Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

О «большой рыбе»...

Ярема КОВАЛИВ: «Большая часть продукции, которую потребляют украинцы, на самом деле своя, только «теневая»
26 сентября, 19:21
КИЕВ. ИЮНЬ 2016 ГОДА. ПЕРВЫЕ МЕСЯЦЫ РАБОТЫ НОВОГО РЫБООХРАННОГО ПАТРУЛЯ УЖЕ ДАЮТ РЕЗУЛЬТАТ: +24% ВЫЛОВА НА КИЕВСКОМ ВОДОХРАНИЛИЩЕ И +36% НА КАНЕВСКОМ / ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Европейский инвестиционный банк предоставит украинским аграриям кредит на 400 миллионов евро. Треть этих средств просто должна отойти малым фермерам на... рыбу. В этом убежден глава Госрыбагентства Ярема Ковалив. Молодой, но чрезвычайно амбициозный чиновник, который пришел на государственную службу немногим более года назад из бизнеса, убежден: украинцы могут из своих рек и себя прокормить, и хорошо заработать, лишь бы только «наверху» немножко помогли малому «аква-фермеру» и... не воровали.

Запущенный по инициативе Госрыбагентства 16 июня первый в Украине рыбный патруль на практике продемонстрировал, как только за счет эффективной системы контроля можно решить много текущих проблем незаконного, неподотчетного, неконтролированного рыболовства. «Официально в Украине вылавливается 80 тысяч тонн рыбы, а неофициально — все 200 тысяч. Это приблизительно 4 млрд грн в год. Теневые 4 миллиарда. Из них государство не получает ничего. Это «рыбная мафия», о которой все знают, однако долго не было инструмента, чтобы поймать за руку. Патруль стал таким инструментом», — заявил Ковалив.

По мнению Ковалива, государство способно решить проблемы отрасли через комплексный подход, который предусматривает работающий рыбный патруль, а также дерегуляцию и сокращение бюрократии для предпринимателей отрасли, упрощение условий работы для рыбного фермерства аквакультуры — чтобы выращивать товарную рыбу было более выгодно и проще, чем незаконно вылавливать. Так, по его мнению, необходимыми шагами являются внедрение сертификата происхождения рыбы, который будет сопровождать ее с момента вылова до прилавка магазина, препятствование реализации рыбы браконьерами и прозрачная процедура отчетности о вылове, в том числе через электронные системы.

Подробнее о проблемах и перспективах украинской рыбы — в интервью «Дню» главы  Госрыбагентства Яремы КОВАЛИВА.

— Вы заявили, что треть средств из кредита ЕИБ (а это 400 миллионов евро) должна пойти на финансирование такого направления, как «аквакультура и рыбное хозяйство», на кредиты для аквафермеров, развитие малого и среднего бизнеса. Объясните, каких ощутимых результатов может достичь отрасль и что принести за эти деньги?

— Украина имеет колоссальный потенциал выращивания рыбы в условиях аквакультуры, у нас едва ли не самая большая в Европе площадь внутренних водоемов — 1,2 миллиона гектаров.  Однако есть много препятствий для того, чтобы это аграрное направление начало активно расти.

Одно из этих препятствий — общеукраинское — это  отсутствие доступного финансирования для предприятий, которые хотят начать свою деятельность или уже ведут и хотят просто ее интенсифицировать. Поэтому критически важно, что ЕИБ обратил внимание на рыбную отрасль Украины и в рамках выделенных средств, 400 млн евро, предусмотрел такое направление, как аквакультура и рыбное хозяйство.

Эти средства наши предприниматели смогут получить по сниженным процентным ставкам по сравнению с обычными коммерческими кредитами. В предварительном обсуждении с европейцами условий предоставления этих кредитов речь шла о процентных ставках  около 12%.

