О главной реформе страны
Геннадий ЗУБКО: «Если хотим увидеть Украину независимым европейским государством, мы должны до осени провести децентрализацию»Децентрализация — одна из ключевых реформ, которые нужны Украине, убеждает власть. Однако информация о ней такая разнообразная, а иногда и противоречивая, что даже у экспертов возникают разночтения и дискуссии. Следовательно, на местах, как уже писал «День», возникает страх перед этими изменениями, из-за непонимания сути реформ, перерастающий в сопротивление.
Что же в действительности готовит Центр регионам, как от этого изменится жизнь каждого украинца и чем децентрализация поможет нам выиграть в войне за европейскую Украину — в эксклюзивном интервью «Дню» главного куратора и ответственного за реализацию этой реформы — вице-премьер-министра регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины Геннадия ЗУБКО.
— На прошлой неделе по Украине заработали региональные Офисы реформы. Расскажите детальнее, чем они будут заниматься, каких результатов правительство от них ожидает и какую пользу они принесут конкретному украинцу?
— Ключевой реформой из тех, которые проводятся в Украине, является децентрализация. А именно — передача полномочий власти на места, создание состоятельных территориальных общин, которые будут иметь свои финансы и возможность ими распоряжаться. А главное — перейти на то, чтобы все решения, касающиеся жизнеобеспечения территориальных общин, принимались на местах.
Децентрализация — это инструмент, с помощью которого мы передаем ресурсы и полномочия местным элитам. Дальше надо будет смотреть, каким образом каждый регион начнет развиваться. Да, они будут иметь разные стартовые возможности. У кого-то будет возможность развивать туризм, а у кого-то — добывающую, энергетическую отрасль. В сущности, проведя децентрализацию, мы откроем соревнование регионов по привлечению инвестиций. И это является, собственно, целью этой реформы.
Для этого практически вся необходимая нормативная база уже есть. Есть Законы «О принципах государственной региональной политики», «О добровольном объединении общин», «О сотрудничестве территориальных общин». Законы есть. Но они должны заработать.
Сегодня мало только принять законы в Киеве. Поэтому правительство разработало методику составления перспективных планов, которая четко определяет, кто, как и за какой срок должен сделать перспективные планы.
Накануне нового года мы приняли изменения к Бюджетному и Налоговому кодексам, в которых четко прописано, каким образом финансы остаются на местах, и установлена для органов местной власти дополнительная база для налогообложения — налог на недвижимость, налог на землю и акцизный налог. Эти изменения фактически направлены на обеспечение мотивации элит для создания нормального инвестиционного климата на местах.
А офисы, которые мы открыли, будут работать на то, чтобы имплементировать все эти законодательные изменения, запустить их в действие в регионах. Ведь до сих пор ключевой проблемой на местах является недостаточность информации относительно цели и сути реформы децентрализации, нехватка коммуникации между центральной и местной властью относительно того, каким образом заработает этот механизм... Все это порождает страх и сопротивление.
— К вопросу сопротивления мы еще вернемся. Скажите, региональные Офисы реформы для рядового гражданина — это что?
— Офис реформ — это институция, в которой есть руководитель и четыре сотрудника. Но это не просто люди, которые приходят на работу в девять и уходят в 18:00. Они нацелены на конкретный результат по «маршрутной карте». Это — эксперты, технологи, которые будут отрабатывать с общинами механизм их выстраивания, чтобы были обеспечены два принципа — эффективность и возможность предоставлять те публичные сервисы, которые люди должны получать: здравоохранение, образование и т. п.
— Какие, собственно, новые возможности децентрализация предоставит обычному украинцу?
— Одной из ключевых задач является прозрачное использование публичных средств. Человек, который платит налоги, должен четко понимать, каким образом эти деньги доходят до него в виде тех сервисов, которые он по закону «оплачивает» и хочет получить: здравоохранение, образование, административные услуги и т. п. Когда эта система работает четко и прозрачно, территориальная община видит, сколько у нее средств есть, сколько она тратит, и на основе этой информации она может определить, каким образом и куда развиваться, чтобы увеличить поступление в бюджет.
