехов в меду» и перевода птицефабрики на собственные комбикорма). Зреет, зреет критическая масса будущих предпринимателей в Украине...
Выпуск газеты №:
№184, (2005)Section
Экономика