Следующая важная часть этих средств —  финансирование как частного сектора, так и  инфраструктурных проектов, Госрыбагентство предложит  перечень   к рассмотрению  ЕИБ на предмет последующего финансирования. Один из примеров — современный завод по производству комбикормов, которые крайне необходимы для выращивания в условиях аквакультуры высокоценных  видов рыб — форели, осетровых. В Украине до сих пор не существует такого производства, комбикорма ввозятся из-за границы. В связи с девальвацией их стоимость очень выросла и не позволяет нашим предпринимателям использовать их в достаточном объеме. Конечно, это влияет на себестоимость и стоимость конечного продукта для украинских потребителей.  По оценкам экспертов, строительство завода по производству необходимых комбикормов в Украине значительно удешевит их для предпринимателей, будет содействовать  активному развитию аквакультуры.

Хочу отметить, что кредит ЕИБ — первый случай, когда помощь украинскому  рыбному  сектору предусмотрели международной финансовой программой, что подтверждает потенциал сектора. В свою очередь, Госрыбагенство активно поддержало этот проект, чтобы привлекать передовой, прежде всего, опыт европейских стран для развития рыбного хозяйства. Нашей целью было найти пути, чтобы обеспечить финансирование как реформирования нашей отрасли, так и развития аквакультуры. Поэтому в сфере аквакультуры — это значительный шаг для интенсификации, для возможности развития этого вида деятельности.

Конечно, есть очень много проблем в украинском законодательстве, связанных с получением водоемов в аренду, с платой за аренду. В этих направлениях мы тоже работаем. Законопроект о снижении арендной платы за земли водного фонда до 3% от нормативной оценки земли с 3-12% (как это было раньше) ожидает своего рассмотрения.

«В ТЕЧЕНИЕ МНОГИХ ЛЕТ У НАС НЕ БЫЛО ДОСТОВЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ О СОСТОЯНИИ ОТРАСЛИ»

Как бы вы сегодня коротко охарактеризовали ситуацию в рыбном хозяйстве Украины?

— В Украине в течение многих лет не было достоверной информации о состоянии рыбной отрасли, очень много  предприятий работает «в тени». Например,   Украина не знает, сколько предприятий ведет свою деятельность в сфере аквакультуры, достоверных объемов вылова. Из тех предприятий,  деятельность которых мы можем проанализировать, большинство использует экстенсивную форму выращивания. Из-за отсутствия  финансовых инструментов для развития для того, чтобы удешевить конечный продукт. При том, что  в большинстве стран рыбные хозяйства ведут интенсивное производство, применяют новейшие технологии.

К сожалению, в Украине сегодня говорить о широком внедрении новейших форм аквакультуры трудно. Конечно, есть отдельные исключения, фермеры, которые  разводят осетровых, устриц, креветки, тиляпию. Но это отдельные хозяйства, небольшие предприятия, которые только сейчас начинают активное общение между собой, попытки объединяться, обмениваться информацией.

Еще одной из проблем, которую мы видим общаясь с аквафермерами, является отсутствие необходимой информации об этом виде деятельности: как правильно заниматься; к кому можно обращаться в случае возникновения проблем, болезней рыбы; кто занимается селекцией в Украине; какие есть научные учреждения? Чтобы дать ответ на эти вопросы, Госрыбагентство инициировало создание  специального пособия, его подготовка на финальном этапе.

Что касается промышленного лова, то рыбное хозяйство — это небольшие предприятия. Преимущественно рыбаки-промысловики  эксплуатируют обветшалые материально-технические средства, многие официально занижают выловы, некоторые работают  в основном в тени.  Этому способствовала как нормативная регуляция, так и «схемы» при участии рыбинспекции. Кстати, первые месяцы работы нового рыбоохранного патруля на Киевщине уже дают результат: +24% вылова на Киевском водохранилище и +36% на Каневском.

Что касается морей, то там ситуация сложнее, хотя общий вылов за 6 месяцев этого года  вырос почти на 20,5% — до 16 тыс. тонн. На Азовском море объемы вылова в этом году растут и показывают хорошую динамику при существующей проблеме  обветшалого флота, рост на 22,1%, на Черном море — всего  на 4,9%, что ярко иллюстрирует  проблему с состоянием флота.