Конечно, здесь появляется вопрос к местным лидерам: насколько эффективно они смогут определить именно те кластеры, по которым их регион может развиваться. Правительство обязано им в этом помочь.
Я понимаю, что можно пригласить Boston Consulting Group или еще кого-то, кто проведет анализ территории, разложит на кластеры, скажет, что, когда и куда надо инвестировать. Но я думаю, что нам все же следует «запускать» местных лидеров. Мы должны помочь, но только с точки зрения общей экономики сказать, что в этом регионе может состояться. Поэтому сегодня мы создаем при Министерстве департамент регионального развития. Кстати, через открытый конкурс привлекаем специалистов. И этот департамент должен будет подсказывать, что именно в той или иной области мы должны развивать вместе с общиной. Финансы есть, полномочия есть. Правительство сегодня еще дополнительно выделяет средства на развитие транспортной инфраструктуры, которая, в свою очередь, должна будет «запустить» малый и средний бизнес, который построится вокруг этих дорог, обеспечит туристический, рекреационный сервис.
Это все и является теми практическими вещами, которые принесет конкретному гражданину децентрализация: качество обслуживания, нормальная транспортная инфраструктура, прозрачность расходов их налогов... А главное — ощущение, что ты живешь в состоятельной общине, которая не ожидает: заплатят из Киева зарплату или нет. Она сама себя содержит. Более того, в соответствии с Европейской хартией о местном самоуправлении, территориальная община имеет возможность заплатить ту заработную плату, которую человек, которого они избрали руководить территорией, заработал. И это еще один важный момент, который я бы хотел отметить. Сегодня вся государственная служба в Украине — это 450 тысяч людей. В местном самоуправлении работает — до 70 тысяч. После реформы ситуация должна в корне измениться. Только 100-120 тысяч людей останутся на государственной службе. Все остальные будут в местном самоуправлении. И если на государственной службе у нас действует четкое ограничение по заработным платам, то в органах местного самоуправления, в соответствии с Европейской хартией, они платят ту заработную плату, которую община может себе позволить.
«У НАС ЕСТЬ ПЯТЬ МОЩНЫХ ОБЛАСТЕЙ»
— По состоянию на сегодня, какие территории наиболее готовы к «самостоятельному плаванию»?
— Децентрализацию в Украине ждут уже очень давно. Единственное, что до 2015 года обсуждали ее теоретически. А когда мы провели бюджетную и финансовую децентрализацию, все стало более или менее понятно на практике. Когда приняли областные, районные, сельские бюджеты, мы четко увидели, сколько сегодня сельские и поселковые советы, кроме того, что получают заработную плату из Киева, еще имеют. И практически в каждом районе есть приблизительно 35-40 % общин, которые, мы четко это понимаем, должны будут присоединиться, потому что сами себя они не то что удержать не могут, они своим гражданам, живущим на этой территории, не могут предоставить те сервисы, которые должны.
Мы уже понимаем, что у нас есть пять передовых в этом направлении областей. Это — Киевская, Кировоградская, Черкасская, Одесская, Винницкая область. Сегодня еще «подтягивается» Житомирская. Все они уже имеют понимание, как надо будет провести объединение территориальных общин.
Конечно, есть области, которые еще не включились в работу. Но для того, чтобы их «подтянуть», мы и создаем региональные Офисы реформ.
Главное, создавая карту перспективного плана объединения территорий, мы должны четко ответить на вопрос: чем именно эта община в будущем будет отличаться от другой, какой у нее план развития. Для этого надо проанализировать, что есть на территории: какие предприятия, природные ресурсы, куда надо направить инвестиции. Это — задача специалистов, которых, к сожалению, нам сегодня не хватает. Мы уже подписали меморандум с Советом Европы, который предоставил нам дополнительную возможность открыть эти Офисы реформ. USAID помогает: выделило средства на содержание и технологическое сопровождение всех Офисов. Но экспертного ресурса не хватает.
Я встречался с вице-премьер-министром Словении, польской, немецкой, швейцарской стороной по программе DESPRO, все сегодня готовы предоставлять Украине экспертов. Схема, когда везут группу украинцев в Европу и показывают, как это работает, нам уже не нужна. Мы четко понимаем, что в Европе лучше. Знаем, как живет Польша, Швеция. Нам необходимо здесь, в Андрушевском районе Житомирской области показать, что нужно сделать. И когда у нас уже есть Офисы реформ, мы можем к ним подключать экспертов и из Швейцарии, и из Словении... Есть база, на которой можно работать.
Сегодня появляется много людей, которые, с моей точки зрения, в будущем станут элитами местных общин. Они мотивированы, амбициозны, порядочны и образованы. Думаю, именно эти люди на следующих местных выборах будут играть ключевую роль.
Возвращаясь к теме бюджетной децентрализации, отмечу, что государство получило еще один позитивный эффект от этого шага. За первый квартал в этом году местные бюджеты получили 21 миллиард гривен. Конечно, учитывая инфляцию, трудно понять — это много или мало. Поэтому я предлагаю смотреть на процентное соотношение. За первый квартал в этом году поступило 27 % всего годового бюджета. Хотя в принципе, согласно методике, первый квартал является самым слабым в году и всегда приносил доходов на уровне 21-22 %. Во-вторых, около 10 областей уже выполнило 50 % годового плана по сбору акцизного налога. Киевская и Черкасская собрали уже 100 % годового акциза. Сегодня органы местного самоуправления усиленно работают над созданием базы налогообложения по земле, недвижимости... Они весьма мотивированны. К примеру, я приезжаю в Одессу, а меня городской председатель спрашивает: я могу в порт зайти и попросить, чтобы они заплатили налог? Смысл этой реформы в оптимизации. Меня министр обороны спрашивает, почему мы должны платить местному самоуправлению за землю, которой пользуемся, мы же армия? Ответ простой: вы оптимизируйте свою землю, нужно ли вам столько полигонов, столько недвижимости. Если вы за это не будете платить, вы никогда это не будете ценить и никогда от этого не откажетесь.
По Украине уже идет мощное движение. И я думаю, что уже через месяц мы увидим кроме 5-6 областей, которые уже имеют перспективные планы, намного больше. Но, с другой стороны, нам бы не хотелось «толкать». Решение, принятое добровольно, обсужденное с общинами, гарантированно на 70% будет работать. Как только спустишь решение из Киева, что нужно сделать, оно работать не будет.
МЕСТНЫЕ ЭЛИТЫ НЕ ПОЗВОЛЯТ ГУБЕРНАТОРАМ ПРОВЕРНУТЬ «ФИКЦИЮ»
— На счет офисов реформ, все же кто эти люди, которые в них работают? Кто их отбирал? Ведь насколько нам известно от экспертных кругов, подбирали кадры главы областных администраций. Следовательно, специалисты отмечают, что есть вполне реальный риск, что они будут использовать центральную власть как ресурс для избирательных штабов на местных выборах. Объясните логику правительственной кадровой политики в этом вопросе?
— Во-первых, нет четкого представления человека от главы государственной администрации. Есть понятие поддержки руководителя ОГА того или иного человека.
А во-вторых, правительство сегодня задачу по проведению реформы децентрализации возлагает на глав ОГА. Как менеджер, работающий с местными советами разного уровня, именно он должен наладить этот процесс.
Мы предоставили людей от Ассоциации городов, Ассоциации областных советов, Ассоциации сельских советов, которые могут возглавить эти офисы.
— Кому предоставили?
— Главам ОГА. А они уже утверждали этих людей на должностях.
Проведение реформы децентрализации — это очень непростое дело. И взять человека, не имеющего опыта в этом, значит обречь область на провал. Поэтому мы подбирали таких людей, которые лучше всего в Украине знают местное самоуправление. Хотя, конечно, (смеется) лучший специалист в Украине в этой теме сегодня — это Владимир Борисович Гройсман. Он ручками и ножками «перебрал» эту тему. Но и я как депутат городского, областного совета, народный депутат четко понимаю, насколько сложный этот механизм взаимоотношений в областях. Однако просто трудоустроить «левого» человека в Офисе реформ сегодня невозможно из-за сумасшедшего запроса на децентрализацию. Элиты, живущие в этих территориальных общинах, просто не позволят этой фикции состояться.
Кстати, на этой неделе мы начали публичное представление общественности руководителей офисов.
О «ГРУППАХ СОПРОТИВЛЕНИЯ» ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ
— В интервью «Дню» одни из наиболее опытных экспертов в области местного самоуправления — Юрий Ганущак и Анатолий Ткачук — («Доступно о децентрализации». «День» от 15 апреля 2015 года) рассказали, что после того как была проведена фискальная и бюджетная децентрализация, в Украине четко обозначились так называемые группы сопротивления реформе. Это сельские и поселковые главы маленьких советов, которые живут на дотации и имеют от государства заработную плату, главы районных администраций, которые получили ресурсы, а теперь должны будут их лишиться, и т.д. Как правительство работает с этими группами?
— Ничего так не мотивирует человека, как хороший пример. И спросите глав городов или районных советов, что у них с финансами. Во-первых, они все говорят, что хорошо. Во-вторых, сегодня вовремя, практически день в день проходят платежи через Государственное казначейство, чего не было у нас уже очень и очень давно.
Но вы также знаете, что сейчас на сельских территориях очень сложно с трудоустройством. Поэтому есть люди, которые очень боятся потерять свое рабочее место в органах местного самоуправления, после того как их территориальная община объединится с другой территориальной общиной. И ими, к сожалению, манипулируют некоторые политические силы. Им говорят, мол, вот вас, сельского голову, лишат рабочего места, заработной платы. Но это же не совсем так. Мы же оставляем такую позицию, как староста в селе, который будет представлять общину села в объединенной территориальной общине.
— А он будет работать на оплачиваемой должности или на общественных началах?
— На оплачиваемой. Но деньги ему будет платить община того села, которое его изберет.
Мы понимаем, что сопротивление есть и будет. Оно было везде: и в Швеции, и в Норвегии. Генеральный секретарь Совета Европы Торбйорн Ягланд, с которым я встречался, признался мне, что у них уже 30 лет проходит эта реформа, и все равно есть недовольные.
Поэтому мы будем применять умеренное административное давление, проводя децентрализацию. Добровольность есть, и она будет. Но в конце нужно будет поставить точку. Мы качественно меняем жизнь 95-97% граждан Украины. А «недовольные» — это 1%, которые не хотят работать. И среды сельских голов таких около 18% от всех сельских голов Украины. Ведь я с легкостью могу привести примеры сел в Ивано-Франковской области, где с населением в 2000 человек есть и детский садик, и хорошая транспортная инфраструктура, люди думают, как отпраздновать 600-летие села...
МЕСТНЫЕ ВЫБОРЫ ПО НОВЫМ «ПРАВИЛАМ»
— Из концепции территориальной децентрализации у нас будет три уровня организации территорий. Первый — первичный — это, собственно, сами территориальные общины. А что будет делать второй уровень? Какой смысл в его существовании?
— Мы ждем изменений к Конституции. Конституционная комиссия уже трижды собиралась.
В данный момент мы ожидаем драфт новой Конституции. На международной конференции я встречался с главой Венецианской комиссии Джанни Букиккио. Он попросил предоставить предварительный драфт, чтобы до голосования в ВРУ они могли его просмотреть и, если есть потребность, подкорректировать.
Собственно, именно в Конституции будет отмечено, каким образом будут функционировать районные и областные советы, как будут создаваться исполнительные комитеты, какие полномочия останутся за администрациями, будут ли это префектуры, или это будет просто контроль соблюдения конституционных прав и свобод территориальной общины.
Но у нас все равно возникнет много вопросов по поводу взаимодействия. Это общие дороги, общие заведения образования, заведения здравоохранения, которые нужно содержать, финансировать и поддерживать. Потому делегируются эти полномочия конкретным людям, которые будут работать на этом втором уровне.
Мы, кстати, ждем сейчас еще и закон о выборах, который тоже решит важный вопрос, на каких условиях пройдут эти местные выборы, каким образом будут созданы районные советы, избраны органы местного самоуправления территориальных общин.
Кроме того, мы посчитали, что нам нужно внести изменения в 120-130 законопроектов, чтобы четко разделить, где есть центральные полномочия, где есть полномочия местных властей. Чтобы людям было понятно, что эту функцию мы передали на местное самоуправление, а эта остается за государством.
— Когда Украина, по вашим прогнозам, должна будет завершить этот этап реформы? Мы успеваем это сделать до этих местных выборов? Если нет, то какой у властей план «Б»: может ли быть такое, что люди будут избираться с каким-то сокращенным сроком полномочий?
— Мы сейчас живем в государстве, которое делает возможными невозможные вещи. В апреле 2014 года у него не было армии, но сегодня оно стойко останавливает агрессора. В мае 2014 года ему говорили: «Какие выборы Президента? Нужно вводить военное положение», — мы избрали Президента. После этого подписали соглашение с ЕС. Изменили парламент... И так далее и далее.
Поэтому, когда я говорю, что нам сейчас нужно пройти вопрос децентрализации, принять изменения к Конституции и в соответствии с ними провести местные выборы осенью, мне говорят: «Это невозможно». А я говорю, что мы это сделаем. У нас нет другого выхода. Военная агрессия на Востоке Украины будет прекращена лишь тогда, когда будет понятно, что страна изменилась, что ее невозможно вернуть в формат Российской Федерации.
Если мы хотим увидеть Украину независимым европейским государством, мы должны провести эту реформу. И провести ее до осени. Поэтому я даже не хочу обсуждать вопрос, а что произойдет, если это будет невозможно. Вы такого сигнала от вице-премьера никогда не дождетесь.
— То есть вы уверены: до осени успеем и Конституцию изменить, и закон о выборах проголосовать?
— Да.
— Реформа состоит из трех «элементов»: территориальная основа, полномочия и ресурсы. Бюджетной и фискальной децентрализацией был решен третий вопрос — вопрос денег, теперь «нарезается» территориальная основа...
— Я добавлю относительно третьего «элемента». В данный момент мы ждем назначения нового главы Государственной фискальной службы. И у правительства есть понимание, что мы все же будем проводить изменения к Налоговому кодексу, чтобы четко прописать мотивационные нормы для малого и среднего бизнеса. Это также должно будет усилить финансовые полномочия местных общин.
Сейчас мы уже начали обсуждать на круглых столах вопрос земельной реформы. Это очень важная тема. У нас есть ресурс, который не работает. Мы дали людям возможность приватизировать паи, но позволили лишь их обрабатывать самостоятельно или отдать в аренду. А должны предоставить весь спектр возможностей распоряжаться этим ресурсом.
Еще одно: нам следует поддержать малый и средний бизнес на селе. Только он несет на себе огромную социальную нагрузку. Агрохолдинги, к сожалению, кроме уплаты налога на землю, ничего больше из проблем села не хотят на себя брать. Мы должны поддержать фермерские хозяйства, владельцы которых живут рядом с землей, которую они обрабатывают. Нужны разные налоги: обрабатываешь землю — один налог, перерабатываешь свою продукцию, создаешь рабочие места на своей земле — другой...
— И все же, когда будет завершено «нарезание» территориальной основы под децентрализацию и когда на финишную прямую относительно определения полномочий местного самоуправления выйдет Конституционная комиссия?
— Составление перспективных планов у нас четко прописано в законодательстве. До конца мая мы их составляем. На протяжении июня областные советы должны их утвердить и подать на утверждение в Кабинет министров. Таким образом, дедлайн — это июль этого года.
ГОСУДАРСТВО ОСУЩЕСТВИТ ФИНАНСИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТЕХ РЕГИОНОВ, КОТОРЫЕ БУДУТ ИМЕТЬ СТРАТЕГИЮ
— При Министерстве вы создали Департамент регионального развития, есть созданный Президентом Совет по региональному развитию, также есть Фонд регионального развития. Как все эти структуры между собой взаимодействуют и что регионам следует ожидать от каждой из них?
— Созданный Президентом совет будет определять четкую стратегию: какой регион в каком направлении будет развиваться и как он будет усилен. Он будет давать определенные подсказки территориальным общинам — куда двигаться.
Департамент регионального развития — это исполнительный инструмент. Он будет двигаться по той стратегии, которая будет задана: будет готовить подзаконные акты, решения, чтобы запустить процесс выполнения стратегии.
Фонд регионального развития — это финансовый инструмент, который сегодня государством наполнен на три миллиарда гривен. Мы сейчас приняли постановление КМУ, которое регламентирует, на какие дела могут направляться эти средства. Это — «рамка» для областных конкурсных комиссий, которые будут определять, как этими средствами будут распоряжаться.
Следует понимать, что Фонда как органа не существует. Есть строка в бюджете, в которой записано, на что именно эти средства будут направлены. На областном уровне специально созданная комиссия определит, на какие проекты она предлагает эти средства направить, подает это решение на Минрегион, тот проверяет только, соответствует ли решение тем рамкам, которые уже приняты. Сам решение не принимает. После этого передает в бюджетный комитет ВРУ для окончательного утверждения.
— Кому подчиняется эта комиссия?
— Ее создает ОГА. Но в нее входят представители областных, районных и городских советов, и я активно приглашаю приобщаться народных депутатов, избранных по мажоритарным округам...
— Европейская практика предполагает финансирование развития территорий через конкурс. Но для того, чтобы он мог состояться, должна еще быть утверждена региональным советом Стратегия развития региона. И уже в рамках этой стратегии определяется, следует ли выделять на тот или иной проект средства. И Европейский Союз при необходимости дофинансирует их. То есть существует процедура, механизм, которые делают невозможным любое ручное управление...
— На днях мы проведем презентацию работы Фонда регионального развития. И все то, что вы сказали, кроме одного, у нас прописано. То одно — это, к сожалению, Европа пока что нам недофинансирует эти проекты. Хотя нам очень хотелось бы этого. Я уже говорил на встрече с депутатами Совета Европы, что в поддержку проектов регионального развития в странах Балтии от ЕС поступало много денег. А Украина пока не имеет в этом направлении ни копейки.
Но могу вас заверить, что и процедура, и механизм у нас выписан так же четко, ведь мы разрабатывали их совместно с европейскими специалистами. И мы утвердили их с ЕС. Потому что также ожидаем их финансовой поддержки. Получить ее будет невозможно, если процедура будет непрозрачна.
— Западный подход: если нет стратегии — нет комплексного виденья развития региона, нельзя получить деньги на проект. В Украине так же?
— Открываем Постановление КМУ об использовании средств из Фонда регионального развития и первым пунктом читаем, что проекты для финансирования отбираются в соответствии со стратегией развития региона. Если такой стратегии нет, ее нужно сделать. Это и есть та «рамка» принятия решений, о которой я говорил.
— Каким образом будет финансироваться развитие первичного звена — территориальной общины? Не будет ли создан какой-то дополнительный Фонд регионального развития на уровне области, который будет дофинансировать проекты территориальных общин в качестве мотивации для подготовки стратегий развития территориальных общин?
— Нет.
Во-первых, Государственный Фонд регионального развития — это деньги местных общин, которые поднялись «наверх», государство их сформировало и возвращает. Это не просто откуда-то взятые деньги.
Теперь относительно стимулирования подготовки стратегий развития территориальных общин. Мы имеем социальные, инфраструктурные объекты, которые хотим поддержать. Но в проекте решения на 2015 год мы прописали, что и на процедурные вещи, которые должны быть сделаны для объединения общин, можно направлять средства из Фонда регионального развития. А это значит, что если община объединилась и хочет сделать общий административный центр услуг, то на его создание она может получить средства из Фонда регионального развития.
— Это уже исчерпывающий перечень статей, на что могут тратиться средства из Государственного Фонда регионального развития, или есть еще что-то?
— Нет. У нас там еще прописана возможность выделения средств для предоставления жилья военнослужащим, участникам АТО, вынужденно переселенным лицам... Но это если так решит общество.
Не следует забывать, что у нас еще есть средства на местных бюджетах. Вот буквально на днях я общался с председателем Луганской ОГА Геннадием Москалем. Я у него спросил об остатках на счетах. Так вот, только в Станично-Луганском районе, где идут боевые действия, где практически ничего не работает, сегодня — 21 миллион гривен остатков на счете.
КАК ГОТОВЯТ «МЭРОВ» ДЛЯ ПОСТДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ?
— Делегируя ресурсы и право принимать решения на места, мы должны быть уверены, что качество «менеджеров» на местах очень высокого уровня. Как государство готовится к решению этого вопроса? Возможно, проводится какая-то соответствующая подготовка кандидатов в мэры, депутаты местных советов и тому подобное.
— Я очень хорошего эффекта ожидаю от того, что в соответствии с Европейской хартией оплата работы по управлению территорией будет определяться на месте. Это даст понимание профессиональным людям, что можно идти честно работать и при этом нормально и достойно зарабатывать.
Будет конкурс, который позволит набрать лучших менеджеров, а затем определить, сколько им нужно заплатить. После этого мы будем следить за их эффективностью — отрабатывают они потраченные на них средства или нет.
Сейчас мы начинаем реформирование Национальной академии государственного управления при Президенте Украины. И я надеюсь, что в мае мы отправим группу специалистов во Францию на стажировку. У меня есть договоренность с министром децентрализации и государственной службы Франции Марилиз Лебраншу, что они примут такую группу, покажут, как у них работает подготовка государственных кадров... И самое главное — есть Национальная школа администрации (Ена), которая выпускает служащих для местного самоуправления.
Мы сделаем базу людей, которые будут работать на подготовку кадров для местного самоуправления. Ведь мы ожидаем, что нам нужно будет около 250 тысяч таких кадров. Люди есть. Их просто нужно научить.
Поэтому программа есть. Закон о госслужбе и службе в органах местного самоуправления уже принят. Есть много нареканий и отрицаний по нему. Но та же пани Лебраншу, которая много лет занимается реформой децентрализации во Франции, сказала мне: «Не пытайтесь сделать все сразу, вы не сможете сразу сделать такую же госслужбу, как во Франции, на это нужны годы, чтобы изменились поколения, появилась институциональная память...» Сейчас главное — запустить этот процесс. И мы это сделали. Подтверждением этому является коммюнике саммита ЕС в Киеве.
— Когда будут первые выпускники для органов местного самоуправления?
— Как только будут изменения к Конституции, мы уже летом начнем модульные программы по подготовке людей, которые будут служить в органах местного самоуправления.
Выпуск газеты №:
№78, (2015)Section
Экономика