«БОЛЬШЕ ВСЕГО РЫБЫ ПОСТАВЛЯЕМ В ГЕРМАНИЮ, МОЛДОВУ, ГРУЗИЮ И КАЗАХСТАН»

—  По данным Госрыбагентства, 80% украинского рынка рыбы составляет импорт. А сколько рыбы мы экспортируем? Куда? Какую?  Расскажите, как изменялись эти показатели в течение 25 лет независимости Украины?

— 80% украинской рыбы составляет импорт — это по данным официальной статистики. Но если учесть теневой рынок, то расчет может быть кардинально другим. И выйдет, что большинство рыбы, которую потребляют украинцы, является украинской. Просто эта рыба — «теневая» не проходит через официальные  сети, она реализуется на базарах, на стихийных рынках.  У нас официальный вылов около 82 тыс. тонн, а неофициальный, по оценкам экспертов, — 200. Как я уже говорил, зарегулированность отрасли бюрократическими процедурами, неподобающая работа рыбохраны завели многих рыбаков «в тень». В прошлом году динамика изменилась  — предприниматели начинают  показывать реальные выловы, отсюда и рост вылова, который показывает статистика. И морской вылов, который я уже упоминал, и во внутренних водоемах — 6 месяцев 2016 г. — 6,9 тонн  +16,8%.

Если смотреть на  «рыбную» экспортную историю Украины за 20 лет, то ситуация невеселая, потому что экспорт уменьшился почти на 95 %, с 159,1 тыс. тонн (85 млн дол. США) в 1996 году до 8,6 тыс. тонн (17,7 млн дол. США) в 2015 году. Однако нужно понимать, что это во многом связано со значительным сокращением рыбопромышленного флота Украины, на который приходилась основная часть вылова и экспорта мороженой и свежемороженой океанической рыбы, и  потерей или окончанием сроков действия контрактов, которые были заключены еще во времена Советского Союза.

После разрыва торговых отношений с РФ наш экспорт тоже сильно упал, поскольку  основной поток экспорта шел именно туда. В 2014 г. общий экспорт был 48608,2 тыс. тонн, из которых 39624,9 тыс. тонн, или 82% — в Россию, соответственно общий экспорт в 2015 г. — это 17784,4. Больше всего рыбы поставляем в Германию, Молдову, Грузию и Казахстан. Но если говорить об общих объемах экспорта, это крохи по сравнению с тем потенциалом, который может быть. Нужно интенсифицировать производство рыбы в условиях аквакультуры. Потенциал экспорта рыбной продукции в Украине я оцениваю как достаточно высокий, и об этом свидетельствуют последние тенденции и события на рыбном рынке. Когда заинтересовались рыбной продукцией страны Ближнего Востока. При этом мы знаем, что традиционно наиболее перспективной экспортной составляющей украинского рынка является судак, есть предприниматели, которые успешно его экспортировали, в том числе и в  США.

ОБ ОТРАВЛЕНИИ РЕК, БЮДЖЕТЕ И ПРИВАТИЗАЦИИ

— Назовите три, по вашему мнению, самые весомые причины, которые сегодня мешают Украине развивать свое рыбное хозяйство.

— Я думаю, что самые весомые причины — они общегосударственные. Это отсутствие доступного финансирования, это ситуация с налоговой нагрузкой и непрозрачная регуляция, например для целей аквакультуры, выделения земельных участков.

Чтобы нивелировать эти причины, со стороны Госрыбагентства предпринят целый ряд шагов в соответствии с Концепцией реформирования рыбного хозяйства.

А  экология украинских водоемов? Какая она?

— С моей стороны давать оценку не очень корректно, это  компетенция Минэкологии. Если в общих чертах, то массовое отравление рек,  как, например, летом этого года по всей Украине — крайне негативно влияет на рыбные запасы. Есть локальные экологические проблемы — водяной орех на Киевщине, краснокнижное растение, которое так разрослось в месте  естественных нерестилищ, что  мешает возможности естественного воспроизведения рыбы. Активно сотрудничаем из Минэкологии, чтобы найти  решение этой проблемы.

Кроме того, есть факторы, которые нельзя однозначно отнести к экологическим, но которые влияют на рыбные запасы, — это изменение уровней воды в наших водохранилищах. По оценкам некоторых экспертов, уменьшение уровня воды в водохранилище на несколько  сантиметров в период нереста приводит к потерям большим, чем наносит нашим рыбным запасам браконьерство в течение целого года.

Сколько в Украине сегодня действующих государственных рыбхозов? Насколько, по вашим оценкам, они эффективно действуют?

— Из государственных предприятий у нас 2 действующих рыбхоза — Ирклиивский рыбопитомник и Погребищерыбхоз. У нас есть еще 4 бюджетных учреждения, которые занимаются выращивание мальков и зарыблением наших водоемов, в том числе и осетровыми. Погребище и Ирклиив показывают неплохие результаты деятельности, но если посмотреть на их потенциал, который они могут показывать, — то это в  несколько раз меньше продукции от того, что они могли бы поставлять на рынок Украины. 

Поэтому я являюсь сторонником передачи государственных объектов в частную собственность. Вместе с тем, 12 других  ГП уже внесены в список на приватизацию.

— Отрасль получает финансирование из госбюджета — в каком размере?

— В последние три года финансирование отрасли сводилось к финансированию зарплат,  финансированию коммунальных затрат, в 2016 г. — 120 млн грн. Средства, необходимые для капитальных затрат на реконструкцию наших заводов, селекцию, проведение научных мероприятий, программ зарыбления,  к сожалению, не выделяются. Надеемся, что ситуация изменится в 2017 году, в  предложении   в  госбюджет предусмотрен перезапуск  программ зарыбления и селекции, увеличение финансирования  на горюче-смазочные материалы, что критически важно для нашего рыбного патруля. Но здесь важно понимать, что использование  этих средств должно  осуществляться на принципиально иных принципах: исключительно прозрачные и открытые тендеры, контроль  выполнения заселения водных биоресурсов в наши водные объекты.

«В УКРАИНЕ ПОЯВИТСЯ НЕСКОЛЬКО НОВЕЙШИХ ПРЕДПРИЯТИЙ, КОТОРЫЕ БУДУТ НЕ ТОЛЬКО ВЫРАЩИВАТЬ РЫБУ, НО И ПЕРЕРАБАТЫВАТЬ ЕЕ»

— Недавно вы подписали Меморандум о взаимопонимании с гендиректором Ассоциации украинских импортеров рыбы. Где будут выращивать рыбу, в каких объемах, кто и как это отобразится на ценовом диапазоне на потребительском рынке? Почему компаниям становится выгодно выращивать рыбу здесь, а не завозить из других стран? Неужели только из-за обесценивания гривни?

— Думаю, что толчком однозначно стало обесценивание гривни. Но мы понимаем, что большую роль сыграли и  те перемены, которые произошли в рыбной отрасли в течение последнего года. Открытая деятельность Госрыбагентства,   меры по дерегуляции, которые мы осуществляем, диалог с игроками рынка и законодательные инициативы как его следствие, снижение уровня коррупции.  Даже просто работа с предпринимателями  построена  по принципу «услышать и помочь», а не по принципу «что-то себе на этом получить».

Я благодарен Ассоциации за то, что они отозвались на предложение о взаимодействии и сотрудничестве с Госрыбагентством. Нам очень приятно, что предприятия, которые ведут деятельность с западными партнерами, видели передовой опыт выращивания рыбы, переработки —  смогут теперь применить  свои знания и в Украине.

На мой взгляд, это очень позитивный сигнал для украинского рынка и для возможности интенсификации выращивания рыбы в условиях аквакультуры. Надеюсь, что результатом деятельности будет то, что в Украине появится несколько новейших предприятий, которые будут не только выращивать рыбу, но и перерабатывать ее, не только реализовывать продукцию на рынке Украины, но и откроют новый экспортный потенциал для продукции за границей.

Тем более что Ассоциация говорила о такой возможности относительно рынка США, стран Европы, Кавказа и Ближнего Востока. Им интересны все виды рыб, которые могут выращиваться в Украине в условиях аквакультуры: и классика, например карп, и новейшие направления — креветка, тиляпия, моллюски.

О конкретных объемах говорить  еще рано — сейчас изучаем возможности, предоставляем им всю необходимую информацию.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать